Меню

Валентина Матвиенко предложила отменить закон о госзакупках до окончания СВО

Иллюстрация: Совет Федерации

В России могут временно приостановить действие законодательства о контрактной системе. С такой инициативой выступила спикер Совета Федерации. Чем это мотивировано и что думают эксперты?

Федеральный закон 44-ФЗ, по которому проводятся закупки товаров, работ или услуг за счет выделенных исполнителю бюджетных средств, следует отменить до окончания специальной операции России на Украине, поскольку эта процедура тормозит освоение бюджетов и развитие страны. С инициативой о моратории выступила на заседании Совета Федерации его председатель Валентина Матвиенко.

44-ФЗ подавался как борьба с коррупцией, наведение порядка. Но те, кто нечистоплотно себя вел, отдавал подряды «карманным» компаниям, продолжали так делать и в рамках этого закона. А добросовестные подрядчики страдают. Мы стараемся, напрягаемся, до 1 декабря принимаем бюджет, а выделенные деньги, если проходить все процедуры, начинают осваивать с июня-июля! <...> Это, конечно, не отменяет контроля и правоохранительных органов и тех, кто ведёт контроль… Но нельзя из-за теоретических подозрений останавливать всю машину освоения федеральных средств и развития страны, — пояснила Валентина Матвиенко.

Председатель Совфеда дала поручение вице-спикеру верхней палаты Николаю Журавлёву в течение недели подготовить предложение в Правительство РФ наложить мораторий на 44-ФЗ на период до завершения специальной военной операции на Украине и дать право регионам в ускоренном режиме принимать решения по началу строительства инфраструктурных, социальных и иных объектов.

То, что эта инициатива будет принята, сомнений практически нет, однако и ее заявленные цели, и аргументация вызывают вопросы. Об этом CHEL.DK.RU рассказал председатель комитета по госзакупкам челябинской «ОПОРЫ РОССИИ» Ярослав Щербаков.

Ярослав Щербаков
ЧРО «ОПОРА РОССИИ»
Цель вполне понятна – освоению средств ничего не должно мешать, однако как это согласуется с развитием страны? Очень честно было сказано про то, что борьба с коррупцией проиграна. Правда и умозаключение из этого делается странное. Вместо того, чтобы борьбу с коррупцией вести, развивать конкуренцию, предлагается отменить конкурентные торги и напрямую распределять госзаказы среди «своих», лишив таким образом добросовестных подрядчиков даже призрачного шанса на контракт. Действуют по формуле «чтобы обидно не было, не надо обольщаться». Безусловно есть проблемы и дыры в 44-ФЗ: исключений для закупки без торгов больше чем правил, под предлогом защиты национальных интересов от санкций закупить можно практически все и в любых количествах у единственного поставщика. Закон нуждается не в моратории, а в доработке. И она должна исходить из принципиального подхода — не может быть эффективной закупка в отсутствие конкуренции.

Помимо закона 44-ФЗ существует также процедура по 223-ФЗ, на которую предложенный мораторий не распространится. Ярослав Щербаков добавил, что принципиальной разницы между ними нет: по 223-ФЗ работают в основном госкорпорации и компании с госучастием. Сам документ носит рамочный характер, а процедуры проводятся на основании Положения о закупках, которое принимает каждый заказчик самостоятельно. Мораторий на 44-ФЗ более существеннен, поскольку в случае его принятия фактически каждый государственный и муниципальный заказчик будет заключать любые контракты на свое усмотрение, минуя процедуру торгов.

Читайте также на CHEL.DK.RU: Офсетные контракты как драйвер для бизнеса: как усовершенствовать систему госзакупок?