«Это не настоящая коммуникация, а какое-то коммуникационное порно. Так в нашей сфере уже несколько лет, а туризм в целом в регионе развивается вопреки».
Рынок туризма несколько лет подряд сталкивается с условиями, в которых, как признаются сами игроки рынка, приходится не работать, а выживать. Санкции, разорванные логистические цепочки и обстановка в целом основательно «прошлись» по турбизнесу.
Эксперты отмечают, что заграничные поездки перестали быть массовыми. Внутренний туризм хоть и спасает ситуацию, но не решает проблемы (сказывается запрет на полеты в 11 аэропортов страны). По некоторым оценкам игроков рынка, количество поездок по России увеличилось на 10%, а цены на них — на 20%. Главной звездой туристического сезона-2022 стал Дагестан: спрос вырос на 25-30%. Куда сейчас едут туристы, из-за чего местные турфирмы краснеют перед коллегами из других регионов и почему проекты по развитию туризма внутри области рискуют остаться лишь красивой идеей? На вопросы CHEL.DK.RU отвечает генеральный директор «Вита трэвел» Алексей Ципордей.
Год назад вы говорили, что пандемия стала самой большой проблемой за историю существования компании. Сейчас так уже не считаете?
— Нет, до сих пор пандемию ничто не переплюнуло, даже этот год. Были паузы ощутимые у клиентов 3-4 недели после начала СВО и объявления частичной мобилизации, но это все-таки не «ковидная» остановка большого пласта экономики.
За счет чего держитесь?
— Команда и диверсификация внутри туризма по видам услуг, по географии клиента. Костяк первой уже многие годы в обойме, второе просто стало для нас привычкой еще до пандемии.
Сколько офисов компании сейчас функционирует?
— Головной в Челябинске. Офисы продаж в Екатеринбурге и Москве. Еще пара наших франчайзи остались после пандемийного удара в Краснодаре и Ижевске.
Внешнеполитические события этого года добили остатки турфирм Челябинска, которые пережили пандемию?
— В первую очередь удар был психологическим. Некоторые весной просто отменили планы на лето, кто хотел выйти из дистанта в офис — передумали, кто сидел в офисе — отказались от расширения штата, те, кто покрупнее, — отказались от расширения предлагаемых программ. Основательно подкосило в этом году тех, кто был ориентирован на туры за рубеж, но осенью появилась надежда на расширение программ. Но, как и в любой сфере, кто-то смог и подрасти даже в таких условиях.
Ряд стран объявил визовую блокаду россиянам. Но, судя по фотографиям знакомых в соцсетях на фоне замков Германии и пейзажей Италии, как-то туда попасть все-таки можно. Поделитесь лайфхаками, как попасть в Европу, если очень хочется?
— Этими лайфхаками мы помогаем клиентам из многих городов. Ситуация слишком нестабильна с марта: если один лайфхак перестал работать, ищем другой. То, что я посоветую сейчас, может стать неактуально уже через месяц. Совет простой: звонить в любой из наших офисов или визовому специалисту, которому вы доверяете, и уточнять актуальную информацию о том, что можно сделать, если сильно хочется.
Как выглядит топ-3 направлений этого года? Появились новички?
— Внутри России: Краснодарский край, Питер и Казань, из новенького — Дагестан. Из зарубежки: конечно, Турция, а вот Армения — это как раз новичок этого года. Был на нее большой спрос.
Зимой с учетом открывающихся перелетов, скорее всего, будут в лидерах Египет, Индия, Таиланд. Если есть желание отметить новогодние праздники за границей, то можно рассмотреть Шри-Ланку, Эмираты, Доминикану.
Есть ощущение, что принцип долгосрочного планирования дальних поездок ушел, и отдых стал спонтанным?
— Я бы не назвал это спонтанностью, скорее, снижением рисков. Турист не знает, что будет через полтора месяца. Во время пандемии любое направление могло снова закрыться буквально за пару недель. Сейчас это геополитика, опасение, что и это повлияет как-то на возврат домой. Да и в целом страх того, что будут какие-то экономические ухудшения, заставляет откладывать решение о покупке тура до последнего.
Уход из России международных сервисов бронирования повлиял на увеличение доли организованного туризма?
— На мой взгляд, несущественно. Есть у нас и свои системы бронирования, которые за несколько месяцев отсутствия Booking.com пополнились достаточным количеством мест размещения. Но на иностранных туристов, конечно, повлияло. Но это, по моим ощущениям, так как цифр официальных нет.
Создан бренд «Большой Урал», который объединил пять регионов (Челябинская, Свердловская, Тюменская области, Пермский край и Республика Башкортостан). На ваш взгляд, этот проект будет подспорьем для развития туристической отрасли в нашей области?
— Если вы про саму идею, то да. Но в проектах есть наиболее важная составляющая: качество реализации.
Если это останется на уровне маршрута и бренда, без обеспечения этого маршрута потоком туристов, то толку никакого не будет.
Учитывая то, что он объединяет несколько регионов, возникает вопрос: кто именно отвечает за этот проект? Ростуризм сейчас переформатируют. На региональном уровне кто курирует? У каждого региона свои руководители, свои ответственные за туризм. Как они будут договариваться? Если удастся хорошо управлять его реализаций до конца, то проект нам поможет, но он может и просто остаться идеей с красивым названием.
Когда проекты по развитию туризма создаются сверху, а не идут от игроков рынка, которые знают ситуацию изнутри, такой подход в принципе может быть эффективным?
— Я вообще не сторонник проектного мышления и подхода, если можно так сказать. Но уверен, что игроки турбизнеса должны рождать проекты, внутри сферы это должно происходить, а не наоборот. Ведь тут два пути. В первом случае проекты придумывают чиновники или структуры, близкие к властям, представляют идею начальству и утверждают. Для реализации проекта уже приглашают участников рынка (если они вообще требуются), чтобы освоить выделенные деньги.
Второй вариант: когда ответственные за туризм чиновники приходят к сообществу и выясняют все проблемы, расставляют вместе приоритеты по проектам и начинают двигаться. Только в этом случае будет максимально эффективное развитие туризма. Спрашивать надо сначала о болевых точках, а не выдумывать их в кабинетах, не имея при этом опыта в туризме.
У представителей отрасли вообще не спрашивают советов?
— Спрашивают, но своеобразно. Делают рассылку на электронную почту. Им советуют, что и как нужно сделать. Потом через какое-то время опять приходит рассылка всё с тем же вопросом. Это не настоящая коммуникация, а какое-то коммуникационное порно. И так в нашей сфере уже несколько лет. Те коллеги, которые отвечают на эти вопросы постоянно, а еще и ходят на совещания, которые проводятся, как потом выясняется, для галочки, уже просто устали. Ведь это всё заканчивается ничем, и силы уходят в пустоту.
В итоге у нас складывается такая картина: инициированные сверху проекты развиваются благодаря, а туризм в целом в регионе развивается вопреки.
Если ничего не изменится во взаимодействии с экспертным сообществом, то можно засекать два года и ждать смены кураторов в туризме.
Почему именно два года?
— Это реалистичный прогноз. В начале следующего года станет известно, переформатируют ли туризм в правительстве Челябинской области. На год вперед дадут карт-бланш, после второго года уже будут смотреть на результаты. Конечно, можно любые цифры показать в качестве достижения результатов, но я не заметил среди руководства региона глупых людей, поэтому продвинуть развитие одного флагманского проекта, чтобы признать его как развитие туризма в регионе, это вряд ли удастся. Поэтому важно выстраивать эффективную коммуникацию. Сейчас между внешней и реальной открытостью власти — пропасть.
Зачем ждать, почему представители туротрасли региона сейчас не говорят открыто о проблемах?
— Это будет просто «избиение младенца». Спрашивать публично: почему игнорируют наши просьбы сделать остановки для туристических автобусов в Челябинске, чтобы город не «краснел» перед туроператорами из других регионов и имел нормальную обзорную экскурсию? Или интересоваться, куда посылают аттестоваться инструкторов активного отдыха? Или спросить опять, как работать «в белую» инструкторам активного отдыха по детским маршрутам? Да гореть будут у кураторов туротрасли и уши, и щеки.
Все эти вопросы задаются в кабинетах давно. Экспертное сообщество тоже ведь дает свой карт-бланш, хоть он и гораздо меньше, чем год. Усталость в турсфере от бездействия по важным вопросам чувствуется давно.
Плюс риск того, что именно те, кто имеет возможность выделять ресурсы, расширять штат, расставлять задачи и приоритеты, вот они и свалят на подчиненных при любом удобном случае ответственность за бездействие. Но соглашусь, что если ситуация не изменится в ближайшее время, то представителям туризма нужно будет менять свою тактику и действовать смелее. Коллеги у нас, помимо того, что вежливые, еще и целеустремленные. Как в песне: «Там, где прямо не пролезем, мы пройдем бочком».