Меню
Деловой квартал — Челябинск

«Бизнес активно подключается». Людмила Панина о Cистеме быстрых платежей

За прошедшие два года мгновенные денежные переводы по Системе быстрых платежей (СБП) прочно вошли в привычный обиход: суммарный объем переводов за первое полугодие 2022 г. составил 5,4 трлн руб.

С недавнего времени в розничных сетях, кафе, салонах красоты и в интернет-магазинах стали появляться специальные QR-коды, отсканировав которые, можно расплатиться за покупку, не доставая кошелек или банковскую карту. Сегодня QR-кодом пользуется каждый третий житель страны. О том, как платежный сервис совершил тихую революцию на рынке межбанковских переводов и вытеснит ли он вскоре привычный эквайринг, в интервью «Деловому кварталу» рассказала начальник отдела платежных систем и расчетов челябинского отделения Банка России Людмила Панина.

Насколько востребованным оказался сервис, какова динамика по количеству и объему платежей?

— Несмотря на то что Система быстрых платежей была запущена относительно недавно, в январе 2019 года, сейчас мы уже не представляем жизни без нее. Каждый третий житель страны активно пользуется мгновенными платежами. За второй квартал этого года 48 млн жителей страны совершили 578 млн операций, которые в сумме составили более 3 трлн руб., что втрое превышает аналогичные показатели второго квартала прошлого года. А если говорить о динамике системы переводов за первое полугодие, то жители страны совершили более 1 млрд переводов на сумму 5,4 трлн руб. — это больше, чем за весь прошлый год. Отдельной статистики по регионам нет, однако те тенденции, которые просматриваются в целом по стране, в той или иной мере характерны и для Челябинской области. Так, наиболее востребованными остаются платежи по счетам частных лиц в силу их удобства и простоты. Система стартовала именно с этого сервиса изначально, и это в своем роде оказалось революционным предложением на рынке: жители страны получили возможность осуществлять переводы по счетам, открытым в разных банках, и при этом не нужно знать реквизиты карты, вполне достаточно номера телефона и названия банка-получателя. Кроме того, в пределах 100 тыс. руб., что важно для потребителей, переводы осуществляются без комиссии.

В чем же тогда выгода для банков, которые прежде получали неплохой комиссионный доход?

— Здесь стоит взглянуть несколько шире: до внедрения СБП межбанковские переводы по счетам физлиц существовали лишь у отдельных крупных игроков. И при переводе средств со счета, открытого в одном банке, на счет, открытый в другом банке, подчас возникали трудности: время прохождения платежа после завершения операционного дня затягивалось, каждый банк устанавливал размер комиссии, исходя из собственной тарифной политики. С появлением Системы быстрых платежей на рынке финансовых услуг была создана конкурентная среда, а банки получили равные возможности за счет подключения к единой системе. Чем быстрее банк начинает предоставлять новые сервисы в рамках СБП, тем больше клиентов он привлечет на обслуживание.

С недавнего времени стикеры с логотипом СБП появились на кассе магазинов, кафе и салонов красоты. Сколько компаний уже подключили такой сервис для расчетов?

— Отдельной статистики по компаниям, которые уже принимают оплату через систему быстрых платежей, нет, однако можно смело заявить, что челябинский бизнес активно подключается к этому сервису. И уже сегодня жители региона могут приобрести продукты питания, бытовую технику, внести оплату за образование или лечение, приобрести страховой полис или сделать взнос в благотворительный фонд через Систему быстрых платежей.

В целом по стране по итогам второго квартала количество предприятий, которые принимают оплату через новый сервис, составило порядка 362 тыс. и в сравнении с первым кварталом увеличилось в полтора раза. И очень важно отметить, что порядка 90% всех предприятий, которые принимают оплату через Систему быстрых платежей, относятся к категории среднего и малого бизнеса.

За второй квартал количество платежей увеличилось в четыре раза, а сумма — в два раза: жители страны совершили 68 млн покупок с использованием Системы быстрых платежей на сумму 129 млрд руб. В среднем за второй квартал каждый покупатель совершил через систему порядка четырех покупок.

Какие предприятия заинтересованы в подключении к сервису в первую очередь?

— На самом деле сервис пользуется спросом у разных видов бизнеса в силу своей универсальности: как в традиционных торговых точках, так и в электронной коммерции, при оплате товаров в интернет-магазинах. Используется большое количество сценариев, которые позволяют внедрить сервис даже в маленьком магазинчике у дома или павильоне, где продается кофе на вынос и совсем нет оборудования для оплаты с помощью банковских карт.

А в чем выгода для бизнесменов, подключивших оплату через СБП?

— В первую очередь это выгодно для торгово-сервисных предприятий в силу того, что тарифы в Системе быстрых платежей в два с половиной, а то и в три раза ниже, чем при эквайринговом обслуживании, и составляет не более 0,7% от суммы перевода, а в абсолютном значении — не более 1,5 тыс. руб. с одного платежа. При этом существует достаточно большой пласт бизнеса, для которого максимальный размер комиссии не превышает 0,4% от суммы платежа. Это, прежде всего, компании, которые занимаются продажей продуктов питания, товаров повседневного спроса, оказывают образовательные, медицинские услуги, занимаются перевозкой пассажиров. К этой же категории относятся и платежи в адрес самозанятых. Благодаря этому бизнес существенно экономит на организации и осуществлении безналичных расчетов, но выгода заключается не только в пониженных комиссионных расходах. При таком способе оплаты деньги сразу же поступают на счет, а значит, исчезают кассовые разрывы, что для некоторых видов бизнеса критически важно. Поступившие на счет деньги можно тут же вовлекать в оборот и направлять на развитие бизнеса.

Кроме того, достаточно существенным преимуществом для торгово-сервисных предприятий является простота подключения: не требуется приобретать и устанавливать никакого дополнительного оборудования, можно использовать имеющийся кассовый аппарат или POS-терминал или же просто разместить сгенерированный обслуживающим банком QR-код на бумаге или на стикере. При этом сгенерировать QR-код можно даже в мобильном устройстве, что актуально, например, для курьеров служб доставки, которые могут принять оплату за заказ прямо на месте.

То есть можно, условно говоря, оставить дома кошелек и пластиковую карту и всюду расплатиться с помощью смартфона?

— Да, здесь используются NFС-технологии (Технология беспроводной передачи данных малого радиуса действия. — Прим. ред.), которые позволяют совершить оплату в одно касание по аналогии с другими сервисами бесконтактной оплаты.

Значит ли это, что не только наличные, но и банковские карты со временем исчезнут из оборота?

— Нет, не думаю (Улыбается. — Прим. ред.). И задачи полностью вытеснить платежи по банковским картам на самом деле не ставилось. Изначально сервис разрабатывался именно как альтернативный способ безналичной оплаты. А выбор в конечном счете всегда остается за покупателем, который принимает решение, исходя из удобства и простоты расчета. И всегда останутся те, которые при всех очевидных, казалось бы, преимуществах не готовы использовать этот сервис, потому что у них, к примеру, нет смартфона, или же они убежденные приверженцы наличных денег. Поэтому торговые точки должны стремиться предоставить максимально широкий выбор способов оплаты, чтобы не потерять ни одного потенциального покупателя.

К слову, сегодня многие торговые точки, заинтересованные в снижении комиссионных расходов, проводят различные промоакции: устраивают лотереи по номеру чека, предлагают к действующим программам лояльности дополнительные бонусы и скидки при совершении оплаты через Систему быстрых платежей.

Вы упомянули, что всё более широкое распространение это получает в сегменте e-commerce?

— Да, раньше многие потенциальные покупатели, которые планировали совершить покупку в интернет-магазине, как только появлялась форма, где необходимо было внести данные карты, покидали страницу, так и не завершив операцию. Причины разные: кто-то опасается за безопасность платежа, кто-то просто не хочет искать карту. Одно из преимуществ Системы быстрых платежей как раз в том, что для оплаты не требуется вводить реквизиты банковской карты или, оформляя подписку, сохранять их ни в мобильном устройстве, ни на сайте продавца.

Необходимо отметить, что безопасности системы было уделено огромное внимание, и это обеспечивается на всех уровнях: как на стороне Банка России, который выступает расчетным центром и обеспечивает бесперебойность платежей, а также операционного платежного и клирингового центра — АО «НСПК», так и на стороне коммерческих банков. Развитие систем быстрых платежей — это мировой тренд, на момент запуска СБП в мире уже было порядка сорока подобных систем, созданных, как правило, также при непосредственном участии национальных центральных банков. Так что в этом смысле мы не изобретаем велосипед, а следуем в русле глобальных трендов, анализируя лучшие практики и обобщая накопленный опыт, чтобы обеспечить полную безопасность платежей и оптимальное наполнение сервиса.

Что еще нового появится в ближайшее время?

— Сервис не стоит на месте: так, сейчас активно развивается сегмент переводов физических лиц в адрес предприятий и организаций. Также набирают обороты платежи организаций в адрес физлиц: прежде всего, это страховые выплаты, переводы брокеров. Банки также активно тестируют возможность зачисления оплаты труда работникам по простому идентификатору — номеру телефона, а также внедряют сервис подписки для проведения регулярных платежей с определенной периодичностью: например, абонентской платы в онлайн-кинотеатрах, в адрес интернет-провайдеров.

Но технология автоплатежа есть и сейчас?

— Да, но здесь преимущество в том, что ни на каком этапе не вводятся данные банковской карты, что делает платежи максимально безопасными.

Если же говорить о дальнейшем развитии, то будущее за С2G-переводами — платежами граждан в адрес государства: это налоги, сборы, различного рода штрафы и комиссии. Это повысит оперативность поступления средств в бюджетную систему страны и сделает платежи более удобными, доступными, в том числе для тех, кто проживает в сельской местности, отдаленных малонаселенных территориях, где нет банковских офисов.

Подключение к сервису позволит совершить любой платеж, не выходя из дома, с помощью обычного смартфона. В скором будущем мы сможем осуществлять такие платежи и в другие страны: внедрение трансграничных платежей будет реализовываться в тесном взаимодействии с аналогичными зарубежными системами и отдельными иностранными банками, которые располагаются на пространстве Евразийского экономического союза.

Другие материалы на актуальные темы читайте на CHEL.DK.RU в рубрике #КАЧЕСТВО ЖИЗНИ