Меню
Деловой квартал — Челябинск

Автолизинг просел из-за дефицита иномарок. Рейтинг лизинговых компаний Челябинска

В прошлом году пятерка крупнейших лизинговых компаний региона заключила более 3,5 тыс. контрактов, предоставив финансирование на приобретение транспорта, спецтехники и оборудования на 17 млрд руб.

В прошлом году практически все лизинговые компании, ведущие бизнес в Челябинской области, зафиксировали заметный прирост портфеля сделок, показал отраслевой рейтинг, подготовленный «Деловым кварталом». Объем нового бизнеса пятерки крупнейших лизинговых компаний региона вырос в полтора раза и превысил 17 млрд руб. Эксперты рынка отмечают: ярко проявился эффект высокого отложенного спроса со стороны малого и среднего бизнеса на лизинг техники и оборудования сразу после отмены пандемийных ограничений. Этому также содействовала реализация ряда крупных национальных проектов, меры государственной поддержки по субсидированию лизинга спецтехники и оборудования. Также на пользу лизинговому рынку сыграла и самая низкая стоимость фондирования за всю историю кредитования. Ключевая ставка ЦБ РФ опускалась в 2021 году до исторического минимума — 4,25% годовых. С весны ключевая ставка пошла вверх, но в то же время это и подстегивало предприятия быстрее оформлять лизинговые сделки, чтобы успеть приобрести имущество по старым ставкам.

Автолизинг просел из-за дефицита иномарок. Рейтинг лизинговых компаний Челябинска 2

Один из традиционно наиболее динамично растущих сегментов — лизинг новых легковых автомобилей — в прошлом году показал просадку, что было связано с резким ростом стоимости и дефицитом иномарок в дилерских центрах.

Артём Мякшун
Артём Мякшун
директор компании «ЧелИндЛизинг»
Самое крупное снижение спроса в структуре лизинговых сделок наблюдается в сегменте новых легковых автомобилей. Если судить по нашей компании, то снижение продаж в этом сегменте лизинга составляет порядка 80%. Поэтому мы стали активно развивать направление лизинга подержанных автомобилей, которые теперь также можно оформить по экспресс-программе «Автолизинг». Причины просадки спроса на легковые машины, кроются, во-первых, в значительном увеличении стоимости машин. Во-вторых, легковой транспорт в текущей ситуации не является предметом первой необходимости, и в условиях ограниченных ресурсов предприятия делают выбор в пользу того предмета лизинга, который генерирует денежный поток — например, грузового транспорта, спецтехники и оборудования с азиатских рынков. На фоне укрепления рубля относительно китайского юаня вложение в эти активы выглядит очень интересным.
Владимир Дворницын
Владимир Дворницын
директор филиала компании «Балтийский лизинг» в Челябинске
Нехватка техники и автомобилей ощущалась еще в прошлом году, когда из-за пандемии международные логистические цепочки, которые выстраивали десятилетиями, оказались сильно нарушены. В конце первого квартала 2022 года ситуация осложнилась — введенные в отношении России санкции стали целым рядом новых вызовов для лизинговой отрасли. Разумеется, спрос снизился. Сжатие началось приблизительно с конца февраля во всех сегментах. В первые недели марта практически весь бизнес в России замер, сделки, которые ужу были готовы к подписанию, были заморожены, потому что мало у кого было понимание, чего ждать дальше. Предприятия начали формировать подушку безопасности. И только примерно с середины апреля рынок начал приходить в движение. Кроме того, на число заключенных сделок оказывали влияние не только нехватка авто и техники, но и их стоимость. По информации аналитиков агентства Russian Automotive Market Research, в первом квартале 2022 года средние цены на LCV выросли на 28,1%, новая сельхозтехника в среднем подорожала на 8,2%.

По мнению экспертов, в этом году продолжился тренд на цифровизацию бизнеса и развитие дистанционных каналов продаж: для бизнеса ключевым фактором становится не только стоимость финансирования, но и скорость и простота оформления сделки.

Как отмечает Артём Мякшун, ключевую роль при формировании стоимости лизинга играет ключевая ставка ЦБ РФ, так как от этого индикатора зависит банковское кредитование лизинговых компаний. После резкого роста ключевой ставки весной, сейчас она вернулась до приемлемых уровней и в июне лизинговый процент удорожания вернулся к показателям начала этого года. «Как и ожидалось, при снижении стоимости фондирования активность и заинтересованность бизнеса в лизинговых услугах возвращается на прежний уровень, так как невозможно инвестировать с ключевой ставкой ЦБ РФ выше 11% годовых. Лучше приобрести актив в лизинг и получать денежный поток, чем ждать, когда инфляция обесценит деньги. Прогноз аналитиков по инфляции на конец 2022 года повышен до 20%. Текущий курс рубля по отношению к иностранным валютам и процентные ставки делают покупку в лизинг сейчас даже выгоднее, чем это было в конце прошлого года», — заключает эксперт.