Меню

В Челябинске закрывается расположенный в бомбоубежище арт-кластер «Клоповник»

Один из центров челябинского культурного андерграунда прекращает свою деятельность: арт-бункер «Клоповник» закроется в субботу. Мы разобрались, имеет ли к этому отношение МЧС и гражданская оборона.

Еще в конце февраля команда «Клоповника» заявила, что готова продолжать свою деятельность в изменившейся общественно-политической обстановке, и объединять творчески мыслящих людей, выступающих «за мир и против насилия». Развлекательные мероприятия были отменены; взамен организаторы пообещали проводить больше мастер-классов, арт-медитаций, кинопоказов и прочих творческих психотерапевтических мероприятий.

Однако в новых реалиях «Клоповник» проработал лишь три недели: в среду, 16 марта, команда объявила о скором закрытии проекта.

«Клоповник» был галереей, точкой сбора, уютным баром, челябинским андеграундом. Это место было построено и наполнено сотнями челябинцев и каждому мы безмерно благодарны. Сейчас мы закрываемся, потому что больше не видим способов устойчиво обеспечивать своё помещение и пути для своего развития в сложившейся ситуации. Мы обязательно вернемся, но жизнь пока не даёт предположить когда. В городе остаётся еще много мест для ищущих и чувствующих, поэтому мы не беспокоимся, — говорится в сообщении в группе «ВКонтакте».

«Прощальную вечеринку» в арт-пространстве запланировали на субботу, 19 марта. Туда пообещали пригласить организаторов других творческих площадок города и провести нетворкинг с представителями местной независимой арт-индустрии.

«Клоповник» открылся в 2018 году, первоначально — в помещении на территории промзоны на улице Клары Цеткин, впоследствии кластер переехал в челябинский Дом печати на улице Коммуны, заняв бывшее бомбоубежище в подвале комплекса. Однако гипотеза о том, что арт-пространство закрыли, чтобы вернуть укрытию изначальный функционал, несостоятельна, считает экс-министр общественной безопасности Челябинской области, член региональной Общественной палаты Евгений Савченко.

Евгений Савченко
член Общественной палаты Челябинской области
Нецелевое использование объектов защиты, включая так называемые бомбоубежища, категорически запрещено. Речь идет о тех объектах, которые внесены в специальный перечень. Контрольно-надзорную деятельность по достаточности, исправности и готовности объектов защиты осуществляют подразделения МЧС совместно с региональными властями. Проверки проходят регулярно, за нарушение нормативных требований создания и эксплуатации таких объектов предусмотрена ответственность — в Челябинской области были случаи, когда в отношении отдельных должностных лиц предприятий возбуждали уголовные дела, связанные с незаконным перепрофилированием действующих объектов защиты. Поэтому, если какие-то помещения, которые, ранее использовались, как убежище, используются сейчас для чего-то другого, то, скорее всего, они уже исключены из перечня объектов защиты. Если при этом соблюдены требования законодательства, их возврат в систему гражданской обороны, как объект убежища, маловероятен. К объектам защиты предъявляются определенные требования, актуальные уровню современных технологий, позволяющих защитить людей в условиях военного времени, чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера.

Директор арт-пространства Намор Вотилав также опроверг «оборонный» фактор в закрытии «Клоповника»:

Закрываемся по коммерческим мотивам. Нам не приходило распоряжений об освобождении помещения ни от арендодателя, ни от МЧС, — прокомментировал он.