Меню

Ситуация с протестами в Челябинской области — «умеренно-напряженная»

Протестная активность в российских регионах существенно снизилась, однако никуда не исчезла: 2,5 тыс. акций прошло по всей стране за год. В Челябинской области ситуация — «умеренно-напряженная».

Маргинализация несистемной оппозиции повлияла на ее восприятие в широких слоях общества как деструктивного и токсичного феномена, поспособствовав тем самым снижению общего уровня протестных настроений. К такому выводу пришли аналитики телеграм-канала «Незыгарь», где опубликовано исследование параметров протестной активности в российских регионах в 2021 году.

Тем не менее акции публичного проявления несогласия имеют место: за год по стране зафиксировано 2 тыс. 433 таких случая. Условно их разделили на три волны: «политическую» в январе–марте, «избирательную» в июле–сентябре и самую масштабную — ноябрьскую–декабрьскую, вызванную введением QR-кодов и усилением существующих ковидных ограничений. Почти половина всех протестных акций — это пикеты, примерно четверть — петиции, открытые письма и видеообращения. Лишь 14% приходятся на митинги.

Регионы по уровню протестной активности разделили на три группы. Абсолютным лидером общественного недовольства стал Санкт-Петербург с его 141 случаем проявления. На втором месте в группе регионов с высокой напряженностью — Свердловская область (89 случаев), где в конце года прошли массовые митинги противников антиковидных мер.  

В Челябинской области за год, по данным «Незыгаря», произошло 44 протестных акции — ровно вдвое меньше, чем в сопредельном регионе. «Рост протестной активности наблюдается в марте. Протесты связаны с градостроительной политикой и привели к отставке местных глав», — говорится в исследовании про Южный Урал.

С оценкой можно согласиться, отметив  малочисленность, но периодичность акций. При этом протесты во многом потеряли базу для региональной специфики, выросла роль федеральных поводов, отсутствовала доминирующая актуальная тематика. Например, были и политические (в связи с событиями вокруг Навального), и экологические (в защиту городского бора), и антиковидные (против кьюар-кодов). Тем страннее комментарий относительно Челябинской области в самом исследовании, где выделили какие-то мартовские протесты по градостроительной политике, приведшие "к отставке местных глав". Не понятно вообще о чем это и почему выделено как основное, — комментирует политолог Александр Мельников.

Читайте такжеУральцы больше всех в России протестуют против QR-кодов. К чему это приведет?

Нашёл своё подтверждение тезис о том, что недовольство в основном генерируют развитые регионы, обладающие значительным социально-экономическим потенциалом. Это связано с тем, что протестная активность определяется не столько наличием в субъекте острых проблем в социальной сфере, сколько активностью гражданского общества и развитостью некоммерческих организаций, которые существенно выше в мегаполисах, — говорится в исследовании.

Также аналитики обозначили общую палитру поводов к проявлению протестной гражданской активности: экология, ЖКХ, точечная застройка, перегибы администрирования, чрезвычайные происшествия, межнациональные проблемы и ряд других. Дополнительно аналитики выделяют в качестве значимого фактора непродуманное позиционирование региональных властей и оскорбления граждан, несогласных с позицией чиновников.