Меню

«Когда кризис заканчивается, нужно быстро расти, срочно входить в рынок, а ты обескровлен»

Экономическая ситуация, ковидные ограничения и демографический кризис ведут к тому, что аутсорсинг для российских компаний становится неизбежностью. И это даже в какой-то мере хорошо.

По оценке агентства NeoAnalytics рынок бухгалтерского аутсорсинга сократился на 6% в 2020 г. ИТ-аутсорсинг тоже стоял на месте. Говорит ли это о том, что российские компании не готовы передавать часть бизнес-процессов партнерам? Вовсе нет, уверен руководитель АНО «Центр развития промышленных инноваций» Станислав Твердохлеб.

– В 1996 г. я открыл рекрутинговое агентство в Челябинске. Еще тогда мне казалось отличной идеей искать сотрудников для предприятий. Но многие предприниматели не понимали – зачем это нужно, если люди сами приходят каждый день?

Так было 25 лет назад, а сейчас ситуация изменилась. Раньше было время работодателя, который диктовал условия, сегодня – время работника, потому что ценность хорошего сотрудника выросла. Когда-то предприятия публиковали вакансию, и приходил поток людей. Сейчас такого нет, иногда приходится брать абы кого: обучать, не слишком придираться к квалификации. Это сказывается на производительности, качестве и скорости работы.

При этом многие предприниматели до сих пор считают, что все сотрудники должны быть в штате: бухгалтер, уборщица, охранник, менеджер по подбору персонала. В сознании закрепилось, что так надежнее. Но мой опыт показывает, что кооперация и аутсорсинг – более выигрышный подход.

Это позволяет быть бизнесу более гибким. На Западе десятки лет работает кооперация, но у нас процесс идет в несколько раз медленнее. Кажется, только в бухгалтерии и сервисном обслуживании ИТ-инфраструктуры мы достигли определенных успехов. Хотя здесь тоже сильно отстаем от зарубежных компаний. Судя по отчету ФНС, у нас только 15% компаний и предпринимателей используют бухгалтерский аутсорсинг, тогда как в Европе и США – больше 85%.

Почему так? Россия – молодое капиталистическое государство, и многие процессы в экономике еще не завершены. Аутсорсинг будет развиваться в двух случаях: если мы достигнем определенного уровня доверия (тема доверия заслуживает отдельного разговора) между всеми слоями общества. Либо если нас вынудят обстоятельства. Пока мы идем по второму пути.

Экономическая ситуация, ковидные ограничения и демографический кризис ведут к тому, что аутсорсинг для российских компаний становится неизбежностью. И это даже в какой-то мере хорошо.

Почему – сейчас объясню. Что делать предпринимателю, если экономическая ситуация вынуждает сокращать производство? Заказов становится меньше, а операционных расходов меньше не становится: помещение, станки, люди, охрана, бухгалтерия и прочее. Как только ты входишь в кризисный период, все это непомерным грузом начинает давить, съедая прибыль. Приходится выполнять социальную функцию, и это обескровливает бизнес.

И наоборот, когда кризис заканчивается, нужно быстро расти, срочно входить в рынок, а ты обескровлен. Если же у компании были партнеры, которые брали на себя часть задач, то можно просто возобновить сотрудничество. И не надо срочно искать сотрудников, чтобы успевать выполнять заказы. Хотя предпринимателю кажется, что штатный специалист дешевле, чем услуги аутсорсинговой компании, но это не так.

Возьмем, например, бухгалтера. Если нужен штатный специалист, надо потратить ресурс на поиск адекватного человека, оформить рабочее место, купить необходимые программы,  латить зарплату и налоги, премии и больничные, обучать за свой счет. При этом не всегда есть уверенность в компетентности сотрудника, потому что проверить правильность заполнения отчётов не всегда хватает времени и знаний.

И в итоге усилия, направленные на поиск и найм специалиста, его удержание, повышение производительности и квалификации, будут обходиться гораздо дороже, чем партнерство с нормальными компаниями или проверенными фрилансерами. Придется или брать лучших и платить соответственно, или уходить в аутсорсинг. Ну, или довольствоваться посредственностью.

Конечно, риски тоже есть. Я слышал, как говорят: «Мы уже пробовали аутсорсинг, но нарвались». Да, от некачественных услуг никто не застрахован. Но вопрос лишь в правильном выборе партнера. Партнерство тоже технология, которой нужно учиться.

Для аутсорсинга и кооперации наступают лучшие времена. Постепенно аутсорсеры будут все больше зарабатывать, поэтому у них сконцентрируются топовые специалисты. Такие компании начнут предлагать лучшие условия, достойную оплату и повышение квалификации. Развиваться будем по примеру Запада – это затронет почти все виды услуг: озеленение, уборка, уход за газоном, вывоз мусора, клининг, сантехника, охрана и другие направления. Уже в ближайшее время мы увидим качественное изменение рынка аутсорсинга и изменение отношения общества к этому виду бизнеса.

Материал написан специально для CHEL.DK.RU