В Челябинской области открыли резиденции Уральской индустриальной биеннале современного искусства — одного из важнейших культурных событий макрорегиона. Арт-объекты появились в Сатке и Кыштыме.
В рамках масштабного проекта в Челябинской области представлены три работы художников из разных городов России. Организаторы 6-й Уральской индустриальной биеннале (УИБ) запустили программу индустриальных туристических маршрутов — серию поездок по региону, в ходе которых медиаторы знакомят жителей и гостей Урала с его индустриальным наследием и художественными практиками, осмысляющими индустриальность территории. На маршрутах участники программы погружаются в тот же исторический и индустриальный контекст, которые исследовали художники во время своих визитов.
Резиденциями УИБ в 2021 году на Южном Урале стали Сатка и Кыштым. В кооперации с градообразующим предприятием Сатки — компанией «Магнезит» — там представлены две работы. Созданный нижегородским художником Андреем Оленевым мурал «Рекультивация» размещен на основной производственной площадке: на стене 14-этажного здания высокотемпературных шахтных печей.
Рисунок площадью 4,6 тыс. кв. метров является одним из крупнейших в России, на его создание у автора ушло 20 дней. За это время Андрей Оленев успел посетить карьеры и цеха, пообщаться с сотрудниками «Магнезита». В результате художник представил собирательный образ рабочего, который не только совершает трудовые подвиги, но и заботится об окружающей среде и доме, в котором он живет.
Программа резиденций в этом году претерпела существенные изменения: если раньше художники туда приезжали просто чем-то вдохновиться, а сами произведения создавали в Екатеринбурге на основной площадке, то теперь резидент, приезжая в город, создает свой проект здесь, в чем видна естественная логика — оставить что-то этому месту. Сатка и группа «Магнезит» — наши многолетние партнеры, мы видим, какое внимание уделяет предприятие экологии, реализует, в частности, программу «Миллион деревьев». И здесь как раз эта ответственность предприятия перед природой достаточно понятна, — сказал Владимир Селезнёв, куратор программы арт-резиденций УИБ.
Находящийся неподалеку от Сатки выработанный Березовский карьер, где магнезит добывали в течение 40 лет, целиком превращен в произведение в стиле «лэнд-арт» — когда художественный контекст придается природным объектам и пространствам. Художник Василий Кононов-Гредин назвал свою работу «Сад камней» — она представляет собой 250 металлических зеркал, расположенных на площади в 240 тыс. кв. метров. Это крупнейший лэнд-арт-объект за всю историю Уральской индустриальной биеннале и одно из наиболее масштабных произведений в этом жанре в России.
Подготовка и монтаж конструкций у художника и его помощников заняли месяц. Все зеркала размещены на откосах карьера под определенными углами, благодаря чему, в зависимости от освещения в разное время суток, одни дают отражение, а другие сливаются с текстурой горных пород.
Здесь за десятилетия был создан искусственный ландшафт, в котором раздавались взрывы, происходила тяжелая работа. Теперь же природа постепенно забирает этот ландшафт себе. Эти зеркала показывают нам карьер, воду, небо с неожиданных углов, что трансформирует привычное восприятие. Также для меня было важно бережно и экологично отнестись к этой локации, соединить место и мысль так, чтобы человеческий труд являлся продолжением природы, — сказал Василий Кононов-Гредин.
На Березовском карьере остановлены откачивающие воду насосы — он постепенно заполняется, процесс займет до трех лет. Таким образом, зрители в момент созидания произведения становятся свидетелями его естественного изменения и, фактически, исчезновения; постепенно возникающий водоем будет скрывать все больше зеркал, а полное затопление карьера приведет к невозможности видеть их отражение.
Биеннале экспериментирует с разными формами искусства и производства, мы видим в этом огромную энергию и невероятные возможности для реализации творческого потенциала художников. Превратить Березовский карьер в арт-объект планировалось уже много лет, и то, что эта инсталляция получилась, на самом деле, большая удача — счастливое сочетание художественной мысли и техногенного ландшафта. Данный проект, безусловно, знаковый для биеннале, который наверняка займет достойное место в истории мирового искусства, — отметила комиссар 6-й Уральской индустриальной биеннале Алиса Прудникова.
Второй южноуральской резиденцией проекта стал Кыштым. Если в Сатке работы художников тесно связаны с производственными объектами, то в Кыштыме автор выставил свое детище на всеобщее обозрение в центре города. Скульптурная композиция «Дразнилка» воронежского мастера Ивана Горшкова установлена в русле неглубокой реки Кыштымка. Выполненный из металла рабочий держит на плече бревно из искусственного камня — все вместе это изображает процесс производства меди до массовой механизации процессов, когда расплав вручную ворошили для удаления газов и восстановления полученных из руды оксидов до чистого металла.
При создании скульптуры Иван Горшков вдохновлялся эстетикой советского авангарда 1920-х гг. Поместив ее в воду, художник придал сюжету драматургии, создав образ упорства и стойкости, эффект сопротивления течению, покорения стихии, которой в металлургии являются огонь и жидкий горячий металл.
Это скульптура не просто для какой-то галереи или музея — здесь предстояло вписать объект в определенное место в центре города, для которого он создается специально. Я очень хотел создать работу на воде, вода всегда дает скульптуре сто очков к успеху, она все делает лучше. Но вода в этом плане — зона очень проблемная, со множеством нюансов по согласованию и безопасности, здесь повезло, что река неглубокая, не замерзает, в нее непросто залезть из-за заборов. А когда уровень воды в Кыштымке приподнимется, скульптура будет выглядеть по-другому, значительно интереснее, — рассказал Иван Горшков.
Работа воронежского художника станет частью проекта благоустройства набережной реки Кыштымка, который предполагается запустить в следующем году. Заросшие берега планируется превратить в полноценное общественное пространство, хоть и в меньшем, по сравнению с областными центрами, масштабе.
Основная программа 6-й Уральской индустриальной биеннале пройдет в Екатеринбурге и городах Уральского региона со 2 октября по 5 декабря 2021 года. Масштабный арт-проект популяризирует современное искусство, знакомит Россию и мир с индустриальным наследием территории, входит в диалог с горожанами на актуальные темы, а также открывает новые точки культурного туризма.
В июле-октябре 2021 года всего планируется 25 маршрутов биеннале, которые затронут восемь городов и поселков Урала: Нижний Тагил, Асбест, Полевской, Сысерть, Черноисточинск в Свердловской области, Сатку, Кыштым и Сокол в Челябинской. Общая их протяженность составит около 7 тыс. км. А в столице проекта — Екатеринбурге — площадками станут цех Уральского оптико-механического завода, Екатеринбургский государственный цирк, бывший кинотеатр «Салют» и Главпочтамт.