Меню

«Скупили все авто на полгода вперед». Рейтинг лизинговых компаний Челябинска

Повышенный спрос на автомобили во время пандемии был вызван как снижением поставок, так и ростом стоимости транспорта из-за девальвации рубля.

В 2020 г. рынок лизинга впервые за последние несколько лет показал снижение – по данным исследования агентства «Эксперт РА», объем нового бизнеса в прошлом году снизился на 6%, составив 1,4 трлн руб. Основной драйвер рынка – автолизинг – показал в 2020 г. рост объема нового бизнеса на 8%, несмотря на падение автопродаж, и нарастил за год долю на рынке с 38% до 44%. Если рассматривать отдельно корпоративные сегменты – ж/д технику, авиатехнику, недвижимость, морские и речные суда – и розницу, то первые просели за год на 36%, в то время как розничные сегменты показали рост на 9%. «Деловой квартал» представил ежегодный рейтинг лизинговых компаний Челябинской области за 2020 г. 

В 2020 г. объем нового бизнеса у участников рейтинга вырос в среднем на 7,8%, что почти в четыре раза ниже показателя предыдущего года. При этом стоит отметить большой разброс среди участников рейтинга: в то время как одни компании в пандемийный год показали рост портфеля в полтора раза, другие фактически стагнировали, а некоторые сильно сократили объем нового бизнеса в сравнении с предыдущим годом. И это привело к некоторым изменениям в раскладе сил: так, наиболее заметный рывок в прошлом году совершила компания «Сименс Финанс»: за счет прироста объема нового бизнеса ее челябинское представительство поднялось с девятой на пятую строчку рейтинга.

ПОЛНАЯ ВЕРСИЯ РЕЙТИНГА КРУПНЕЙШИХ ЛИЗИНГОВЫХ КОМПАНИЙ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА 2020 Г.

Наибольшую динамику роста в 2020 г. в очередной раз показал сегмент автолизинга. Однако теперь это связано не с действием мер господдержки, а с повышенным спросом на автомобили, вызванного как снижением поставок из-за пандемии, так и ростом стоимости транспорта из-за девальвации рубля. Наибольшую просадку показал сегмент лизинга оборудования: сделки откладывались из-за неясности со сроками поставки и постоянного повышения цен на фоне скачков валютных курсов.

Артем Мякшун
заместитель директора компании «ЧелИндЛизинг»
Если говорить о наиболее динамично прираставших сегментах, то в первую очередь, конечно, стоит выделить сегмент легкового транспорта. Вся вторая половина прошлого года, как только возобновилась работа автосалонов, была ознаменована повышенным спросом на автомобили. Это объясняется как отложенным спросом, так и грядущим повышением стоимости автомобилей, связанным с девальвацией рубля. Поставщики ежеквартально поднимали цену на автотранспорт, закладывая курсовую разницу в цену товара. Поэтому выкупались все машины, которые были в наличии или в ближайших поставках. А вот в сегменте лизинга оборудования, наоборот, была выжидающая позиция: срок изготовления и поставки занимает до нескольких месяцев, поэтому из-за постоянно меняющегося курса валют сложно просчитать окончательную стоимость приобретаемого имущества. Плюсом ко всему, закрытие границ привело к значительным задержкам доставки имущества, и многие поставщики даже не могли сориентировать по возможным срокам поставки. Данный сегмент начал восстанавливать только к концу 2020 г.

Кроме этого, отмечает эксперт, увеличился спрос и на лизинг недвижимости, причем разных категорий: от жилых квартир и апартаментов до производственных площадей.

Пандемия подтолкнула начавшийся два-три года назад тренд на развитие дистанционных каналов обслуживания и внедрение электронного документооборота.

Владимир Дворницын
директор филиала компании «Балтийский лизинг» в Челябинске
В лизинговой отрасли появились свои тенденции: договор финансового лизинга трансформируется в полносервисную услугу, когда клиент, заключая договор, вместе с имуществом получает ряд дополнительных опций – страхование, помощь с регистрацией или транспортировку предмета договора к месту эксплуатации. Также, конечно, ключевым и общим трендом 2020 г. стала цифровая трансформация – все компании переходят на электронный документооборот, бизнес массово внедряет удобные онлайн-инструменты для повышения эффективности.

Перестраивать привычные схемы работы так или иначе пришлось всем участникам рынка.

Юлия Тишкова
директор представительства ЛК «Сименс Финанс» в Челябинске
Основной вызов заключался в организации работы офиса в условиях пандемии и связанных с этим ограничений, но мы смогли очень оперативно перестроиться на режим удаленной работы. Также помогло то обстоятельство, что более 80% клиентов использует электронный документооборот, поэтому мы смогли организовать подписание договоров и обмен документами в электронном виде, без физического подписания.

В 2021 г. эксперты прогнозируют плавное восстановление рынка лизинга по всем направлениям: этому способствует стабилизация курса национальной валюты, открытие границ и постепенное восстановление цепочек поставок имущества. Согласно базовому прогнозу аналитиков, в 2021 г. рынок вырастет на 10-15%. Основными драйверами роста отрасли по-прежнему останутся транспортные сегменты, в частности легкий и легкий коммерческий транспорт. По словам Артема Мякшуна, несмотря на произошедший резкий рост стоимости всех видов транспорта и спецтехники, спрос на это имущество превышает предложение. «Ощущается нехватка свободных единиц транспорта как в легковом, так и в грузовом сегментах, приходится ожидать поставки машин по 5-6 месяцев – и это в лучшем случае, а по некоторым позициям – только в 2022 г.», – отмечает эксперт. По его мнению, постепенное увеличение ключевой ставки ЦБ РФ неизбежно приведет к увеличению стоимости всех финансовых ресурсов, в результате к концу 2021 г. будет плавное увеличение в том числе и стоимости лизинговых услуг.