Меню
Деловой квартал — Челябинск

Создатель бренда Made in Ural — о том, как начать гордиться городом, в котором живешь

Создатель бренда Made in Ural — о том, как начать гордиться городом, в котором живешь
Иллюстрация: vk.com/zdislav

«Мы с вами живем на Урале — это достаточно далеко от Москвы, чтобы позволить себе творить разную дичь. Находясь на стыке Европы и Азии, в центре всех событий, Урал — очень свободный во всех смыслах»

В Челябинской областной научной библиотеке закончились «Дни дизайна в Публичке». С 21 по 26 мая там проводили различные лекции, выставки, воркшопы, документальные кинопоказы. Однако на мероприятии, потенциально интересном лишь кругу специалистов, удалось обсудить не только утилитарные, но и фундаментальные вопросы. Например, «кто мы, откуда, куда мы идем?». Историю появления этой фразы на здании в центре Екатеринбурга и создания независимой командой городского логотипа и айдентики рассказал бренд-дизайн-директор бюро Voskhod Agency Владислав Деревянных. Говоря о Челябинске, он признал, что его жители испытывают «комплекс провинциальности». И рассказал, как превратить его из постыдного изъяна в уникальную суперспособность:

— У меня есть собственный проект Made in Ural, в рамках которого я популяризирую наш регион. Я строю его по принципу сообщества людей, не выступая, как единственный автор, позволяю генерировать контент другим. При том, что мы не акцентируем то, что наш проект именно екатеринбургский, наоборот, продвигаем и Башкортостан, и Пермский край, то есть, всю территорию Урала, не ограничиваясь административными границами федерального округа.

И я борюсь с понятием «Екатеринбург – столица Урала». Очень сильно раздражает, когда говорят «Приезжайте к нам на Урал», имея в виду только Екатеринбург, когда я выкладываю в паблике музыку Земфиры, а мне говорят «Причем здесь Земфира*, Уфа — это разве Урал?». Причем в Башкирии то же самое. Мне там всегда говорят: «Приезжайте к нам почаще на Урал!». Парни, да я оттуда и не уезжал!

Но самый неподвластный мне город — Челябинск. Я чувствую, что есть некая ревность челябинцев к Екатеринбургу. И этот барьер мешает вам подключиться и продвигать уральскую тему всем вместе. Не должно быть никакого противостояния между двумя мегаполисами-соседями: мы — уральцы, у нас один менталитет на всех.

Этот стереотип «екатеринбуржец-челябинец» нужно максимально сломать, чтобы возник какой-то диалог. Чтобы не было ни зависти, ни отчаяния, а было понимание, что если что-то реально сделать в Екатеринбурге, то в Челябинске это еще реальнее. Потому что ресурсы, которые есть в одном городе, обязательно есть и в другом.

Но как это осознать, ощутить, наконец, гордость за свою малую родину? Могу рассказать про себя — я родился и вырос в Пермском крае, полдетства провел в маленьком городке Александровске и  настоящей деревне с козами, коровами и небольшим озерцом. Я всю жизнь стремался того, что я провинциал. Когда я поехал учиться в пединститут в Нижний Тагил, мне было стыдно говорить, что я откуда-то из Пермского края. После свадьбы мы с женой уехали в ее родной город Чусовой — тоже маленький, и уже годы спустя судьба занесла меня в Екатеринбург.

Потом я начал ездить со своими работами на разные фестивали по стране и очень стеснялся своего уральского говора. Ты чувствуешь, что разговариваешь, как валенок — ну не может человек на лекциях говорить какие-то умные мысли таким слогом: «ну чо, мы тут, крч, сделали, все ништяк, чо».

Но потом произошел какой-то слом, и я понял, что это не изъян, а фишка, когда вокруг навалом умных, правильно говорящих москвичей. И я начал транслировать то, что я парень из деревни, что я козу доил, что моя первая профессия — тракторист. То, что я всю жизнь ото всех скрывал и стыдился — я достал и сделал это своей суперспособностью, как у героев Marvel.

И поэтому нужно гордиться, что вы — челябинцы. Знаю, очень многие до сих пор обижаются на «Нашу Рашу», на «красные труселя» — ну как казахи в свое время на «Бората» обижались.

Доходит до такого, что я как-то раз в столице познакомился с одной челябинкой, мы разговорились: «Я с Урала. Я тоже с Урала. Я с Екатеринбурга. А я с Челябинска». И говорю: «Знаешь, челябинцы такие обидчивые». И после этого она не стала со мной дальше общаться.

Но настает время, когда все-таки начинаешь к этому относиться с самоиронией: «Борат-2», как мы помним, уже не вызвал такой бурной реакции, как первая часть. «Суровые челябинцы» — да все уральцы такие, вот в чем дело! Они супер-мега-люди, и вот почему:

С самых первых времен освоения Урала и разработки несметных богатств здешних недр сюда присылали людей, которые умеют работать. Много-много поколений уральцы живут с тем, что труд — это их гордость. Мы — наследники этого огромного пласта, труд у нас в крови, мы самый трудолюбивый народ в стране-то уж точно.

А с началом Великой Отечественной войны на Урал поехали ведь не только все заводы — за промышленностью двинулась вся культурная жизнь страны: лучшие труппы театров, оркестры музыкантов, университетская профессура. И дальше случился «секс» между трудолюбивыми и умными людьми.

Война объединила на Урале трудолюбие и талант — вот и ответ на вопрос, почему уральцы такие крутые ребята. Потому что это сочетание — рецепт успеха: если ты талантлив, но лентяй — у тебя ничего не получится, если ты не большого ума, но дрова рубить годишься — этим ты и будешь заниматься, но не более.

Поэтому надо пользоваться этой нашей суперспособностью по-максимуму и говорить «Мы с Урала! А вы — не шарите!». Еще раз: провинциальность — это не стремно, это хорошо. И не равняется «отсутствию интеллекта». Это, может быть, только из уст москвичей обидно слышать. А в моей голове это звучит гордо.

* - выполняет функции иностранного агента