Меню
Деловой квартал — Челябинск

«Экономика впечатлений», разумное потребление и удаленка: 10 главных трендов в бизнесе

«Экономика впечатлений», разумное потребление и удаленка: 10 главных трендов в бизнесе
Иллюстрация: Из личного архива Юлии Кульчицкой

«Выжили те, кто постоянно что-то делал, ошибался, терял, начинал сначала, отчаивался, но постоянно «шевелил лапками», сумел оцифроваться и мотивировал коллектив, используя жесткие меры и манипуляцию».

Юлия Кульчицкая, эксперт по маркетингу и личному бренду: 

— Поговорка «Кто предупрежден, тот вооружен» должна стать девизом современного бизнеса. Знание трендов, обладание информацией о том, как будет развиваться общество, что будет изменяться — новая нефть предпринимателя. Знаешь заранее, сумеешь использовать — заработаешь. Ну, или выживешь.

1. «Экономика впечатлений» — тренд «разрыв сознания». Это когда я понимаю, что сегодня важно не то, что реально продаешь, а какое впечатление это производит. И это отнюдь не одно и то же. Что об этом говорят, можно ли выложить это в Инстаграм и пообсуждать, впечатлил ли покупателя процесс обслуживания. Сегодня все это не менее важно, чем качество, надежность и репутация.

Из последних историй. Два салона красоты. Уровень мастеров, расположение и цены примерно одинаковые. Но в одной просто кофе, а в другом — кофе и бублик, фотозона и зеркала с хэштегом. Из первой ни один постоянный клиент не ушел. Но во вторую потек приток новых клиентов. За фотозоной и бубликом.

Как использовать тренд? Четко определитесь, что производит впечатление на вашего клиента. От чего он скажет «вау». И мастерите все продвижение исходя из этого «вау». Экономика впечатлений — это когда «вау» становится дополнительной ценностью. Когда не всегда важно, что в реальности, важно то, что об этом говорят. То же самое с отзывами. Даже в В2В.

2. Снижение продаж в 2020 году пережили все. И дальше — «анализируй это». «У людей нет денег» делится на целый ряд вариантов: «нет денег у тех, кто у нас покупал», «нет денег на наш продукт», «те, кто у нас покупал, стали меньше тратить»? Без анализа предпринимать какие-либо действия — и денег не будет у вас. Вариантов по результатам может быть несколько. Менять или расширять покупательскую аудиторию, менять продукт (или менять его форму, например, раздергивая пакетные предложения до минимума и предлагая собрать свой вариант), а может быть, просто оцифроваться? Стать удобнее и доступнее, решить уже наконец проблему с платежами и доставкой? И не забыть рассказать об этом клиентам?

3. Стоимость становится ключевым показателем для сравнения. Увы. Наши страхи, опасения потерять источники дохода, снизить уровень жизни, желание «поэкономить» исключает из нашей корзины все, за что мы готовы были переплачивать. И вот мы меньше ездим на такси и экономим на «кофе навынос».

Что делать? Дать возможность самому покупателю собрать «свою» корзину. Лего-продукт. Где есть минимальная комплектация и возможность «добрать» то, за что готов заплатить.

4. Разумное потребление — это продолжение предыдущего тренда. Потребитель не просто ищет, где сэкономить, а осознанно меняет свое потребление, избавляясь от  спонтанности. И вот тут появляется потребность в дисконтах, распродажах, вау-акциях, кэшбэке. Не пожалейте времени и денег на грамотного экономиста, определитесь с размером и временем возврата кэшбэка грамотно, и он из убытка превратится в дополнительный канал денег.

«Помогите» клиенту осознать потребность в вашем товаре. Используйте его страсть к осознанию в виде чек-листов (надо-не надо, когда надо) или тестов (определись со своим выбором), поспорьте с ним на «Год без покупок» (только самое необходимое) и покупатель не уйдет в глухую экономию.

5. Удаленка. Это тренд трендов. Если бы не пандемия, то, может быть, он не развивался бы так стремительно. Но сейчас работа в удаленном режиме — повседневная реальность. Три базовых проблемы, с которыми мы столкнулись весной прошлого года и сталкиваемся до сих пор — техническая (нет нужного ПО, оборудования, навыков), этическая (не умеем работать в онлайне, плохо формулируем, не умеем себя вести) и психологическая (не знаем, как встроиться в этот онлайн-хаос). К концу года ситуация стабилизировалась. Но до сих пор все три проблемы возникают и мы теряем из-за этого людей, деньги, клиентов.

Впервые в этом году появилась вакансия директор по удаленной работе. Впервые с 2012 года мне заказали тренинг «Эффективное деловое письмо», впервые мой раззолотой шеф звонил мне не с 8 до 17, а «когда очень надо». Те, кто сумел встроиться в новый формат, сумели многое сохранить и развить. Остальные — учитесь. Это будущее.

6. Выжившие. В марте 2020 года, в разгар страстей по пандемии, Борис Дьяконов сказал фразу, которая, как мне кажется, стала моим девизом на весь этот непростой период.

«Не ждите когда «это» закончится. Живите сейчас в предлагаемых обстоятельствах». Собственно, девиз себя оправдал. Действительно выжили и даже сумели подрасти те, кто постоянно что-то делал, ошибался, терял, начинал сначала, отчаивался, но постоянно «шевелил лапками», сумел переформатировать продукты и услуги, переориентироваться на более востребованные, сумел оцифроваться и не лениться мотивировать коллектив, используя нестандартные, подчас жесткие меры, а иногда манипуляцию.

Сейчас ничего еще не закончилось и пора пересмотреть продукты, изменить маркетинговую стратегию, перестать тратить деньги на планы «далеко идущие» и даже среднесрочные, вкладываясь в то, что даст  результат быстро.

>>> Читайте также на DK.RU: «В закрытии бизнеса пандемия вообще не виновата, просто кто-то работать не умеет»

7. Клиенты в состоянии неопределенности.

Ключевое состояние сегодняшних клиентов: «как бы». Мало кто понимает, что ждет нас через полгода, да даже через месяц. Будет ли кризис? А третья волна? Опять дистант или работаем?

Все это накладывается на целый ряд факторов. Во-первых, мы научились общаться с искусственным интеллектом. Нормально поговорить с Сири или Алисой. Но только вот прямо сразу, не ожидая долго, не слушая длинные гудки. Стало понятно, что люди разучились сами себя развлекать. Невозможность  развлечься на стороне в итоге закончилась конфликтами, выходами из соцсетей, банами и разводами. И сейчас, как бы ни потешались мы над прямыми эфирами, йогой по вотсапу и дистанционными мастер-классами по валянию брошек из войлока, это пользуются популярностью. Развлекайте и властвуйте.

Еще одно направление — это поиски самоидентификации. Мы ищем ответы на главный вопрос: кто мы? Чек-листы и тесты, прогнозы (вплоть до нумерологических и карт Таро) — отличный способ.

8. Поиск новых клиентов сегодня — обязательный пункт в программе. Но старайтесь не вкладывать в это ресурсы. Пишите книги-инструкции, ведите вебинары, прямые эфиры, онлайн-дневники и конкурсы, участвуйте в мероприятиях в качестве спикера или слушателя. А вкладывайтесь деньгами, скидками и прочим в постоянного клиента. Такого родного и понятного, который привык к вам и просто так не уйдет. Измените систему качества, контролируйте каждого, кто с ним общается, внедрите контроль сервиса.

Постоянный клиент — постоянный доход. А за новым сначала полдня бегаешь, чтоб сфотографировать, а потом еще полдня, чтоб фотографию вручить.

9. Продвижение. Про это надо писать много и отдельно. Просто помните, что правила игры, качество каналов и популярность СМИ в целевых аудиториях меняются со скоростью звука. Поэтому корректировать медиа-планы и распределение информации и бюджетов по каналам надо постоянно. И знать, что ключевой тренд — это не охват, а персонализация. Идеально, если меня узнают по голосу, отвечают по имени-отчеству, предложения делают с учетом моих особенных требований. Мне уже не хочется писать в группу предприятия. Я хочу написать в личку директору (маркетологу, менеджеру по качеству).

Надо отметить, что если у вас правильно поставлена работа с клиентом и автоматизирован процесс, то сложностей обычно не возникает. И еще. «Умные макеты» (мультики, тизеры) не заходят. Показывайте товар лицом.

И помните: лучше корявенький, но от себя лично написанный текст, чем красивый, но от третьего лица.

10. Осознанность. Это продолжение трендов на самоидентификацию и на популярность дисконтов.

Осознанное потребление, сортировка мусора, «вторая жизнь» новым вещам и прочее — набирающие популярность течения. Их можно использовать для продвижения продуктов и услуг компании, искать партнеров, завоевывать популярность и повышать лояльность. А еще они объединяют коллектив и придают вашей деятельности социальную значимость. И все это не пустой звук для сегодняшних предприятий.

Колонка написана специально для CHEL.DK.RU