Меню

«Сушите бизнес»: советы предпринимателям на 2021-й от челябинского экономиста

Владелица консалтинговой компании So Invest Анастасия Кузьминова рассказала об итогах уходящего года и том, что следует предпринять в будущем, чтобы остаться на плаву.

Своими соображениями о том, как следует выстраивать предпринимателю модель поведения в наступающем 2021 году, экономист поделилась у себя в Facebook. Она представила семь трендов этого года и дала семь советов, что делать в будущем.

Главным явлением 2020-го, по мнению Анастасии Кузьминовой, стала централизация — поглощение мелких структур более крупными. Причем это явление имеет место как в госсекторе, так и в частном бизнесе. А зачастую это вообще взаимный процесс — «государство поглощает не-государство: силовики и контролеры едят бизнес и подбираются к физлицам, госкорпорации вытесняют частников». Система госзакупок в 2020 году, по ее мнению, окончательно стала «змеей, кусающей себя за хвост» — несовершенство сферы приводит к тому, что тратить с пользой бюджетные деньги в России становится невыполнимой задачей.

Колонизация провинций ускоряется. Все, что нужно столицам, немедленно изымается: деньги, кадры, инструменты влияния. Локальный бизнес в провинциях вырождается в хозяйствование – доход от него позволяет собственнику быть богаче своих работников, но уже не на порядки. И этот сокращающийся дополнительный доход сопряжен с возрастающим риском, — пишет Анастасия Кузьмина.

Бум цифровых технологий приводит к формированию глобальных экосистем: Сбер, Яндекс и OZON — в России, Google, Facebook и Amazon — за рубежом. Кто не встроился в этот тренд — тихо выдыхаются, подчеркнула эксперт. Это происходит в условиях закрытия границ: владельцам зарубежных активов становится сложнее «зарабатывать там и тратить здесь», встает необходимость выбора — «или туда, или сюда».

Экономика затягивает ремень: траты сводятся к «жизненно необходимым» и «мелким радостям для психотерапии». Остальные расходы стремительно сжимаются. «Купить добротное подороже» - не работает, — утверждает Анастасия Кузьминова.

Челябинский экономист предлагает предпринимателям в 2021 году несколько потенциальных паттернов поведения. Во-первых, по ее словам, следует серьезно пересмотреть отношение к собственным ресурсам: задуматься о самообеспечении — кооперировать закупки, энергопользование, вплоть до возврата к садам-огородам, диверсифицировать источники дохода, имея несколько бизнесов (например, технологичный и сырьевой), вкладывать только в необходимое: здоровье, образование детей, безопасность, производительность труда (в том числе в собственном домохозяйстве).

 

Сушить бизнес: выбросить все операции, не создающие ценность продукта, все свойства продукта, которые не являются для потребителя главными. Делать предложения с явной немедленной выгодой для покупателя. Создавать и поддерживать привычку покупать у вас. Продавать свои продукты и умения через максимальное число каналов. Многие при этом могут выбрать конкретных «жертв», чей кусок можно отнять, вложиться, и сделать это, — написала Анастасия Кузьминова.
Стартаперам экономист посоветовала не пытаться «из нуля сделать миллион»: не начинать какое-либо дело без стартового капитала. По ее мнению, так можно выстрелить лишь в сфере совершенно уникального продукта, и то с крайне малыми шансами. А уже состоявшимся, динамичным и доминантным игрокам на рынке владелица компании So Invest предложила оседлать тренды уходящего года — уходить в централизацию и цифровые пищевые цепочки, стягивая под себя максимум ресурсов.