Меню

Как выходец из среды авиаторов построил завод спецтехники

Иллюстрация: УЗСТ

Продукцию «Уральского завода спецтехники» знают во всех регионах России и странах СНГ, потому что она применима во всех отраслях и климатических зонах, вплоть до суровой Арктики.

В отличие от многих других заводов-гигантов Урала, «Уральский завод спецтехники» был основан относительно недавно — всего лишь 15 лет назад. На созданной с нуля производственной площадке за эти годы налажено производство спецтехники для самых различных отраслей и климатических зон, сегодня это более двухсот номенклатурных наименований. Гордость ООО «УЗСТ» — собственная, абсолютно эксклюзивная линейка крано-манипуляторных установок марки АНТ. Причем, АНТ — это не аббревиатура, а первые буквы фамилии учредителя компании — Николая Антонова, благодаря которому на карте Южного Урала появилось успешное инновационное производство, обеспечивающее отечественный рынок спецтехники качественной машиностроительной продукцией.

Усилия и заслуги Николая Антонова были и ранее не раз отмечены деловым сообществом региона. В этом году он номинирован на соискание премии «Человек года», как руководитель динамично развивающегося промышленного предприятия, который вкладывается в модернизацию, реализует инвестиционные проекты, внедряет инновационные технологии.

Через какие препятствия в свое время была запущена производственная площадка в городе Миассе, сколько времени требуется на освоение новой продукции и как при всем этом помогла любовь к авиации, Николай Антонов рассказал CHEL.DK.RU.

Николай Александрович, что послужило основанием для выдвижения на премию «Человек года» именно сейчас? Что меняется на вашем предприятии?

— Если говорить предметно о итогах работы 2019-2020 годов, то мы построили и запустили новое производство – это «Уральский завод подъемных механизмов», благодаря чему еще больше расширили модельный ряд выпускаемой техники серии «АНТ». В числе новинок – установки для использования в лесной промышленности и металлургии, техника для транспортировки опор, ремонта электросетей и разгрузо-погрузочных работ.

Помимо этого, выполнили большой объем работ по производству спецтехники для «Сургутнефтегаза», «Татнефти», строительства газопровода «Сила Сибири». Поставили партии спецтехники в Федеральную службу войск национальной гвардии РФ, в Федеральную Службу Безопасности РФ, выполнили гособоронзаказ на поставку спецтехники в Арктическую зону РФ.

Конечно, нам сегодня есть чем гордиться. Но в то же время, я не могу сказать, что именно сейчас у предприятия – ключевой рывок в развитии. Это случилось «не вдруг». Мы много лет работаем, развиваемся, стараемся быть лучше и современнее. Производство подъемных механизмов, для которого мы сегодня построили отдельную площадку, существовало в структуре нашего предприятия и ранее, просто оно было распределено по имеющимся площадям. Мы производили крано-манипуляторные установки марки АНТ уже много лет, и так как спрос на них продолжает расти, пошли на создание обособленного подразделения. По большому счету, это наш третий завод. Кроме этого есть еще «Прицепная техника».

 

А на какие годы пришлось ваше самое динамичное развитие?

— Оглядываясь назад, я не могу сказать, что мы делали в своем развитии какие-то гигантские шаги, скорее, это развитие было повседневным, помесячным, органичным. Каждый год мы увеличивали выпуск продукции, улучшали качество, но по возможностям и потребностям, не отрываясь от реальности и не выдавая желаемое за действительное. Впрочем, один важный момент в истории предприятия все же нужно выделить – это решение основать производственную площадку в Миассе – и покупка нашего первого цеха здесь. Дело в том, что наши первые производственные площади размещались в Усть-Катаве. Мы тогда договорились с руководством местного вагоностроительного завода об аренде цеха с правом последующего выкупа, сделали ремонт и начали работать. Но спустя какое-то время оказалось, что сделать этого нельзя, так как в стране вышел правительственный приказ о запрете выкупа территорий, входящих в структуры типа ФГУП. И мы стали искать другие варианты. Учитывая, что мы тогда уже были дилерами УралАЗа, выбрали Миасс – да это и ближе к Челябинску. На отдельно стоящем участке земли нам отдали цех бывшего ЖБИ. Состояние ужасное: ни стекол, ни дверей, ни полов. Но мы согласились, подписали договор о последующем выкупе, все восстановили и запустили производство. Нам говорили, что на запуск нужен минимум год, а мы справились за 1,5 месяца. Когда дело дошло до выкупа цеха, собственник нам увеличил изначальную цену в два раза. А так как мы вложились уже туда, то пошли на эти условия. С тех пор начали улучшать, расширять, внедрять новое.

 

С какой продукции вы начали работать — и что делаете сейчас?

— Первая продукция УЗСТ – это были автоцистерны, топливозаправщики, автофургоны ППУ-паропромысловой установки, ну и еще ряд техники. Сегодня у завода более 200 номенклатурных наименований продукции – это автоцистерны, автофургоны, прицепная техника, спецтехника с крано-манипуляторными установками и подъемными механизмами, нефтепромысловая спецтехника, АРС-агрегаты ремонтно-сварочные передвижные, АИС-агрегаты для исследования скважин, ПАРМ-передвижные ремонтные мастерские, спецтехника по индивидуальным заказам. В основном мы выпускаем технику на базе шасси Урал, Урал-NEXT, Камаз, МАЗ. Хотя можем сделать спецтехнику на любом давальческом шасси, в том числе импортном.

Еще два наших направления – это прицепная и емкостная техника. Например, мы делаем автоцистерны и полуприцепы-цистерны различного назначения. У нас был в этом году гособоронзаказ на поставку оборудования в Арктическую зону РФ. Совместно с министерством обороны РФ были разработаны большие сочлененные тягачи – они могут не только по суше передвигаться, но и плавать. И мы для них изготавливали специальные жидкостные емкости на 14 кубов – в северном исполнении, с автоматическим прогревом и инфракрасными обеззараживающими установками. Конечно, эти машины серьезно отличаются от всех прочих.

С 2010 года мы начали производить собственную линейку крано-манипуляторных установок марки АНТ – серия названа по фамилии Антонов. Это разработки наших собственных инженеров-конструкторов, которыми мы гордимся. Все наши «АНТы», имеют ряд преимуществ перед другими производителями. Сегодня манипуляторы АНТ способны конкурировать не только со своими отечественными аналогами, но и с продукцией зарубежных производителей, таких как Palfinger, Fassi, HIAB и других. Недаром мы выделили это направление в отдельное производство – и продолжаем расширять его возможности.

 

Сколько времени требуется на освоение новой продукции?

— По-разному. Сейчас мы полтора года разрабатываем модель насоса для цементировочных агрегатов, все докручиваем процессы и нюансы, вот-вот выйдем на заводские испытания. Некоторые направления прорабатываются годами. У нас порядка полусотни конструкторов с технологами. Половина из них в Миассе, половина в Челябинске. В Челябинске работают на перспективу, а в Миассе непосредственно внедряют разработки в производство.

А вообще, мы транслируем тот подход к работе, что для нас нет невозможного. Наш проектно-конструкторский отдел способен проектировать технику по индивидуальным требованиям заказчика, от оригинальных до трудновыполнимых. При этом, мы уверены в качестве и знаем, что наша спецтехника эксплуатируется в самых тяжелых условиях — от крайнего севера, ХМАО, ЯНАО, САХА, Якутии, в непроходимой тайге Сибири и песчаных пустынях Азии. Узбекистан, Казахстан, Туркмения – наши постоянные клиенты, для которых мы работаем в партнерстве с нашими торговыми представителями на этих территориях.

 

Традиция называть технику именем главного конструктора широко использовалась в советской авиации. Ваши манипуляторы серии АНТ – также дань этой традиции?

— Да, идея сделать бренд из фамилии – это дань истории авиации. АН — Антонов, Як — Яковлев. А у меня целый завод АНТ. Ассоциации с авиацией – это часть моей жизни, на самом деле. Я всю жизнь увлечен самолетами – и являюсь выходцем из офицерской авиационной среды.

Летать мечтал с детства. Но когда попал в армию, это был северный флот, Северодвинск. После мореходки мечту не оставил, закончил Харьковское высшее военно-авиационное инженерное училище – и потом меня перевели в ЧУВВАКУШ – Челябинское высшее военное авиационное училище штурманов. В общей сложности, военная карьера – это почти 20 лет моей жизни – и на пенсию я вышел в звании подполковника. Именно тогда и пришлось заняться бизнесом – на дворе 1998 год, у меня семья и двое детей – чем-то нужно их кормить. Сначала мы с партнером продавали спецтехнику как дилеры, потом пришло понимание, что нужно развивать производство самим. Так появился Уральский завод спецтехники.

И к счастью, авиация из моей жизни не ушла: 8 лет назад я пришел в областной аэроклуб ДОСААФ РФ Калачёво – и осуществил свою мечту, освоив пилотирование и фигуры высшего пилотажа за штурвалом ЯК-52. Это маленький спортивно-тренировочный самолет советской разработки 1974 года того самого ОКБ Яковлева. Сейчас с удовольствием летаю, делаю петлю Нестерова – и многое другое. Именно сейчас могу позволить себе уделять этому время – ведь управлять заводом сейчас уже помогают дети: сын Роман и дочь Юлия. А вернее, именно на их плечах сегодня ложатся все основные заботы в бизнесе. А я помогаю – советую, консультирую, определяю те вектора развития, по которым мы идем.