Меню

Костюмы джентльменов и «джентльменов». Почему мужская классика будет актуальна всегда?

Артём Стасько вырос в маленьком северном городе, где не было хороших магазинов одежды, а сегодня он в Челябинске создает костюмы по индивидуальным меркам из тканей премиум-класса.

О том, как увлечение моделированием одежды переросло в бизнес, сколько стоит костюм, сшитый под заказ на европейской фабрике, и как пандемия коронавируса и выход нового хита Гая Ричи сказались на индустрии моды, в интервью «Деловому кварталу» рассказал Артём Стасько, основатель студии индивидуального пошива STASKO MEN`S TAILOR.

Как вообще возникла идея заняться пошивом мужских костюмов?

– На самом деле путь был долгим. Что только не перепробовал: занимался и прямыми продажами, причем от продуктов питания до щебня, и туризмом, и страхованием, и фитнес-индустрией – всего уже и не вспомнить. Это был определенный жизненный опыт. Если копнуть глубже, вся эта история с пошивом идет из детства. В городе Урай в ХМАО, где я вырос, не было хороших вещей, поэтому одежду для меня и брата шила мама. Вплоть до первого курса института я ходил в «индпошиве».

Уже в Челябинске, будучи студентом, я участвовал во всевозможных конкурсах в духе «Весны студенческой», отшивал линейки женской одежды, что-то придумывал. Но долгое время не относился к этому всерьез – так, развлечение, «сделал и забыл». Это никак не ассоциировалось с бизнесом.

В какой момент хобби переросло в бизнес?

– Я искал вдохновляющую идею и в одном из журналов наткнулся на статью про индивидуальный пошив. Все, о чем там было написано, было мне хорошо знакомо: я сам постоянно сталкивался с проблемой выбора одежды в магазине, несоответствия стандартных размеров особенностям фигуры.

Проведя опрос в кругу знакомых, выяснил, что с этой проблемой в той или иной мере сталкиваются все: мало кому из мужчин нравится ходить по магазинам или же не устраивает, как сидит фабричный костюм. Друзья и стали первыми клиентами.

Запуск швейного производства – дело не дешевое. Как нашли стартовый капитал?

– Мы организовали все немного по-другому. Я придерживаюсь подхода, что каждый должен заниматься своим делом. Вместо того, чтобы закупать оборудование и нанимать швей, я вышел на одну из лидирующих французских фабрик – Formens, которая сочетает французские, итальянские и английские традиции в пошиве мужской деловой одежды, и заключил контракт.

Что мы делаем в рамках студии? В первую очередь занимаемся построением костюма: снимаем замеры, строим лекала, подбираем ткань, фасон и элементы, а потом отправляем эти данные на фабрику и получаем готовое изделие.

Идея с собственным производством, на самом деле, живет: есть проект, но это упирается в очень большие деньги: закупка оборудования, обучение персонала. Материал сегодня можно закупить любой, главная проблема – это руки, опыт.

Пандемия как-то повлияла на взаимоотношения с производственной базой?

– В целом ничего особо критичного не произошло. В Европе предприятия не прекращали производство полностью: было только небольшое сокращение рабочих смен, в связи с чем почти не ощущалось спада производства. Показатели снизились примерно на 10%, но особой роли это не сыграло. Вся логистика также работала в обычном режиме.

Ситуация с коронавирусом больше отразилась здесь – на покупательской способности. Когда объявили карантин, все сели по домам, не ходили на работу, а в формате «хоум-офис» деловой костюм не особо нужен. Именно в этот момент мы решили начать шить клетчатые спортивные костюмы, по мотивам фильма Гая Ричи «Джентльмены». Это помогло прожить на пике пандемии.

Насколько высока конкуренция в этой сфере в Челябинске? Многие ли готовы заказывать костюм по индивидуальной мерке?

– Конкуренция – это хорошо: когда есть с чем сравнить, интереснее работать. Но чаще всего сравнение происходит с готовыми изделиями. В основной массе люди не понимают культуры ношения делового костюма, как и из чего он должен быть пошит. Для большинства основную роль играет только цена и бренд – это самая главная проблема. При этом в голове существует установка «бренд равно качество», хотя это уже давно не так. Исключение – это Kiton, Brioni, Loro Piana – там качество действительно на высоте, без вопросов. На самом деле у нас технология работы та же: индивидуальный пошив, made-to-measure, да и ткани, представленные в нашей студии, – те же самые, мы напрямую работаем с поставщиками. В каталогах представлено более 4 тысяч наименований тканей, от повседневных материалов до эксклюзивных лимитированных коллекций английских и итальянских мануфактур: Loro Piana, Dormeuil, Cerruti, Ermenegildo Zegna; Cotonificio Albini, David & John Anderson и другие. При этом стоимость костюма получается в несколько раз ниже – нет переплаты за раскрученный бренд.

 

Кстати, а какова стоимость костюма, сшитого по индивидуальной мерке?

– Не запредельно дорого и, допустим, дешевле, чем покупка готовых изделий от брендов премиум-класса. Конечная стоимость изделия зависит от многих факторов: размер, выбранная ткань, фурнитура, вышивка. В среднем цена костюма начинается от 70 тыс. руб.

В большинстве случаев те, кому приходится носить деловой костюм постоянно, – это представители власти, топ-менеджеры, те, чья деятельность связана с публичными выступлениями. Для них костюм – это не просто форма одежды, это их личный стиль. Стремление красиво одеваться есть: все видели множество фильмов с хорошо одетыми мужчинами – от «бондианы» до Kingsman, мужчина в строгом костюме – это эталон элегантности.

Когда человек надевает хороший качественный костюм, он сразу чувствует уверенность в себе, меняются не только манеры, но и образ жизни, мироощущение.

А может быть костюм на все случаи жизни?

– В теории – да, но важно учитывать нюансы. Ткани делятся по сезонам и назначению: летние, зимние, демисезонные, деликатные и более износостойкие. Иногда человек хвалится тем, что купил хороший костюм из ткани Super 200s – самой деликатной, с шелком – и ходит в нем каждый день по заводу, это в корне неверно. Это просто убьет изделие. Важно правильно ухаживать за одеждой: необходимо давать изделию отдыхать, для того, чтобы структура ткани стабилизировалась и приняла исходную форму. Правильный подход и качественные материалы дают возможность одежде жить очень долго.

Вы шьете только мужские костюмы?

– Нет, мы создаем полный мужской гардероб: сорочки, пальто, шьем аксессуары: галстуки, бабочки, платки. Это все разные мануфактуры, например, если костюмы из Франции, то аксессуары – из Италии. Мой бизнес-партнер, Александр Лунев, занимается еще и обувью. В рамках студии мы полностью закрываем гармоничный образ: тот, кто пришел, условно говоря, в футболке и джинсах, уйдет полностью перевоплощенным. Причем это не обязательно классический стиль, это может быть и casual: например, пиджак в клетку с вельветовыми брюками и лоферами.

Или даже спортивный стиль – вот эти костюмы из фильма «Джентльмены». Они же еще до пандемии стали популярны?

– Да, сразу после выхода на экраны фильма Гая Ричи. Сначала у меня это вызывало определенное недопонимание, поскольку это в некоторой степени противоречило тому, чем мы здесь занимаемся. Я даже не предполагал, что люди, для которых мы шьем классику, будут приходить ко мне еще и за таким костюмом. Спортивные костюмы вызвали ажиотаж среди постоянных клиентов и даже привели новых. Оперативно – за две-три недели – все организовали, нашли цех и запустили. Здесь, в Челябинске. Принцип и технология производства такие же, как и у классических костюмов. Это наиболее оптимальный вариант.

Костюмы «джентльменов» – компромисс между формальным и неформальным дресс-кодом или какое-то совершенно новое направление развития мужской одежды? Может ли она прийти на смену каноническим пиджаку с брюками?

– Да здесь, в общем-то, нет ничего нового – это стиль лондонских гангстеров, ему уже очень много лет. Куртка-бомбер – она и есть куртка-бомбер, ее все носят, в ней комфортно. Основное отличие этих костюмов – это интересное стилевое решение. Насколько это будет актуально – не знаю, на мой взгляд, это тренд, который довольно быстро пройдет. Выйдет новый фильм Гая Ричи, где костюмы будут не в клетку, а в полоску или с восточными принтами, – и все будут говорить: зачем мне эта клетка, хочу другое! Не думаю, что что-то придет на смену классике.

Какие тренды определяют развитие в этой сфере?

– Есть разные идеи развития, например, создание онлайн-проектов, когда человек сам снимает мерки и использует онлайн-кастомайзер. Это позволит сделать индивидуальный пошив более доступным.