Власти Свердловской области предложили Андрею Косилову перенести птицефабрику «Среднеуральская» подальше от поселений. Владелец «Рависа» объяснил, почему этот вариант вряд ли устроит всех.
В Свердловской области состоялось трехстороннее совещание по проблеме птицефабрики «Среднеуральская». Местные жители жалуются на запах помета и большое количество назойливых насекомых. Как ранее сообщал DK.RU, заместитель генпрокурора на Урале Игорь Краснов и свердловский губернатор Евгений Куйвашев предложили гендиректору агрохолдинга «Равис» Андрею Косилову перенести фабрику подальше от населенных пунктов. Учредителю птицефабрики дали две недели на разработку бизнес-плана по совершенствованию производства.
Андрей Косилов, генеральный директор агрохолдинга «Равис»:
— Перенос фабрики — это самый дорогой вариант решения вопроса: он может обойтись во многие миллиарды рублей, плюс к тому, мы потребуем выплатить нам компенсацию за то, что в течение пяти лет вкладывались в финансовое оздоровление птицефабрики «Среднеуральская». И здесь возникает вопрос сравнения разных методов экологического оздоровления территории в районе Среднеуральска и Пышмы.
Мы знаем, что есть многократно более дешевые варианты, которые устроят, я думаю, все стороны — и власть, и население.
Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев отметил, что окажет содействие в решении проблем, которые птицефабрика, по его словам, создает местным жителям. В этом случае дело, безусловно, сдвинется с мертвой точки. Но мы, зная как профессионалы, что есть варианты альтернативные, ищем их.
Ключевая проблема, которая рассматривалась на совещании, не решена — это проблема утилизации помета: исключение запахов, насекомых и тому подобного. Есть высокоэффективная японская технология, которая за разумные деньги — многократно, десятикратно дешевле строительства новой фабрики — позволит создать установки по переработке помета в органические удобрения. Причем это не растянется на долгие годы, а займет несколько недель. Не будет ни запахов, ни мух, вместо помета будем получать удобрения наивысшего качества.
В случае переноса фабрики затраты будут двойными. Это, во-первых, огромная сумма на строительство новых производственных мощностей, которые обеспечат выпуск на уровне имеющегося — 20 тыс. т продукции в год. А во-вторых, властям нужно будет найти средства для компенсации наших потерь: на сегодняшний день мы вложили в фабрику около 1,5 млрд руб.
Мы же не волшебники — не можем просто встать и сказать: «Мы вложили, забыли и ушли». Нам же кто-то — в данном случае, государство — должен компенсировать эти затраты. Это же наши деньги, которые, все до копейки, мы заработали сами, а не взяли из бюджета или откуда-то еще.
По мнению Евгения Куйвашева, даже применяя самые современные технологии, запаха избежать не удастся. Может быть, он еще не владеет всей полнотой информации о проблеме. Мы готовы ее предоставить главе Свердловской области. И мы не с потолка ее взяли, а получили на выставках, ездили на уже действующие предприятия — в Турцию, в частности. Аналогичный проект сейчас завершают в Омске. В принципе, если вся эта информация будет доведена до губернатора, я думаю, он оценит эффективность технологии.
Если же речь идет о том, что конечным интересом является освобождение огромного — более 100 га — участка, то здесь другой вопрос. Надо сказать так: «Коллеги, вы деньги потратили, давайте определим условия возврата. Вы получаете компенсацию, мы получаем землю под развитие городского поселения, к примеру».
Мы реально работаем с министерствами, органами власти, в понедельник состоится первое совещание по ВКС. То есть обмен информацией уже идет, мы понимаем, что в любом случае надо искать решение, чтобы проблему решить с минимальными затратами, чтобы она не стала яблоком раздора.
Решиться на перенос мощностей мы реально не сможем по финансовым соображениям, ведь строительство новой фабрики на пустом месте — это многократно дороже, чем возрождение, переоснащение действующей фабрики. А сейчас рыночная ситуация складывается так, что строить что-то новое попросту невыгодно.
Абсолютное большинство тех, кто строил какие-то новые производственные мощности, все эти проекты прекратили, потому что сейчас идет стагнация потребительского рынка. Доходы людей не позволяют им увеличивать потребление, в том числе курятины. Рыночная ситуация сейчас не позволяет заниматься строительством новых мощностей. Конечно, все может измениться: закончится пандемия коронавируса, санкции снимут. Но пока даже для тех, кто уже работает на имеющихся мощностях, обстановка остается сложной: корма дорогие, компоненты дорогие, племенной молодняк очень дорогой.
И вот это слово — дорого — я применяю исключительно исходя из того, что валютная разница стала огромной. А что будет дальше? Оборудование-то японское, его стоимость номинирована в долларах. Причем это не просто переработка отходов, а именно производство органических удобрений.
Это не игра слов. Миллионы людей во всем мире, не только в России, столетиями используют помет и навоз как удобрение. Мы здесь радикально нового ничего не придумали. В любом случае, даже при условии переноса птицефабрики, помета меньше не станет, и его нужно будет перерабатывать.