Меню

От Танкограда – к Технограду. Эксперты – о проекте стратегии Челябинска

«Если перевести заумные англицизмы на нормальный, понятный язык, то получится, что миссия – вызывать у образованных людей желание жить в Челябинске. Нужно убрать из стратегии имперские амбиции».

В челябинской мэрии прошло первое публичное обсуждение проекта стратегии социально-экономического развития Челябинска до 2035 года. Соорганизатором мероприятия выступил «Деловой квартал».

«Жители Челябинска крайне болезненно воспринимают то, что у города пропала стратегическая, миссионерская цель, – отметил, предваряя дискуссию, заместитель главы города по Челябинску по экономическому развитию и инвестициям Олег Извеков. – Для челябинцев, как показали маркетинговые исследования, принципиально важно, чтобы город находился в федеральной повестке, выполняя серьезные, глобальные задачи государственного масштаба. И второе – несмотря на готовность прикладывать сверхусилия для достижения глобальной цели, большинство челябинцев хотят жить хорошо, с комфортом, не в 2035 году, а здесь и сейчас. Соответственно, говорить: «Потерпите еще лет десять-пятнадцать, и наступит счастье» – не приходится».

Как показал анализ социально-экономического положения города, сегодня слабыми сторонами являются диспропорция в отгрузке с преобладанием металлургии и машиностроения (более 60%), износ основных фондов предприятий (около 50%), сдержанный объем инвестиций (79 млрд руб.) и инноваций (60 млрд руб.), невысокая средняя заработная плата – 43,8 тыс. руб. Не добавляют позитива и неблагоприятная экология (211 тыс. т выбросов в год и 186 место в экологическом рейтинге страны), падение численности и низкая плотность населения, устаревший общественный транспорт, низкое качество городской среды, криминогенная обстановка.

«В плане стратегических мероприятий есть базовая часть, которая должна быть реализована в обязательном порядке, даже если над городом пять метеоритов пролетят. И для Челябинска это экология. Это не значит, что все заводы будут вынесены за черту города. Инновации – это про качественные изменения промышленности, бережливое производство. Власти города не имеют полномочий, чтобы принудить крупный бизнес включиться в процесс трансформации – все таки у нас рыночная экономика. Но нам под силу изменить правила игры, сделать так, чтобы бизнесу это стало выгодно, чтобы это привлекло новых инвесторов  – и это настоящий вызов», – говорит Олег Извеков.

Как акцентирует внимание представитель экологической группы «Эконет» Денис Константинов, технологических барьеров для разрешения экологических проблем в Челябинске нет: технологии, которые позволяют нивелировать вредные выбросы промышленных предприятий, давно известны и обкатаны и просто лежат на полке в ожидании своего часа. И если бы регион поставил амбициозную цель стать центром компетенций по экотехнологиям, это было бы не только позитивно воспринято его жителями, но и вывело регион на федеральный уровень.

Пока базовая гипотеза проекта стратегии – в следующие пятнадцать лет Челябинск должен пройти трансформацию от Танкограда к Технограду.

«Стратегия  – с одной стороны, документ эмоционально утвержденческий, а с другой – сугубо прагматический, оцифрованный, – говорит Олег Пермяков, директор Корпорации «СТРАТУМ». – И логика выстраивается следующая: люди (а сегодня в Челябинске проживает миллион двести тысяч) должны иметь средства к существованию. Где они будут зарабатывать деньги в 2035 году – большой вопрос. Сейчас прослеживается целый ряд тенденций, которые в совокупности говорят о том, что количество рабочих мест будет сокращаться. В той или иной степени избыточную высвобождающуюся рабочую силу абсорбирует бюджетный сектор, где сегодня заняты уже 24 млн жителей страны. Но все же в основном платить зарплату людям будет бизнес. И в связи с этим вопрос: почему бизнес должен прийти в Челябинск или остаться здесь и расширяться? А причины всегда только три: либо уникальные ресурсы, либо объемный рынок сбыта, либо особые условия».

В 2019 г. доходы городского бюджета составили 45,5 млрд руб., при этом более двух третей этой суммы (69,8%) составили безвозмездные трансферты. Следующими по значимости статьями поступлений стали НДФЛ (13,3%) и УСН (5,9%). Расходы бюджета составили 46,2 млрд руб., и почти половина (47,1%) приходится на образование, еще 14,2% – на социальную политику и 14,6% – на нацпроекты. Проект стратегии предполагает, что за следующие пятнадцать лет доля обрабатывающих производств снизится на 7,2% до 22,3%, доля оптовой и розничной торговли – на 3,6% до 13,2%, зато возрастет доля IT и телеком-сектора на 7,2% до 9,7%, а также образования и научной деятельности – на 2,6% до 9,4%.

«Стратегия – документ военный, захватнический, и должен быть «зубастым». Невозможно угодить сразу всем и не стоит пытаться это сделать. Пока в предложенном варианте стратегии нет ничего, что побуждало бы бизнес: ни бесплатных земельных участков, ни дешевых кредитов, – говорит управляющий партнер компании DevelopmentPRO Вахтанг Чикаберидзе. – Челябинск долгое время входил в топ-200 городов мира, потому что был миллионником, а сейчас уже выпал даже из топ-800, потому что каждый год в Китае появляются новые миллионники. Давайте не стесняться и создавать хорошую захватническую стратегию. Только, чтобы привлечь инвесторов, потребуются не просто слова, а реальные вещи».

«У Челябинска был уникальный замкнутый производственный цикл, выходящий на конечные продукты. И Челябинск, и регион в полной мере были индустриальными, и за счет компактного расположения на выходе получался продукт с высокой добавленной стоимостью. Сейчас в области развиваются либо добывающая промышленность, либо производства первого передела. У предприятий той же пищевой отрасли, продукция которых известна далеко за пределами региона и даже страны, нет никакой логики, чтобы здесь оставаться. Нет ассоциаций, что Челябинская область – это экологически чистый регион, который имеет предпосылки и компетенции, чтобы выпускать сельскохозяйственную продукцию», – говорит генеральный директор РИА «Иероглиф» Дмитрий Довбня.

Ключевым, базовым ориентиром стратегии социально-экономического развития Челябинска стала ставка на создание экологичного зеленого города, при этом в качестве приоритетных направлений вынесены и совершенствование градполитики, создание современной системы общественного транспорта и комфортной городской среды.

«Челябинск долгое время жил в логике больших производств. Был мощный потенциал, который привлекал людей со всей страны. Логика архитектуры была спланирована в годы первых пятилеток – рабочие поселки возникали вокруг заводов, потом появились первые спальные районы, и возникла потребность перевозить большие массы рабочих утром и вечером. Возникла идея со строительством метро. А сейчас город живет в совершенно другой логике. Менталитет города изменился. На самом деле Челябинск – уже давно не индустриальный город. Без всяких уничижительных коннотаций это город буржуазии, бюргеров. При этом многие не рассматривают Челябинск как постоянное место жительства, а как перевалочную базу», – констатирует Дмитрий Довбня.

«Если говорить о глобальной задаче, то сегодня у Челябинска появляется шанс показать, как может качественно измениться обычный промышленный российский миллионник. И это может стать той самой миссией, которая вернет город в федеральную повестку и будет при этом однозначно позитивно воспринята его жителями», – говорит Олег Извеков.

Как отметил главный архитектор Челябинска Павел Крутолапов, совершенствование градостроительной политики выразится в стремлении к плотному, компактному городу. «Генеральный план сейчас пересматриваем буквально под лупой, и доработки, которые появятся, связаны с дифференциацией плотности застройки в центре и на окраинах. Есть понимание, что львиная доля работоспособного населения в скором времени уйдет во фриланс, и необходимо предоставить возможность жить и удаленно работать в любой точке города. Это концепция 15-минутного города, когда все под рукой, в пешей доступности. Второй важный момент – концентрация общественных, развлекательных, образовательных сервисов поблизости от набережной. Челябинск пока в этом плане аномальный город, центр которого никак не связан с рекой. Хотя в генплане это было предусмотрено, и были  даже определенные градостроительные шаги предприняты: построены на набережной Дворец спорта «Юность», Торговый центр. Но затем сосредоточение центра переместилось на проспект Ленина, в пространство между Челябинским тракторным заводом и научно-образовательным центром. Сейчас в городе громадный потенциал в виде неосвоенного пространства возле реки. И заключительный момент – объекты регионального и даже федерального значения, которые должны появиться в Челябинске, в том числе – центры по подготовке по Олимпийским видам спорта».

Экономист Сергей Гордеев обращает внимание на то, что Челябинск – сложный, ассиметричный агломерационный центр, а потому необходимо глубоко изучить и проблемы городов-спутников. В том, что стратегию социально-экономического развития города необходимо увязать с агломерацией, согласен и доцент кафедры автомобильного транспорта ЮУрГУ Николай Горяев. «Как показали исследования, проведенные при разработке комплексной схемы движения общественного транспорта, примерно четверть активного населения Копейска каждый день приезжает в Челябинск, а если взять западный берег Шершней – это более пятидесяти процентов жителей. Огромная суточная миграция. В Сосновском районе возводятся новые жилые кварталы, а транспортной инфраструктуры практически нет.  А потом начинают звучать странные предложения вырубить городской бор, чтобы расширить дорогу. Как можно рассматривать только градостроительную политику Челябинска в отрыве от городов-спутников?», – рассуждает эксперт.

О создании более крупных агломераций, включающих несколько городов-миллионников Уральского региона, речи пока не идет. Конкурентными преимуществами в сравнении с соседними миллионниками эксперты традиционно называют удачное географическое положение, сложившийся центр промышленности с узнаваемыми в России брендами предприятий металлургии, машино- и приборостроения, пищевой и легкой промышленности, агрокомплексов, а также обеспеченность квалифицированными кадрами и низкую стоимость трудовых ресурсов для бизнеса.

«Сейчас в проекте стратегии значится, что конкурентами Челябинска являются Екатеринбург и Уфа, а Тюмень и Курган находятся в зоне влияния. Если ничего не изменится, скоро Челябинск окажется в зоне влияния Тюмени, – говорит Дмитрий Довбня. – Мы не можем позволить себе иметь конкурентов ближе двух тысяч километров – это логистическое плечо – и поэтому должны не конкурировать с Екатеринбургом и Уфой, а искать варианты синергии. Если вступим в конкуренцию – проиграем».

По мнению управляющего партнера DevelopmentPRO Андрея Бодрягина, в стратегии стоит видеть не конечную цель, а непрерывный процесс по повышению управляемости города. «Города различаются сегодня только степенью разорванности – между элитами и демосом, центром и окраинами. И я четко вижу эту разорванность в Челябинске», – говорит эксперт.

Сейчас в проекте стратегии миссия Челябинска сформулирована как «концентрация интеллектуального капитала, генерирующего инновации». «Если перевести заумные англицизмы на нормальный, понятный язык, то получится, что миссия – вызывать у образованных людей желание жить в Челябинске. Нужно убрать из стратегии имперские амбиции и просто говорить о том, как сделать так, чтобы люди хотели здесь жить, а бизнес – работать», – считает основатель сообщества «Челябинский урбанист» Лев Владов, отмечая, что необходимо закрепить в нормативных актах обязанности мэра по исполнению стратегии. «За последние три года сменились три мэра. Мы страдаем от хрупкости системы: каждый новый градоначальник перекраивает город по-своему. А хотелось бы, чтобы новый мэр нажал кнопку на компьютере – и перед его глазами появился план работы на месяц, на год вперед в соответствии со стратегией. И не возникало ситуаций, когда вдруг сваливается миллиард на благоустройство и чиновники в растерянности: куда бы эти деньги пристроить?», – иронизирует урбанист.

«Меньше всего хочется сделать документ, который ляжет «в стол». Стратегия должна быть разработана таким образом, чтобы не только стать дорожной картой, но и обеспечить управленческую преемственность. За исполнением мероприятий, которые прописаны в стратегии, должны следить жители, а ответственные лица – публично отчитываться каждый год о проделанной работе и достигнутых результатах», – убежден Олег Извеков.