«Главное, быть готовыми к тому, что тишины и уединения, а также социальной дистанции в Сочи этим летом вы точно не найдете. И о собственном здоровье придется беспокоиться самим».
Сачко Елена, к.э.н., аудитор:
— Так сложилось, что в Сочи я побывала и этим летом, и в прошлом году почти в одно время — в самый разгар морского сезона.
Чем отличается этот июль? Больше ли отдыхающих? Как соблюдаются новые требования? Что посмотреть в любой сезон?
Не претендуя на роль эксперта, делюсь своими впечатлениями от недолгих поездок и многолетнего общения с местными жителями и «понаехавшими».
Департамент курортов и туризма администрации Сочи сообщил, что после снятия ограничительных мер курорт уже принял около миллиона туристов. И благодаря программе Ростуризма, связанной с возвратом денежных средств за отдых в пределах страны, поток туристов планируется сохранить и в межсезонье.
Во-первых, отдыхающих традиционно много. В сети ходит шутка: «Уважаемые отдыхающие, учтите, что в Сочи на пляже остались только стоячие места». Аншлаг начинается уже с восьми утра. Искупаться вполне реально, а вот чтобы полежать и раскинуть руки, соблюдая дистанцию — варианты придется поискать. Большинство пляжей — бесплатные муниципальные, а за шезлонги и зонтики взимается плата.
Приморская набережная становится краше с каждым сезоном. В прошлом году за счет курортного сбора заменили скамейки и устроили раздельный сбор мусора.. Но при этом европейский шик все-таки продолжает соседствовать с отголосками советского времени и девяностых.. Массаж на пляже в шатре, бассейны с пираньями для пилинга и концерты звезд в закрытых ресторанах сопровождаются «горячей кукурузой», бабушками с весами для «утреннего и вечернего веса» и цыганками с попугайчиками «загадай желание, всю правду узнаешь».. Новые индивидуальные студии записи караоке, которые появились в этом сезоне, соседствуют с продажей фруктов прямо на развалах вдоль дорог. Дамы, фланирующие в роскошных дизайнерских платьях по набережной (не пропадать же новой коллекции, приобретенной для Монако), идут в двух шагах от провинциальных братанов в майках-алкоголичках, шортах, больше похожих на семейные трусы, и с неизменными плавательными кругами и горячительным в руках. Ницца и Тагил в одном месте…
Во-вторых, пару слов о проживании. Пока была закрыта Абхазия (а границу открыли только с 1 августа) ценник, конечно, был весьма высоким даже для этого времени. Знакомые риелторы рассказывали, что забронированы все квартиры, даже люкс-класса. При этом нужно помнить, что большинство арендных квартир, особенно в прибрежной зоне, переходят на посуточную оплату, начиная с мая, каждый год.
Вообще во время весенней пандемии многократно возрос спрос на жилую, инвестиционную и коммерческую (по отелям до + 25 %) недвижимость в Сочи. Часто объекты покупались дистанционно, с удаленными видео-обзорами. А в начале карантина, когда Сочи закрыли, въезд был возможен только для собственников недвижимости. Уже несколько лет ежегодный прирост стоимости недвижимости Большого Сочи составляет около 30% в год. Год назад мы совместно с одной из крупнейших риелторских компаний Челябинска, имеющей дочернюю фирму в этом южном городе, делали каталог недвижимости того региона. Профессиональные картинки с морскими видами завораживают, но надо отметить особенность, которая летом только усиливается — этот рынок, мягко говоря «нецивилизованный». При огромном спросе и предложении только очень малая часть объектов отвечает требованиям приемлемых правовых рисков. Те же «черные риелторы» понимают, что, сдав или продав жилье, не соответсвующее заявленному, практически ничем не рискуют. Они заработали, а портить себе отпуск жалобами и разбирательствами не очень приятно.
Так что если вы задумываетесь о вложениях в недвижимость Сочи, работать лучше с проверенными фирмами, даже если они не делают все быстро и говорят, что те объекты, которые вы нашли самостоятельно, неприемлемы. И реклама про студию с видом на море за 1,5 млн руб. — это утопия.. Точнее, сказка с неприятным концом, в которой деньги-то вы вложите, а вот перспектива посидеть на балконе и полюбоваться морским закатом — весьма туманна.
Впрочем, цифры тех, кто уже поучаствовал в удачных инвестиционных проектах, впечатляют. Если года полтора назад еще можно было найти первичные объекты от 80 тыс. руб. за кв. м, то теперь нижняя планка приближается к 120 тыс. руб. Поговаривают, что сразу после активного сезона границы Сочи опять закроют — и тогда факт наличия собственной недвижимости на курорте снова сыграет свою роль. Впрочем, это большая отдельная тема.
В-третьих, надо учитывать, что традиционно лето — это время, когда местные жители и приехавшие со всей страны сезонные работники в круглосуточном режиме зарабатывают на весь год. А в этом году сезон короткий, и неизвестно, что будет осенью. Поэтому соблазнов еще больше, и местный жаркий маркетинг достанет везде. Горячая кукуруза, свежая барабуля, тайские блинчики и итальянское джелато, морские прогулки в сопровождении дельфинов, лучшие экскурсии с восьмью подъемниками («только у нас — и все включены в стоимость», учитывая, что пять из них бесплатны) — будут сопровождать вас во время любой прогулки. Как говорят на Урале: «Нам бы пережить зиму». В Сочи при ежегодном наплыве туристов у местных жителей в ходу другая поговорка: «Скорее бы лето закончилось»!
В-четвертых, возникает ощущение, что при пересечении границы города Сочи все сразу начинают верить в свое бессмертие. Маски — большая редкость. Нахождение в перчатках — единичные случаи.
За 10 дней я видела только человека три в перчатках, при чем одна из них была моя подруга из Челябинска в первые два дня отдыха. На рынке отрезают попробовать сыр прямо щедрыми обнаженными руками, на пляже продают нарезанные непонятно в каких условиях арбузы… Желание расслабиться в докарантинной манере вполне объяснимо психологически: после жестких мер мы все нуждаемся в иллюзии безопасности и возврата к прежней жизни.
Подруга сделала замечание в переполненной маршрутке парню без маски, который кашлял и чихал всю дорогу и потом руками подержался за все поручни. Ответ был агрессивным: «Если вы боитесь, сами маски и надевайте. А я просто курильщик». И все прочие пассажиры промолчали. В «масках неравнодушия» при этом не было никого.
Вчера прочитала, что на днях в мэрии было проведено экстренное совещание, и с 5 августа решено усилить контроль за масочным режимом — ведь одновременно в городе находятся около 210 тыс. туристов и свыше 500 тыс. местных жителей. Как это будет осуществлено — пока непонятно. Также власти сообщают, что еженедельно в Сочи проводится генеральная дезинфекция набережных.
Необычно много туристов и в горном кластере — Красной поляне и в Розе Хутор. Экскурсовод поделилась информацией, что подъемники в сезон рассчитаны в среднем на 7 тыс. человек в день. Сейчас число туристов приближается к 13 тыс. в сутки. И хотя в Красной поляне после каждой группы дезинфицируют кабинки подъемников, часовые стояния в очередях социальной дистанции не способствуют. И цены на размещение в горных отелях совсем не летние — сезонные скидки найти сложно.
После открытия Абхазии, где цены по статистике ниже на 30%, возможно некоторое перераспределение пассажиропотока. Впрочем, на аэропортах и вокзалах это не скажется. В день моего отлета я услышала на досмотре в аэропорту от уставших сотрудников цифру — 127 рейсов в день….
С такси тоже есть небольшая напряженность. Загруженность, даже с учетом сезонных приезжающих на заработки водителей, велика, и ожидание может быть дольше обычного. При этом надо сказать, что общественный транспорт в этом южном городе имеет весьма развитую структуру и очень удобен и адаптирован под туристов — на остановках схемы и электронное расписание. В горы проще и быстрее всего уехать на «Ласточках».
В-пятых, в отпускном формате невозможно не написать и про гастрономическую составляющую отпуска — про южную кухню. Это может быть отдельным поводом для путешествия. Есть несколько культовых мест, о которых можно узнать из путеводителей.
Назову одно — хинкальная «Белые ночи» в самом центре. Это заведение развилось из маленького семейного бизнеса более 50 лет назад. Сейчас там несколько залов с постоянным стандартом качества главного блюда. Хинкали там большие, нежные и сочные. И по вполне демократичной цене — порция из пяти штук, которым может наесться и мужчина, и нехрупкая девушка, стоят от 200 до 275 руб. Забронировать место нельзя, и неслучайно в это заведение практически всегда стоит живая очередь. Кстати, очереди в вечерний ресторан — тоже явление не единичное.
А кто не ест мясо — тому можно порекомендовать хинкали из сулугуни. Многим друзьям я уже открыла это экзотическое и самодостаточное блюдо южной кухни, которое можно приобрести в сырных лавках на рынках и привезти как подарок для гурманов.
Побывать на Центральном рынке Сочи — это отдельное развлечение для гурманов. Такое разнообразие сыра, овощей и фруктов я видела только, пожалуй, еще в Ростове-на-Дону. Кстати, рекомендую найти рыбную лавку уроженца Таганрога и вкусить и карпа в сливах, и икрянники (ростовский вариант оладьев из икры), и корюшку, и осетрину. Ну и конечно, на всем побережье вас будет сопровождать черноморское рыбное меню — рапаны, мидии и барабулька.
В конце июля в Сочи появляется местный инжир. И если сначала он на рынке стоил 800 руб. за килограмм — и оказалось, что его везут из Крыма, то через несколько дней уже появляется абхазский — в два с половиной раза дешевле.
Скучно не будет. Сочи — город контрастов, можно найти отдых на любой вкус, сезон и бюджет. За одни и те же деньги, например, можно полакомиться манговым смузи с видом на закат или купить три килограмма крупных и сочных грузинских персиков.
А еще в этом городе-празднике каждый день проводится множество различных мероприятий — концерты, путешествия, открытые кинопоказы, выставки и мастер-классы. Часть из них бесплатны, информация доступна. Мы в один из вечеров попали на джазовый концерт прямо на набережной.
Главное, быть готовыми к тому, что тишины и уединения, а также социальной дистанции в Сочи этим летом вы точно не найдете. И о собственном здоровье придется беспокоиться самим, несмотря на расслабленных окружающих.
Бюджетные поездки в Сочи вполне реальны, но потребуют силы воли отказаться от кричащих на каждом углу соблазнов и грамотного планирования как места размещения, так и культурной программы. При этом море и солнце у всех будет одинаковое…Ведь путешествия и яркие краски в любом формате дают нам перезагрузку и настраивают на новые идеи.
Колонка написана специально для CHEL.DK.RU