Меню

Блогер Варламов: Трамваи из Усть-Катава — гаражная сборка «гробиков на колесиках»

Известный блогер Илья Варламов посетил Усть-Катав, «трамвайную столицу России», и поделился впечатлениями о городе и градообразующем предприятии. По его мнению, Усть-Катав застрял в советской эпохе.

«Усть-Катав – это город-завод. Ему даже принадлежит своеобразный мировой рекорд. Именно тут выпустили почти 15 000 вагонов одной модели. Повод для гордости так себе. В то время как другие заводы постоянно обновляли модельный ряд, УКВЗ клепал свой металлический гробик на колёсах. В любом случае, у города есть имя! Город так или иначе знают, и он мог бы развивать промышленный туризм», — считает Илья Варламов.

К сожалению, в городе нет ни одного трамвая, ни памятника легендарному транспорту, ни даже полноценного завода — только крошечная комната, доступ в которую — по особым пропускам. Проложенные в городе пути завод сегодня использует только для тестов и обкатки моделей.

«Это трамвай Шрёдингера. Тут есть трамвайная линия для испытаний, но горожанам такая роскошь, как трамвай, недоступна. Если верить «Википедии», система была пассажирской до 1997 года, но и то ей могли пользоваться только сотрудники УКВЗ. Ну а в последние годы все вынуждены ездить на автобусах и маршрутках. Такая вот горькая ирония. Да и испытательная линия частично заброшена, остался лишь небольшой участок. Кстати, огромная по сравнению с Усть-Катавом Тверь решила пойти по его пути и тоже выпилила свой трамвай, хотя производит вагоны на ТВЗ», — рассказывает блогер.

По его мнению, УКВЗ застрял в советской эпохе. «Именно здесь был разработан самый массовый в России и в мире трамвай КТМ-5 (он же 71-605), который производился 23 года и был выпущен в количестве 14 991 штуки. Большинству россиян эта жестянка хорошо известна. Кстати, в самом Усть-Катаве работает только один вагон 71-605 – это снегоочиститель. Это, мягко говоря, странно. Усть-Катаву сегодня совершенно нечем привлечь туристов, хотя можно было бы сравнительно легко сыграть на звании трамвайной столицы. Как минимум – сделать существующую линию работающей, пустить по ней парочку отреставрированных легендарных КТМ-5 для туристов и выставочные образцы современной техники для возможных покупателей. Можно в одном из цехов сделать полноценный музей, можно продумать и построить новый туристический трамвайный маршрут, с которого будут открываться шикарные виды на город... Но Усть-Катав не хочет эксплуатировать свою славу, он застрял в советской эпохе и в роли сурового градообразующего предприятия, где работяги вручную клепают вагоны сомнительного качества», — заключает Илья Варламов.

Мария Логинова