Татьяна Ольховатская о недобросовестных плательщиках НДС: «Налоговая знает всё»
«Признать контрагента недобросовестным плательщиком легко. А налоговое бремя ложится на вашу организацию», - гендиректор ГК «ФИН-АУДИТ» Татьяна Ольховатская советует как защититься от таких ситуаций.
Татьяна Ольховатская, генеральный директор ГК «ФИН-АУДИТ»:
Налоговая знает всё. Она легко раскрывает наши козни и признает наших поставщиков недобросовестными плательщиками налога на добавленную стоимость. Признать контрагента недобросовестным плательщиком легко, ему для этого даже особо стараться не надо: вовремя не ответил на встречную проверку, или почему-то совсем не ответил и готово. А дальше как снежный ком: доля НДС к уплате в бюджет подозрительно мала, поставщики также платят маленькие НДС в бюджет по сравнению с оборотом, численность сотрудников всего один человек. Да мало ли! Налоговая знает всё.
Чем вам это грозит? Налоговое бремя ложится на вашу организацию. Реальность самой сделки не оспаривается: товар поставлен, работа выполнена, услуга оказана. Но этим ли этим поставщиком? Для того, что бы это подтвердить, требуются убедительные доказательства. И тут важен процесс заключения сделки. Пригодится все – подтвержденные личные встречи, деловая переписка, согласование и исполнение сделки.
Опытным путем мы вывели несколько правил, которые надо запомнить, что бы выяснение отношений закончилось для вас максимально благоприятно. Самое главное, как говаривал Карлсон: «Спокойствие, только спокойствие».
К претензионным письмам относитесь спокойно, как к обычной деловой практике взаимоотношений налогоплательщиков и контролирующих органов. Все неточности в законодательстве стороны трактуют каждый в свою пользу. Покажите налоговой инспекции, что вы разбираетесь в налоговом законодательстве, что готовы аргументированно отстаивать свои права, в том числе, в суде.
Разберитесь, законно ли требование представить документы по сделкам с контрагентами или достаточно обойтись пояснениями.
Налоговое законодательство не обязывает налогоплательщика проверять добросовестность своих контрагентов. Настаивайте на том, что в процессе своей деятельности ваша компания руководствуется критериями самостоятельной оценки рисков. Укажите, что ваша организация не несет ответственности за действия контрагента, так как не является взаимозависимым или аффилированным лицом с ним, а также с его контрагентами-поставщиками, и всякая согласованность действий отсутствует.
При заключении договоров с новым поставщиком запрашивайте уставные документы, знакомьтесь с менеджментом, ведите хотя бы электронную переписку, запрашивайте коммерческие предложения. Если бизнес с партнером ведется уже давно, это будет большим доводом в вашу защиту.
Кстати, отсутствие ответа по встречной проверке - не свидетельствует о недобросовестности компании, а потому не является основанием для отказа в вычете НДС (постановление Арбитражного апелляционный суда Уральского округа от 07.11.2014 по делу № А76-2528/2014). В такой ситуации незамедлительно свяжитесь с поставщиком и введите его в курс дела, поинтересуйтесь о причинах отсутствия ответа по встречной проверке. Как только ответ все же будет направлен, хотя бы и с опозданием, попросите контрагента выслать вам копию квитанции об отправке и получении письма.
Не ленитесь проанализировать всю информацию о контрагентах, предоставленную контролерами как доказательную базу. Это позволит дать разумное объяснение каждому факту. Например, на то, что доля налога НДС, уплаченная контрагентом в бюджет за отчетный период мала, можно ответить, что в вычеты рассматриваемый квартал могли попасть и ранее не заявленные к вычету суммы.
А штат сотрудников минимален, и вся деятельность фактически ведется одним физлицом (учредителем), потому что ввиду специфики бизнеса для успешного ведения дел компетенций одного конкретного человека достаточно.
Если даже в процессе оформления документации по сделке допущены неточности, помните, это еще не причина отказа в вычете по НДС. Укажите применяемую вами торговую наценку в случае последующей реализации приобретенных материальных ценностей. Лишний раз напомните, что все хозяйственные операции по сделке действительно имели место, и на это есть оформленные подтверждающие документы. Вы можете даже расписать в ответном письме все бизнес-процессы, протекавшие по спорной сделке.
Чтобы не доводить до суда, занимайтесь профилактикой. Самым эффективным способом является своевременное проведение налогового аудита и активное консультационное обслуживание по вопросам налогообложения, заключения и исполнения сделок. Это даст вам возможность отрепетировать ответы на вопросы и «подобрать хвосты». Вот об этом «рояле в кустах» налоговая может не знать.
Колонка написана специально для проекта «Записки босса Челябинск» в рамках подготовки к предпринимательскому форуму «Безопасность бизнеса в новых экономических условиях».