Запад vs Восток: куда смотреть челябинскому бизнесу
Власти уже ведут работу по привлечению китайских инвестиций. «ДК» спросил у бизнесменов, чувствуют ли они на себе «поворот на Восток» и как на них отражается охлаждение отношений с Европой.
Власти Челябинска уже взяли курс на Восток и ведут работу по привлечению китайских инвестиций. «Деловой квартал» спросил у бизнесменов, чувствуют ли они на себе «поворот на Восток» и как на них отражается охлаждение отношений с Европой. Почти все опрошенные «ДК» предприниматели сошлись во мнении, что на одном Китае замыкаться нельзя.
Алла Лебедь, генеральный директор агрокомплекса «Чурилово»
Любой технологический сбой чреват необратимыми процессами, поэтому никакой «диверсии» в отношении замены европейских поставщиков оборудования быть не может. Мы продолжаем сотрудничать с поставщиками оборудования из Голландии и Германии. Ключевые расходные материалы (семена, удобрения, лампы для досветки) для агрокомплекса закупаются в основном у российских производителей. В Израиле закупается полный комплекс оборудования для подвеса и подвязки растений.
Поставками нашей продукции интересуются компании из Китая, ОАЭ и Саудовской Аравии. Даже такие удаленные поставки за границу экономически нам интересны. Но пока реализовать это сложно из-за недешевой логистики, связанной с соблюдением санитарных и температурных норм. Плюс затрудняют поставку и процедуры таможенного оформления, разрешительной документации, размещения информации на родном языке для потребителя.
Наиболее значимым ВЭД-проектом 2015 года для нас является строительство на территории Казахстана совместного сельскохозяйственного предприятия площадью 30 Га. В январе 2015 подписан меморандум с Акиматом Костанайской области и Агрокомплексом «Чурилово». Проект планируется реализовать в течение полутора лет. Будут возведены современные 6-ти метровые теплицы по стандартам предприятия. Сегодня в Казахстане есть дефицит всесезонных овощей, который компенсируется поставками из России, Турции, Китая и приграничных стран с юга. На удалении до 800 км от Кустаная находятся города Рудный, Кокшетау, Астана, Павлодар, Караганда, Петропавловск, Актобе, Экибастуз и др. Новый российско-казахстанский тепличный комплекс в первую очередь закроет потребность данных рынков.
Елена Прокопенко, директор компании «Энергия солнца»
Наша компания занимается поставками энергосберегающего оборудования для строителей. В энергосбережении все товары и технологии – европейские. Как только поднялся курс доллара, строители не смогли себе позволить покупать энергосберегающее оборудование, они требуют его по старой цене. И заменить европейскую продукцию тоже нечем: китайским энергосберегающим приборам нужно длительное техническое сопровождение. К тому же компании боятся вкладывать средства в китайскую продукцию, поэтому придется много вкладывать в ее продвижение. На отечественном рынке такого никто не производит, потому что раньше проще было ввезти европейское, чем разрабатывать что-то свое. Единственное, что у нас делают из списка энергосберегающих товаров – это электросчетчики. И то – из китайских комплектующих. Конечно, курс доллара изменил ситуацию. У нас начали разрабатывать свое оборудование, потому что европейское стало слишком дорогим. Но энергосберегающие товары – технически сложные и требуют длительной проработки. Мы просто не успеем застройщикам предложить отечественные разработки ни в этот сезон, ни в следующий.
Дмитрий Нестеров, директор компании «Прайд»
Наша компания специализируется на производстве буровых установок, мини-экскаваторов, погрузчиков. В прошлом году на нас вышли китайские инвесторы, которые предложили вместе запустить производство асфальто-бетонных заводов с производительностью от 60 до 300 т в час. Такой завод представляет собой металлоконструкцию размером с девятиэтажный дом. Китайские инвесторы в качестве инвестиций поставят на предприятие листогибы для производства заводов. Ориентировочно через два-три месяца проект будет запущен. Те же инвесторы два года назад реализовали подобный проект в Казахстане. Сейчас предприятие выпускает по 8-9 заводов в год. Стоимость одного оценивается в 1 млн долларов. В России такого никто не делает: асфальто-бетонные заводы завозят из Кореи, из Китая. А сейчас, благодаря девальвации рубля, у нас стоимость таких производств на 20-30% ниже. Наша продукция резко стала конкурентоспособной из-за цены. Мы ощущаем огромный интерес к нам со стороны как восточных компаний, так и отечественных. Есть возможность расширяться, но для этого нужны ресурсы. И бизнесу приходится самому вытаскивать себя из этой трясины. Здесь необходима помощь государства в виде финансирования под низкий процент. Если государство все-таки сменит свой вектор и обратит внимание на конечных производителей, а не на банки, то можно будет сделать достаточно большой рывок в экономике.
Илья Галкин, коммерческий директор «ЧЗПТ»
На любом предприятии есть техника из Китая, без нее жить невозможно. Основное производственное оборудование у нас, конечно, отечественное, но вспомогательное есть и из Китая. Мы выбираем, что нам закупить китайское, а что – нет, в зависимости от того, что требуется от оборудования. Например, металлорежущие станки лучше выбирать не китайские, хотя практически все они сейчас собираются в КНР. А что попроще, например, ручной инструмент, можно брать китайский. По соотношению «цена-качества» это оптимальный вариант. Дешевле китайского оборудования на рынке нет. И даже с ростом курса доллара ситуация не поменялась: раньше оно было в разы дешевле, сейчас просто дешевле. Сами мы пока не планируем ничего поставлять в Азию. Считаю, что пока слишком слабо выражен «поворот на Восток». Как компании покупали те марки, которые их устраивали по цене и качеству (независимо от страны-производителя), так и покупают те же. Только теперь более осторожно подходят к покупкам из-за кризиса.
Андрей Фекличев, директор «СтройИнжиниринг»
Мы занимаемся строительством небольших мини-шале, на предприятии есть собственное производство металлоконструкций. Пока из стран Востока мы закупаем продукцию в очень ограниченном количестве. Но в дальнейшем хотим приобрести комплектующие и электротехнику. (увлажнители и парогенераторы). По качеству китайское оборудование не очень удовлетворяет, но в России такого не делают. Если появится альтернатива на отечественном рынке, то будем брать российское. В целом, пока разворота на Восток среди бизнесменов мы не чувствуем. Скорее, наоборот. Например, я звонил по поводу сухой доски в одну компанию, а мне сказали, что на внутренний рынок они почти не грузят продукцию. Все идет на экспорт в Европу – из-за разницы курсов.
Степан Фирстов, генеральный директор Медицинской клиники «ЭФ ЭМ СИ»
Медицина – отрасль, которая требует от оборудования точности и надежности. В Китае можно закупать такие «примитивные» вещи, как лампы для обеззараживания или отсос для операции. Но когда речь заходит о высокоточном оборудовании, которое, например, обеспечивает искусственную вентиляцию легких, то лучше закупать его в других странах. Китайцы себя не зарекомендовали в вопросах, касающихся качества медоборудования. Страны Восточной Европы (Словения, Словакия) за те же деньги поставляют оборудование совершенно другого уровня. Как правило, на медтехнике клиники не экономят, потому что врачам необходимо точное оборудование. Ни один специалист не будет в восторге, если ему придется оперировать или измерять какие-либо показатели на том оборудовании, которое заставляет его сомневаться. Если же говорить о развороте на Восток в сфере медицины, то предпочтение стоит отдавать Японии и Южной Корее, хотя цена их медтехники сопоставима с европейскими ценами.