Замещение импорта пока не вытянуло машиностроение Челябинской области

На производство машин и станков в Челябинской области были большие надежды. Отрасль могла стать «локомотивной» в вопросах замещения импорта. Почему этого не случилось? И можно ли все исправить?

Работа машиностроительных предприятий Челябинской области в последние годы была непростой. 2014 год, когда началась «война санкций», мог изменить положение предприятий. Но этого, по словам учредителя ГК «Авуар» не случилось. «Машиностроение пока умирает», — заявил Алексей Овакимян:   

«У машиностроения  заказов по большому счету может быть два-три (первое – экспорт, второе — заказ госкорпораций, третье – розничный рынок). Розничный рынок просел и понятное дело, что будет проседать дальше, население у нас богаче-то не становится. Экспорт для наших предприятий, где-то по политическим соображениям, а в основном в связи с неконкурентоспособностью продукции закрыт, остается только заказ госкорпораций. А это такая штука субъективная, попадет ли он на заводы Челябинской области или не попадет? Только на это остается рассчитывать. Пока не попадает».

По словам Алексея Овакимяна большие проблемы миновали лишь несколько компаний. Среди них эксперт назвал группу «Конар» (занимается производством продукции для строительства газо- и нефтепроводов), которая еще до осложнения геополитической обстановки получила контракт «Газпрома»:

«Это как раз тот исключительный пример, когда компания получила заказ от госкорпорации, привлекла иностранные технологии для его выполнения (построив завод с итальянским оборудованием). У предприятия «Уралкран», тоже все нормально, поскольку производителей мостовых кранов в России можно пересчитать по пальцам одной руки. И тут хочешь – не хочешь, рынок сбыта все равно будет, потому что нет насыщения. А импортные краны, которые раньше сюда поступали – они теперь неинтересны, потому что дорого».

Такая же картина и на Челябинском компрессорном заводе, считает эксперта.  В производстве челябинских компрессоров практически отсутствует импортная составляющая, что на руку производителю: «Плюс, они находятся в том сегменте, где нет конкурентов отечественных. И если раньше импорт с ними конкурировал, то сейчас в силу курсовых разниц – нет».

С тем, что продукция компаний, который успели обновить производство до «охлаждения отношений с Западом», будет более востребованной, согласен директор челябинского филиала «БКС  Премьер» Илья Рощупкин: «В пересчете на валюту она стала дешевле».

А вот «УралАЗ» вряд ли ждут простые времена:

«Мне кажется им станет хуже. УралАЗ –работает на заказах Минобороны и силовых ведомств. И там заказ либо есть, либо нет.  Конкурент у них КАМАЗ, который вроде и менее пригоден для оборонки, но принадлежит госкорпорации Ростехнологиям, у которой очень сильный лоббистский ресурс, поэтому наш Урал всегда где-то на втором месте идет», — поделился своим мнением Алексей Овакимян.

«Отрасль нуждается в модернизации, а она возможна, в основном, за счет иностранного оборудования. К сожалению, в связи с резким падением курса рубля, теперь оно стало еще менее доступным», — считает г-н Рощупкин.

Эксперты назвали и возможные варианты решения проблемы. Обновление производств, а также строительство новых возможно лишь при условии, что проекты будут профинансированы крупными российскими заказчиками:

«Если мы говорим об импортозамещении в нефтесервисе в оборонной отрасли, атомной, аэрокосмической, то это возможно лишь в том случае, если крупные госкомпании откажутся от импортных комплектующих, и профинансируют из своих бюджетов локализацию производства этих комплектующих в России. Это, пожалуй, единственный вариант, но нужен диалог с заказчиком» — рассказал учредитель ГК «Авуар».

О реальных проектах с такой схемой финансирования эксперты пока не слышали, есть только разговоры на уровне Москвы. И это связано с определенными рисками:

«Чтобы дать какой-то аванс условной компании «Челябпром» надо понимать, что она способна будет реализовать проект. Здесь нужна роль губернатора и Правительства ЧО в виде каких-то гарантий и обещаний, что мы эту компанию знаем, поддерживаем, проследим».

Проекты, скорее всего, получат регионы, которые проявят наибольшую активность в продвижении идей таких производств. Сможет ли этого добиться Челябинская область, эксперты не ответили.

 

Самое читаемое
  • Высокопоставленный свердловский чиновник отправлен в СИЗОВысокопоставленный свердловский чиновник отправлен в СИЗО
  • Выдача ипотеки просела почти на 40%. Зачем Центробанк охлаждает рынок?Выдача ипотеки просела почти на 40%. Зачем Центробанк охлаждает рынок?
  • «Зенит»? Ну и чё? БК «Уралмаш» бьется за выход в полуфинал плей-офф Единой Лиги ВТБ«Зенит»? Ну и чё? БК «Уралмаш» бьется за выход в полуфинал плей-офф Единой Лиги ВТБ
  • Поуехавшие возвращаются. Их вклад в ВВП России достигает третиПоуехавшие возвращаются. Их вклад в ВВП России достигает трети
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.