Руководитель проекта «Шопокоп» Юрий Смагин, делится с читателями DK.RU соображениями о том, как выстроить процесс «тайный покупатель» внутри своей компании и сэкономить на внутреннем аудите.
Руководитель проекта «Шопокоп» Юрий Смагин:
Сегодня я проснулся не с той ноги, и решил написать инструкцию, как выстроить процесс «тайный покупатель» внутри компании. Материал будет полезен всем, кто хочет сэкономить на внутреннем аудите.
Предположим, что у нас 10 филиалов по городу и стоит задача – проверить работу сотрудников. Цели бывают разными. Например, мы хотим обоснованно «оптимизировать» фонд оплаты труда. Или хотим понять, кого уволить, а кого послать на обучение для повышения квалификации. В каждом филиале у нас работает два менеджера и желательно каждого проверить минимум два раза. Таким образом, планируемый объем – 40 проверок в месяц.
Для начала нужно найти ответственного специалиста, который возьмет на себя функцию «координатора» проверок. Стоимость такого специалиста в среднем около 40 000 рублей в месяц, включая налоги и офис. В обязанности такого специалиста будут входить:
- Регламенты. Разработка сценариев, опросных и оценочных листов (чек-листов), инструкций и прочих документов, обеспечивающих работу тайных покупателей;
- Поиск исполнителей. Выработка требований, поиск, тестирование, найм и обучение тайных покупателей;
- Контроль. Взаимодействие с исполнителями: обучение, постановка задач, уточнение данных по проверкам, контроль качества их отчётов (иногда они обманывают!);
- Технологии. Решение технических вопросов: конвертирование аудиозаписей, хранение отчётов, составление агрегированных отчётов и т.д.;
- Аналитика. Полученные данные нужно интерпретировать, представить в понятном для руководства виде.
Кроме того, нужны сами «тайники» (тайные покупатели). Они под видом обычных покупателей/клиентов будут инспектировать наши (или наших конкурентов!) офисы/точки продаж. Средний размер оплаты «тайника» – около 400 рублей и зависит от сложности проверки. Таким образом, на вознаграждение тайников мы выделяем бюджет в 20 000 рублей, с небольшим запасом на форс-мажоры, которые обязательно будут.
Если же вы планируете на роль тайного покупателя (аудитора) брать человека в штат или на договор, то здесь будут совершенно другие цифры. Не говоря уже про сложности для отдела кадров и бухгалтерии.
Необходимо также учесть «прочие расходы», о которых часто не думают заранее, но они играют важную роль в процессе:
- Интеграция. Полученные данные необходимо как-то использовать для принятия управленческих решений. Как следствие, их нужно занести в систему управления компанией. Такая «интеграция» обычно делается силами ответственного сотрудника или внешнего фрилансера.
- Хранение данных. Полученные отчёт со всеми артефактами (фото и аудиозаписи) весят достаточно много, иногда счёт идёт на сотни мегабайт на один отчёт. Эти данные необходимо где-то хранить, иногда годами.
- Ошибки. «Человек на зарплате» не всегда обладает нужными компетенциями для организации тайных проверок. Как следствие, нужно учитывать время руководителей среднего и высшего звена для курирования работы такого «специалиста».
Накинем условные 10 000 рублей на решение этих вопросов. Например, «интеграция руками студента» – 5000 руб., хранение данных – 1000 руб., время топ-менеджеров – 4000 руб. Последнее на самом деле – намного дороже, но кому это интересно?
Проведем простую калькуляцию и получится, что на проведение 40 проверок необходим бюджет в 70 000 рублей. Один отчёт обойдётся нам в 1 750 рублей. Это неплохая цена, учитывая среднюю стоимость одной проверки у маркетинговых агентств около 1500 рублей.
Процесс можно легко масштабировать, для обработки более 100 проверок в месяц нужен ещё один сотрудник, поэтому, мы пропорционально увеличиваем расходы.
кол-во проверок за месяц |
40 |
60 |
80 |
100 |
200 |
Зарплата Куратора |
40000 |
40000 |
40000 |
40000 |
80000* |
Оплата одной проверки |
400 |
400 |
400 |
400 |
400 |
Прочие расходы на одну проверку |
250 |
250 |
250 |
250 |
250 |
Форс-мажоры |
4000 |
6000 |
8000 |
10000 |
20000 |
Общий бюджет |
70000 |
85000 |
100000 |
115000 |
230000 |
Стоимость одной проверки |
1750 |
1417 |
1250 |
1150 |
1150 |
Все эти расчёты бесполезны, когда вам нужно проверить работу не локаций, а конкретных сотрудников, которые работаю по индивидуальному графику и перемещаются между локациями. Это настоящий ад, когда проверки делаются в «ручном режиме»!
Как видно из расчётов, организация тайных проверок «in-house» выгодна при объеме от 80 проверок в месяц, цена будет ниже среднерыночной. Но, эффективны такие проверки будет только при соблюдении определённых условий:
- Большая база тайников. Проверяемые сотрудники достаточно быстро «вычисляют» тайных покупателей, если они появляются чаще 1-го раза в квартал.
- Есть механизм контроля качества. Полученные отчёты необходимо проверить на соответствие критериям качества (прослушать аудиозапись визита, проверить подлинность фотографий, присутствие тайника в нужное время в нужном месте и т.д.).
- Регулярность. Только ретроспективный анализ данных позволит разработать стандарты обслуживания. Разовые проверки лишены смысла.
- Внутренний бизнес-процесс. Есть понимание, какую роль будут играть результаты проверок в бизнес-процессах компании.
Колонка подготовлена специально для рубрики «Записки босса Челябинск»
Подписывайтесь на CHEL.DK.RU в Дзен и Дзен.Новости. Самое важное о бизнесе — в email-рассылкe. А еще нас удобно читать в Telegram и ВКонтакте.