Раскол в России — не вокруг Путина, это спор об устройстве мира — режиссер Юрий Быков

Раскол в России — не вокруг Путина, это спор об устройстве мира — режиссер Юрий Быков
Иллюстрация: rt-online.ru

«Я не выгоден как режиссер. Ощущение, что меня привязали одной ногой к одной березе, а другой — к другой. И спрашивают: «А ты с кем?». А я всю жизнь — за условного Ивана Иванова».

Известный режиссер Юрий Быков приехал в Челябинск на кинофестиваль «За». Накануне в кинотеатре им. Пушкина он провел встречу с челябинцами. DK.RU выбрал самые яркие моменты из этого разговора.  

«Художник не может быть на стороне власти»

— Чиновники  это люди, которые обеспечивают архаический порядок, потому что он дает ощущение стабильности. Это статус: «Не трогайте! Потому что сейчас оно хотя бы стоит». Развитие в любом виде государственные системы пугает, поэтому художник не может быть на стороне власти. Люди, которых мы наблюдаем на той стороне,  это художники, которые приняли монументальное состояние. Они — памятники самим себе. У них есть колоссальные достижения, но дело в том, что в определенном возрасте человек приобретает комфортную ему позицию, которая часто совпадает с лояльностью к власти. И глобально я на стороне развития, за либеральные ценности в просвещении и развитии.

Позиция «против свободы» в моем понимании — это умалишенность. Просто форма, в которой иногда достигается либерализм, очень брезглива по отношению к людям. Получается, что-то делается не ради людей, а ради идеи — тогда выходит катастрофа.

«Нельзя предотвращать революцию, обесчестив искренних людей»

(Прим. ред.: в октябре 2017 г. Юрий Быков публично осудил свою работу над сериалом про российскую и иностранную спецслужбы «Спящие». В своем обращении «ВКонтакте» он заявил, что «предал все прогрессивное поколение, которое что-то хотело изменить» и объявил о завершении карьеры).

— Я — идиот, который, находясь на одной стороне, сделал попытку встать на другую, став режиссером первой части сериала «Спящие». Потому что когда произошли события на Украине, я искренне испугался, что у нас тоже будет революция. Я подумал, что можно вступить в это дело (заняться съемками «Спящих»), потому что глобальный результат был важнее, чем эти компромиссы. Я подумал, что с помощью этого фильма можно предотвратить революцию.

В итоге понял, что тогда придется обесчестить, обезличить и наплевать на огромное количество людей, которые искренне пытаются что-то изменить. Потому что компромиссы, как получилось в итоге, были заключены со своей совестью.

О приспособленцах

— Весь мир разделен на форматы. И эти форматы борются друг с другом: формат власти и формат оппозиции. И ты смотришь на это, а потом видишь, как пресс-секретарь президента говорит: «Навальный — это эгоист», и как тот же пресс-секретарь очень любит выпивать в обнимку с редактором радиостанции «Эхо». Давайте у них спросим: на чьей они стороне?

Я долго изучал это разногласие, и увидел, что и на той, и на другой стороне есть много приспособленцев, которые просто нашли свои форматы. А искренних людей, которые готовы жертвовать собой ради своей позиции, очень мало. И с той, и с другой стороны. И я, кстати, знаю таких людей. И с той, и с другой стороны.

Но даже художнику нельзя находиться посередине, посередине — это г…но в проруби. Есть позиция: бесконечное стремление к правде и объективности. Правда, художник в этом стремлении не будет оправдывать ни тех, ни других, и все будут недовольны. Потому что форматы борются друг с другом и используют в борьбе художника.

«Есть вещи, которым учат во дворе»

— Общество разделено не по принципу за Путина и против Путина, а по принципу того, за локальный ты мир или за глобальный. За глобальный — те, кто разделяет ценности мировой Европы. Институциональные, юридические, моральные. А есть люди, которые убеждены в том, что эти ценности не универсальны. Есть традиции — это понимают на Западе и англичане, и французы, и бельгийцы. И без традиции нет ощущения почвы под ногами. С другой стороны, глобальный мир стремится даже не к новым ресурсам и территориям, он устанавливает гегемонию, которая обеспечивает безопасность этому миру.

Есть цивилизационное противостояние не между США и Россией, а между Востоком и Западом. Я не нашел для себя ответа на вопрос, кто прав.

А на чью сторону вставать? Я — гражданин Российской Федерации. Для меня есть один критерий — никогда и ни при каких обстоятельствах не скажу: «Мне стыдно, что я русский». Хотя у меня огромные претензии к власти и к внутренней политике. Я подчеркиваю: огромные. Но есть вещи, которым учат во дворе.

О словах Алексея Серебрякова: «Национальной идеей русских являются сила, наглость и хамство»

— До такой степени болезненно ругаться может только человек, которому небезразлично. Я встречал в своей жизни людей, как это сейчас принято говорить, либерального толка, которые рассматривают российскую действительность только брезгливо. Это не случай Серебрякова. Он сопряжен с этой реальностью, и смысл того, что он говорит, не есть слова, которые он произносит. 90-е, 2000-е, переезд — все это по нему прошлось. Если посмотреть на все его роли, можно увидеть, что это — русский артист. Это было эмоциональным мнением человека, который любит эту страну. И поэтому слишком болезненно воспринимает все несовершенства и недостатки любимого пространства.

Да, на его слова можно обидеться, я понимаю этих людей. Но я знаю этого человека изнутри, поэтому такие заявления нужно «делить на 44». Так говорят у нас в Рязани.

«Самоцензура сильнее»

— Для российских режиссеров есть официальные законодательные ограничения, которые надо соблюдать. Они, правда, вариативны: порой в фильме у известного продюсера курить можно, а у малоизвестного — нет. Потому что в России много договорного в системе координат.

Но в целом, да, есть ограничения: курево, выпивка, мат… А в политическом смысле есть невнятные, негласные правила. Режиссер сам понимает, что он себе позволит, а из-за чего могут возникнуть проблемы, и он не появится на госканалах, а его фильм не выйдет в большой прокат. Самоцензура встречается чаще, чем открытая цензура. Думаю, эти ограничения будут усиливаться, потому что если вы изолируете территорию, вы четче должны выстраивать вертикаль власти. Это естественно.

Обходиться без мата — кокетство в худшем смысле

— Табу на мат в кино — сложный вопрос, потому что брань на широком экране, который ориентирован на массовую аудиторию — да, это явление довольно странное. Если вы сняли кино 6+, хотите скрасить досуг молодежной аудитории и развлечь ее несложным сюжетом. Так зачем там мат?

Другое дело — критическое, глубокомысленное кино, которое пытается работать с реальностью и отображать ее. Здесь, конечно, купюры, цензуры и, главное, самоцензуры — это вещи излишние. Если уж Лев Николаевич в «Воскресении» не обошелся без «я — б..дь каторжная» — в одном конкретном месте… То современная драматургия настолько животрепещущая, что обходиться без мата совсем — это, мягко говоря, кокетство.

Кино как бизнес

— Представим работягу, который зарабатывает 15-20 тыс. руб. Он может позволить себе сходить в кино раз в месяц. И то — чтобы развлечь своих домашних, даже не самого себя. Вот вы можете представить себе ситуацию, что он приходит домой и говорит жене: «Слушай, я там две тыщи отложил с зарплаты. Сегодня берем тебя, его — из коляски, его — из школы, и все вместе идем на фильм про сантехника, который бегает ночью по улице и кричит, что дом падает. Там еще алкаши, наркоманы и так далее… (прим. ред.: сюжет фильма «Дурак»)»? То есть экономическая часть проблемы — существенная. Я видел залы с тремя человеками — ну о-очень большими ценителями кино.

Не надо строить теории заговора вокруг Фонда кино. Есть лишь прагматика. Я не думаю, что у критического, осмысленного контента есть широкоэкранная судьба. Осмысленные фильмы смотрят в интернете. Смысл большого экрана для людей — это спецэффекты, супергерои, на зрителя летят предметы. А за остальное он не хочет платить, потому что «можно и так посмотреть».

Я не выгоден как режиссер для продюсера, потому что в массовом смысле меня смотрит очень маленький процент. Мои картины провалились все. А в интернете это не монетизируется. То, что попадает в ITunes, оказывается моментально на других сайтах. Сразу же появляется там, где «Азино три топора». Если у режиссера нет потенциала попасть на мировые площадки — Торонто, Канны и Оскар, он продюсеру неинтересен. Если вы не даете продюсеру ни имиджевых, ни коммерческих дивидендов, вы ему неинтересны.

Про уход из кино

— У меня нет возможности оставаться в профессии. Лицо можно потерять один раз. От меня постоянно требуют встать на ту или другую сторону. Я приехал однажды в Орел. И на пресс-конференции встают два журналиста: «РИА Новости» и «Дождь». «Юрий, не стыдитесь этого!» — один сел. «Что вы хотите сказать тем, кто пойдет на баррикады?» — другой сел. Ощущение, что меня привязали одной ногой к одной березе, а другой — к другой. И спрашивают: «А ты с кем?» А я всю жизнь — за условного Ивана Иванова.

Меня интересует, что нужно сделать, чтобы жизнь этого человека была лучше. Меня не интересуют политические форматы. Меня не интересуют геополитическая борьба, когда один капитал  сражается с другим. И от кого я узнаю, как сделать лучше судьбу Ивана Иванова, на эту сторону я и встану.

Теперь я могу лишь превратиться в ремесленника, который зарабатывает на своей профессии. Мой опыт дал мне определенный авторитет, поэтому получится. Буду снимать редко. Только потому, что приходится.

Подготовила Екатерина Омельченко, DK.RU-Челябинск

Самое читаемое
  • Молодцы, черти! «Автомобилист» сыграет за выход в финал Кубка Гагарина в седьмом матче 1/2Молодцы, черти! «Автомобилист» сыграет за выход в финал Кубка Гагарина в седьмом матче 1/2
  • Совладелец «Свердловского инструментального завода» обвинил партнеров в выводе имуществаСовладелец «Свердловского инструментального завода» обвинил партнеров в выводе имущества
  • «Уральский марс» вошел в ТОП-10 «инопланетных» локаций России«Уральский марс» вошел в ТОП-10 «инопланетных» локаций России
  • Производство электроники под угрозой остановки. Китайские банки блокируют платежи из РФПроизводство электроники под угрозой остановки. Китайские банки блокируют платежи из РФ
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.