Химия инноваций или химия с инновациями?

Роман Золин управляющий партнер по России и СНГ Service Design Agency Колонка написана специально для «Делового квартала» Год назад президент России объявил о притязаниях нашей страны на ведущую

Роман Золин управляющий партнер по России и СНГ Service Design Agency
Колонка написана специально для «Делового квартала»

Год назад президент России объявил о притязаниях нашей страны на ведущую роль в глобальной экономике. Уже в среднесрочной перспективе Россия должна научиться эффективно конкурировать на мировых рынках и добиваться серьезных результатов в сфере инновационных разработок. Посыл президента о необходимости модернизации в стране быстро стал модным. Но новая русская забава под названием «модернизация» может так и остаться светским развлечением российской элиты, если современные инноваторы не избавятся от «детских комплексов» в национальном маркетинге.
В конце сентября на международной выставке «Экспо-2010» в Шанхае в рамках Дня России Инновационный центр «Сколково» презентовал свой новый логотип. Знаком Иннограда стали буквы Sk, оформленные в стилистике одного из химических элементов периодической таблицы Менделеева.
Брендинг «Сколково» говорит о качестве процесса модернизации гораздо больше, чем специальные репортажи о достижениях модернизаторов. Символика Иннограда, словно лакмусовая бумажка, проявила ключевую проблему эффективности маркетинга российских инноваций, – когда наличие видения того, как «продать» инновационные разработки, значит гораздо меньше, чем наличие видения, как их «создать».
Что продает новый логотип «Sk» и кому? На первый взгляд все очевидно. Сейчас Инновационному центру необходимо решить проблему научных кадров, и основная задача всех его средств коммуникации заключается в том, чтобы сделать «Сколково» привлекательным местом для мировой научной элиты. Вероятно, именно поэтому в основу отличительной символики Иннограда легла таблица Менделеева, которая уже сама по себе является брендом, легко узнаваемым в научной среде.
Но узнаваемость бренда не всегда равнозначна его желаемому восприятию. Как раз подобный диссонанс и демонстрирует бренд «Sk». Как бы его создатели не гордились историей своей страны, но айдентика Инновационного центра должна лежать все-таки в плоскости инноваций, а не привязываться к успехам российской науки столетней давности. К тому же таблица Менделеева уже использовалась в символике других брендов, что лишает новый бренд уникальности.
Так же не совсем понятно, почему бренд «Sk» должен ассоциироваться у его значимого окружения только с химией, ведь термин «инновации», о которых идет речь, включает в себя целый набор дефиниций и фокусировку на разные отрасли экономики. Может быть, имелся в виду некий химический синтез всех инноваций?
Но главное, как новый бренд будет продвигать и продавать «продукты» Иннограда на международных рынках в дальнейшем, после того как соберет под своей крышей нужные «мозги»? И почему разные по своей сути продукты и услуги, рожденные на территории Инновационного центра, должны продаваться именно в такой «упаковке» бренда «Sk»?
Судя по стоимости работ, затраченных на создание системы идентификации бренда «Сколково», эти вопросы остались за пределами внимания как заказчиков, так и разработчиков. Оба победителя – компании «MIR» и «SPN Ogilvy» получили за свою работу по $50 тыс., что достаточно для разработки руководства по использованию бренда, но такого бюджета точно не хватило бы на серьезные международные маркетинговые исследования и изучение восприятия бренда его значимым окружением.
Маркетинг «Сколково» необходимо рассматривать с точки зрения дизайна впечатлений, которые должны формироваться у людей при соприкосновении с брендом, резидентами Инновационного центра, его продуктами, услугами, персоналом, территорией либо со всем этим одновременно. Именно качество и постоянство потребительских впечатлений формируют настоящую силу бренда. Но в ситуации со «Сколково» речь идет лишь о графическом дизайне.
В России вообще мало кто понимает, чем брендинг отличается от дизайна. Существует множество талантливых дизайнеров, но у них начисто отсутствует понимание рынка. 90% из них сосредоточены на художественной стороне дела, на графике. Они смогут выполнить для вас дизайн упаковки. Но они не научат вас тому, как продавать ваш продукт. А брендинг целиком и полностью состоит в том, чтобы выиграть войну на рынке. В этом его кардинальное отличие от дизайна.
Маркетинговая близорукость бренда «Сколково» лишь соответствует общей рыночной близорукости российского брендинга. Понять это можно, если поместить «наши бренды» в западную рыночную среду и сравнить с поведением «их брендов» на нашем рынке. Возьмем Билайн и МТС. В прошлом году они вошли в сотню глобальных брендов-тяжеловесов. Но если представить, что британский Vodafone может зайти в Россию, еще реально, то вот, что МТС в Англию, скорее всего, нет. Сразу видно, что бренд нужно дорабатывать, расширять философию, изменять его корпоративную химию. Может быть, подобную химию следует изменить и бренду «Сколково»?

Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Стало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточноСтало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточно
  • Путин и Уиткофф провели в Кремле секретные переговоры, компромисс не найденПутин и Уиткофф провели в Кремле секретные переговоры, компромисс не найден
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.