Высшая школа ищет связи с реальностью

Осенью 2010-го главное управление по труду и занятости Челябинской области составило оригинальный антирейтинг региональных вузов, выпускники которых, получив летом дипломы, так и не нашли работу.

Огромное количество выпускников вузов остается невостребованно рынком. Чтобы изменить ситуацию, образовательным учреждениям приходится пересматривать подходы к методам обучения. Но без участия бизнеса в процессе подготовки будущих специалистов результатов не будет.

Осенью 2010-го главное управление по труду и занятости Челябинской области составило оригинальный антирейтинг региональных вузов, выпускники которых, получив летом дипломы, так и не нашли работу. Выяснилось, что среди молодых безработных большинство составляют экономисты, юристы, финансисты и менеджеры. «Ситуация может усугубиться,— предостерег руководитель управления ВЛАДИСЛАВ СМИРНОВ.— Две трети от общего набора абитуриентов в 2010 г.— будущие управленцы и экономисты. Выпускники школ и их родители поддались социальной моде на профессию, не задумываясь о ее востребованности».
О перекосе в сторону «престижных» специальностей в конце марта говорил и президент РФ ДМИТРИЙ МЕДВЕДЕВ. В частности, он предложил запретить техническим вузам готовить экономистов и юристов даже за деньги.
А еще раньше г-н Медведев заявил, что заказ на будущих специалистов должно формулировать бизнес-сообщество. Правда, с точки зрения вузов, работодатели в этом вопросе зачастую ведут себя весьма пассивно. Эксперты надеются, что реформа образовательной системы поможет бизнесу и высшей школе найти более тесный контакт.
«На самом деле рынок готов принять огромное количество тех же менеджеров, экономистов и юристов, ведь они нужны практически в каждой организации,— замечает проректор по развитию Южно-Уральского профессионального института (ЮУПИ), кандидат педагогических наук ОЛЬГА ФРОЛОВА.— Другое дело, что уровень их подготовки должен отвечать реальным рыночным требованиям».

Второе высшее становится нормой
В челябинском филиале Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (РАНХ и ГС)1 считают слабую информированность и подверженность моде одной из главных проблем выбора выпускниками школ будущей профессии. «Чего греха таить, молодому человеку 16-17-ти лет могут просто указать «иди туда, там большие перспективы», а что происходит на рынке, мало кого интересует,— рассуждает заместитель директора по учебной работе филиала РАНХ и ГС ОЛЕГ ОСИПОВ.— У нас в этом году провалился набор на шикарную специальность— национальную экономику. Зато конкурс на государственного муниципального служащего был 9 человек на место. А потребность-то гораздо ниже, и она сокращается. Пытаешься предлагать что-то другое, человек отказывается: «нет-нет, хочу в чиновники, там я сделаю карьеру».
Олег Осипов подмечает: не случайно в России становится нормой второе и третье высшее образование— его человек получает, уже осознав собственные амбиции и наклонности. «Бывает, люди вообще меняют сферу деятельности»,— констатирует он.
Провоцирует невостребованность дипломов и низкооплачиваемая работа. Докторант челябинской медакадемии, директор медцентра «Феникс» АЛЕКСАНДР КОВАЛЕВ приводит такую печальную статистику: «Когда я спрашиваю студентов шестого курса, кто из них хочет стать врачами, и два-три человека из всей группы поднимают руку,— это уже неплохо. Остальные уходят в бизнес. Многие не идут даже в интернатуру».
Похожая история и с будущими инженерами. Промышленные предприятия жалуются на нехватку квалифицированных кадров, а между тем, по выражению российского президента, две трети выпускников инженерных специальностей «растворяются неизвестно где»: люди «прячут свой диплом в стол и никогда к нему не возвращаются».
Впрочем, у этой картины есть и обратная сторона: завышенные ожидания по зарплате. Многие выпускники вузов просто не готовы к низким заработкам на заре карьеры, полагает Олег Осипов: «К примеру, человек с дипломом экономиста идет устраиваться на работу, а ему предлагают зарплату в 6 тыс. руб. Он, конечно же, возмущен: «Я?! Да на 6 тысяч?!» И таких людей, которые будут лежать на диване и ждать, когда не них свалится щедрое предложение, на самом деле много».
Вузы сблизятся с работодателями
Самая распространенная претензия работодателей к уровню высшего образования звучит примерно так: приходит специалист с дипломом, но ничего не может. «Тебя же учили! А я тебя учить не должен»,— считают многие руководители предприятий.
Представители вузов уверяют: то, что свежеиспеченные специалисты не могут сразу влиться в рыночную среду, это нормально. Мобильна— переподготовка (например, получение степени MBA), а высшая школа дает базовое образование. «Я всегда говорю выпускникам: не рассчитывайте, что, получив диплом, вы закончите обучение, потому что учиться вы будете все время, пока работаете»,— подчеркивает заместитель декана международного факультета ЮУрГУ ГЕННАДИЙ ШЕПТАЛИН.
Ольга Фролова соглашается: требования рынка и технологии меняются стремительнее, чем государственный образовательный стандарт. Однако она просит не считать вузы такими уж неповоротливыми: «Мы стараемся быть прогрессивными и быстро реагировать на изменения». И подстраиваться под рынок приходится всем. По словам Геннадия Шепталина, практически каждый набор в ЮУрГУ сопровождается появлением новой образовательной программы. Например, возникла необходимость использовать IT в экономике и управлении— тут же ввели информационный менеджмент, уточняет он.
Но чтобы сделать обучение студентов более практичным, необходима тесная связь с бизнесом и долгосрочными программами развития региона, утверждают эксперты. «Вузы, как правило, открыты для диалога. Дело за работодателями, их объединениями и союзами»,— констатирует проректор по учебной работе ЧелГУ, кандидат физико-математических наук НИКОЛАЙ МАМАЕВ. Пока же документально оформленные или хотя бы просто конструктивно сформулированные претензии и пожелания работодателей к компетенциям будущего специалиста – большая редкость, замечает Ольга Фролова.
Конечно, сотрудничество присутствует: вузы проводят с руководителями предприятий круглые столы, приглашают их на итоговую государственную аттестацию, защиту курсовых работ. Однако университеты и институты ждут от работодателей большей активности, в частности, в вопросе обеспечения будущих специалистов опытом работы. «Предприятия требуют от соискателей 3-летнего трудового стажа, а откуда он может взяться у студента? Учащимся 3-го курса нам приходится подписывать свободное посещение, чтобы они шли работать»,— замечает Геннадий Шепталин.
Проблема еще и в закрытости организаций, добавляет Ольга Фролова. Лишь немногие из них готовы предоставлять сведения, достаточные для того, чтобы дипломный проект, например, будущих экономистов или специалистов по рекламе носил прикладной характер. «Предприятия жалуются, что студенты выходят неподготовленными, плохо ориентируются в рынке, но сами не готовы раскрывать карты, и когда берут студентов на практику, зачастую держат их в вакууме»,— поясняет она.
Представители вузов рассчитывают, что усилить участие работодателя в подготовке будущих кадров поможет введение ФГОС-32 и массовый переход к уровневой системе высшего образования «бакалавриат— магистратура», который запланирован Минобрнауки на этот год (крупнейшие челябинские вузы уже апробировали эту систему на некоторых факультетах). В новой образовательной модели бакалавры будут получать фундаментальное базовое образование, а магистры— профильное3. При этом работодатели станут непосредственными участниками учебного процесса. Так, новый стандарт по управленческому и юридическому профилю обязывает привлекать к процессу обучения не менее 10% практикующих специалистов, поясняет Олег Осипов. А Геннадий Шепталин добавляет, что стандарты обязывают выбирать профиль, исходя из потребности рынка. «Например, в экономике это может быть страхование, банковское дело. И если мы видим, что есть потребитель, которому нужны выпускники по страхованию, можем привлекать его для проведения занятий и распределения студентов на практику»,— резюмирует он.
Научные руководители перестали быть незаменимыми
Конкуренция за абитуриентов растет. В Челябинской области порядка 70 аккредитованных вузов, а учащихся становится все меньше. Причина— в демографической яме 90-х, которая, по оценкам Минобрнауки, будет ощутима вплоть до 2020 г. По мнению экспертов, выигрывать в конкурентной борьбе будут как раз те вузы, которые смогут выпускать специалистов, реально востребованных рынком.
Работу образовательные учреждения ведут сразу по нескольким фронтам: это касается, в частности, и технологий обучения, и уровня преподавательского состава. Многие вузы внедряют в учебный процесс информационные технологии (дистанционное обучение, электронные учебники), исследуют степень удовлетворенности студентов с помощью ежемесячных мониторингов, развивают международные обучающие программы— как, например, Челябинская агроинженерная академия, которая отправляет будущих инженеров АПК на стажировки и учебу во Францию.
Используют вузы и такое конкурентное преимущество, как научная деятельность, которая позволяет привлекать финансовые ресурсы (в т.ч. в виде грантов) и формировать высококвалифицированный штат преподавателей. «Если предположить, что развитие инновационной экономики уже не за горами, то научно-исследовательским центрам, промпредприятиям и учреждениям скоро понадобится большое количество квалифицированных специалистов естественнонаучного и технического профилей»,— подчеркивает Николай Мамаев.
Ведущие вузы стараются развивать научные школы, лаборатории, институты (например, на базе Челябинской медакадемии создан НИИ Иммунологии), патентовать изобретения, проводить под своей эгидой научные конференции. А ЮУрГУ в 2010-м удалось добиться статуса национального исследовательского университета. По словам ректора АЛЕКСАНДРА ШЕСТАКОВА, деньги, которые вуз получит в виде транша из федерального бюджета (а это 1,8 млрд руб.), пойдут в том числе на развитие лабораторий, реализацию собственных разработок, стажировки педагогов и студентов в зарубежных университетах.
Между тем некоторые эксперты проблему развития научной деятельности видят в недооценке вузами значения методологии обучения. «В недавнем прошлом основной задачей ведущих преподавателей в вузах была передача их знаний и накопленного опыта студентам и аспирантам— так они ощущали свою уникальность и востребованность. В то время это было оправдано и приносило свои плоды»,— рассуждает Николай Мамаев. Однако за два с небольшим десятилетия ситуация, по его словам, изменилась принципиально. «Ворвавшиеся в нашу жизнь информационные технологии, нанопроцессы и наноматериалы внесли коррективы в том числе в образовательную деятельность, разрушив преподавательскую монополию на передачу и оценку знаний. Однако многие ли преподаватели сегодня готовы признаться себе, что знания, которыми они располагают, устаревают быстрее, чем они успевают задуматься об этом?»,— обращает он внимание. По мнению г-на Мамаева, для современного выпускника университета более важным становится не накопленный информационный потенциал, а способность к самоорганизации, самообучению и нестандартному мышлению. А вузы должны будут им в этом помочь.

Наука и сельское хозяйство не популярны в РФ
Кем хотят стать сегодняшние молодые люди, опрос февраля 2011 г.

Источник: «ФОМнибус»

Экономисты с дипломом ЮУрГУ могут претендовать на ту же зарплату, что и выпускники Академии народного хозяйства
Оклады, на которые могут претендовать выпускники российских вузов, работающие в финансовой сфере, данные за 2010 г.

Источник: Исследовательский центр рекрутингового портала SuperJob.ru.
Самое читаемое
  • Россия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и ТурцияРоссия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и Турция
  • Станислав Лунин: «Россию ждет бум производства отечественного компьютерного оборудования»Станислав Лунин: «Россию ждет бум производства отечественного компьютерного оборудования»
  • Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.
  • Жители Первоуральска снова остались без водыЖители Первоуральска снова остались без воды
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.