Высокоскоростная магистраль «Пекин - Москва» пройдет через Челябинск? ОЦЕНКИ ЭКСПЕРТА
Российские СМИ сообщают, что Китай потратит около $250 млрд на строительство ж-д магистрали. Появится ли высокоскоростной поезд «Пекин — Москва». И впишется ли в его концепцию Челябинск?
Китай оценивает стоимость строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) в $242 млрд руб., пишет ИТАР-ТАСС. Сообщается, что магистраль будет протяженностью 7 тыс. км. Время в пути между Пекином и Москвой составит два дня, при этом маршрут пройдет через Казахстан.
В структурах РЖД новость официально не комментируют. Источник ТАСС сообщает, что организационно-финансовые предложения по поводу строительства ВСМ от китайской стороны в компанию не поступали.
«Вероятность реализации подобного проекта оцениваю максимум в 1%. Вообще стоит обратить внимание на странную формулировку. Китайцы хотят построить. А Россия-то хочет построить? Это пока неясно», — рассказал в беседе с «ДК» директор компании «Кемп» Яков Гуревич.
Эксперт удивляют множественные нестыковки, которые появляются при анализе, появившихся в СМИ параметров проекта ВСМ:
«Время в пути от Пекина до Москвы сократится до двух суток. Сейчас у нас 21 век и от Пекина до Москвы летают за 6 часов. А весь смысл транспорта и ускорений в том, чтобы уменьшить время в пути. Поэтому, на расстоянии до тысячи километров скоростные поезда, они выигрывают у авиаперевозчиков, а на расстоянии в 7 тыс. км — высокоскоростная магистраль — бессмысленная вещь»
Кроме того эксперт полагает, что поезд, который преодолеет 7 тыс. км за двое суток, нельзя считать высокоскоростным. Средняя скорость в пути составит 150 км, что никак не может говорить о высокоскоростном движении. Такие параметры могут говорить лишь о скоростном сообщении, не более того.
Странность у Якова Гуревича вызывает и предположения отдельных СМИ о том, что анонсированная магистраль может пройти через Челябинск:
«Когда китайцы строят высокоскоростные магистрали у себя (а строят они пока в плотно населенных районах, возможно, покроют весь Китай), то там просто есть поток людей. А сколько народу может проехать на участке Урумчи на Челябинск? Ноль. То есть какой-то поток людской отсутствует. А в этих условиях строить какие-то дороги совершенно бессмысленно».
Также Челябинск не может попасть в проект еще по причине:
«Если посмотреть на карту, то логичнее после Казани сворачивать на Уфу и дальше на Казахстан, а не тащить через Екатеринбург и Челябинск».
Впрочем, в последнее время Китай делает много громких заявлений о крупных инфраструктурных проектах. И это, как считают, аналитики понятно. Поднебесная вышла на первое место по развитию высокоскоростных железных дорог в мире (их протяженность в Китае сопоставима с протяженностью всех ВСМ в других странах). И Китай стремится продвигать свои технологии.
«Им надо реализовывать по всему миру свои технологические достижения, поэтому они готовы участвовать в проекте высокоскоростной магистрали «Москва – Казань», если она реально будет строиться. На сегодняшний день технические решения Китая – самые эффективные в мире», — считает г-н Гуревич.
Напомним, в октябре прошлого года власти Китая и России подписали меморандум о развитии высокоскоростного железнодорожного сообщения. Стороны договорились о разработке проекта Евразийского высокоскоростного транспортного коридора «Москва – Пекин», который включает в себя проект ВСМ «Москва – Казань», как первого участка будущей новой магистрали до Пекина.
По оценкам вице-президент РЖД, гендиректор ОАО "Скоростные магистрали" Александра Мишарина в ноябре 2014 года (до девальвации рубля) проект ВСМ «Москва-Пекин» оценивался в 7 трлн руб.