Вячеслав Карандасов. Оцифровал медицину

В зоне полномочий ВЯЧЕСЛАВА КАРАНДАСОВА— больше 1,4 тыс. кв. м медкабинетов, палат и лабораторий, более 100 врачей и бюджет на закупку оборудования, превышающий 30 млн руб. ежегодно. Со всем этим о

Директор клиники «Лотос» Вячеслав Карандасов не доверяет таланту врачей. Он не верит в «диагноз с первого взгляда» и требует от каждого специалиста неукоснительно соблюдать четкий алгоритм работы с пациентом. Таким же образом он унифицирует все процессы в компании, приводя больницу к принципам, применимым в любом другом бизнесе.

В зоне полномочий ВЯЧЕСЛАВА КАРАНДАСОВА— больше 1,4 тыс. кв. м медкабинетов, палат и лабораторий, более 100 врачей и бюджет на закупку оборудования, превышающий 30 млн руб. ежегодно. Со всем этим он обязан управляться без специального медицинского образования. Помогает жесткая стандартизация и максимальная автономия медицинских и хозяйственных служб, утверждает г-н Карандасов.

Заводские бизнес-процессы в больнице
Медицинский центр «Лотос»— предприятие большого холдинга, ориентированного, в основном, на строительную отрасль и промышленность. И, несмотря на все нюансы медицинской специфики, принципы управления клиникой, уверен Вячеслав Карандасов, должны соответствовать унифицированным правилам.
— Законы экономики и менеджмента— одни и те же во всех отраслях. Наш бюджет концептуально ничем не отличается от бюджета завода или, например, строительной фирмы. Мы обязаны четко планировать объем продаж и все расходы: на персонал, приобретение оборудования, медикаментов, на арендные и коммунальные платежи
Но все же руководить клиникой так же, как металлургическим заводом, невозможно. Чтобы принимать адекватные решения, вы лично должны разбираться в медицине.
— Моя работа— это управление предприятием. Тонкостей работы доктора, не имея специального образования, я постичь не могу. Есть главврач— мой заместитель, который руководит всеми медицинскими процессами. Кроме того, моем прямом подчинении— вся инфраструктура, обслуживающая медицину, финансово-экономическая служба, отдел продаж, службы администраторов, персонала и т.д.
Вообще, мы постарались докторов и медперсонал максимально оградить от хозяйственной работы. Каждый должен заниматься своим делом. Так мы правильно используем человеческие ресурсы.
Как принимаются решения на стыке хозяйственной работы и лечебного процесса? К примеру, кто определяет расходы на оборудование: вы или главврач?
— Это плановая работа. Главврач оформляет заявку. Она проходит согласование в финансово-экономической службе. Затем составляется технико-экономическое обоснование, которое выносится на совет директоров. И только после этого мы принимаем либо положительное, либо отрицательное решение.
То есть, главный показатель— экономическая целесообразность, а не потребности врачей?
— Не совсем. Потребности врачей— это, по сути, отражение спроса со стороны пациентов на новые услуги и оборудование. Но, конечно, клиника должна приносить прибыль. И без четкого бизнес-плана решения не принимаются. Одно из последних наших начинаний— создание собственного хирургического отделения на 15 коек. Практически готов строительный проект. К началу следующего года мы должны ввести отделение в эксплуатацию.
Сколько вы вложите в этот проект?
— Точно не могу сказать.
Коммерческая тайна?
— Нет. Не в этом дело. Ориентировочная сумма превышает 100 млн руб. Но конечная цифра зависит от множества факторов. Цена оборудования и стоимость реконструкции помещений в процессе реализации проекта могут сильно варьироваться.
Зачем вам своя хирургия?
— Это стратегическое решение. Мы планомерно расширяем список услуг. Кроме хирургического отделения, откроем травмпункт, например.
Одновременно мы корректируем схему работы с пациентом. Развиваем комплексные программы профилактического обследования. Сейчас, чтобы получить полную картину о состоянии своего здоровья, человек должен самостоятельно посетить множество узких специалистов. И мы хотим предложить ему готовый алгоритм. Сейчас уже пополнили штат новыми докторами.
Терапевтами?
— Не совсем. Есть такая медицинская специальность— врач общей практики. Это специалист со знаниями эндокринолога, кардиолога, гастроэнтеролога и т.д. Вот такими врачами мы сейчас штат пополняем. Но, чтобы институт семейной медицины закрепить, нужно провести очень много работы, полностью сменить схему работы клиники.
Как именно?
— Ломать всю систему не будем. Если человек приходит с конкретным вопросом к конкретному специалисту, ему услуги «семейного врача» не нужны. И заставлять, понятно, не будем. Но людей, у которых есть комплексные проблемы, мы должны поставить на диспансерное наблюдение. Назначить каждому куратора— доктора, который будет постоянно следить за состоянием здоровья пациента, членов его семьи, вовремя предупреждать болезнь и ее обострения, а не лечить последствия.
Другие руководители клиник утверждают, что рынок склонен к узкой специализации. Вы, в этом смысле, развиваетесь в разрез с общим трендом. Почему?
— Потому что это логично. Врач одной специальности просто не в состоянии справиться со многими заболеваниями и патологиями. Ему постоянно требуется помощь специалиста другого профиля. И правильно будет собрать всех этих специалистов в одной клинике. Это удобно пациенту. Другое дело, что развитие многопрофильного центра требует сложной структуры управления предприятием, большего объема инвестиций.
Наследство советских докторов
Кадровые доноры для частных клиник— государственные и муниципальные больницы. Причем, хороший специалист с солидным опытом работы в госмедицине совершенно не обязательно приживается в коммерческой лечебнице. Часто, сетует Вячеслав Карандасов, такой врач не видит в пациенте клиента, обеспечивающего компанию доходами.
— Мы заинтересованы в получении прибыли. Потому нам не безразлично, что о нас думает клиент. Конечно, в первую очередь доктор должен оказать квалифицированную помощь. Но, кроме того, обязан находить подходы к пациентам, устанавливать контакт.
Врач это не менеджер по продажам. Часто он вынужден говорить пациенту очень неприятные вещи.
— Согласен. Но задачи и у доктора, и у пациента общие— найти причину болезни и избавиться от нее. При этом человеку нужно подробно объяснить, что происходит с его организмом, прокомментировать результаты анализов и исследований, доступно изложить тактику лечения. И тогда конфликта не будет. «Советский доктор» этого делать не привык. Он считает, что пациент должен следовать указаниям, и точка.
И как вы таких докторов перевоспитывали?
— Система мотивации врача очень простая: чем больше пациентов, чем выше спрос на его услуги,тем выше заработок. Потому доктор, который пренебрежительно относится к пациентам, не оказывает им должного внимания, долго не проработает. К нему просто не пойдут.
У вас были случаи, когда классный специалист не пользовался спросом у ваших клиентов, не мог найти с ними общего языка?
— Вообще, по-моему, это нонсенс. Если, как вы говорите, классный специалист не может найти общего языка с клиентом, уровень его квалификации вызывает много вопросов. Но прецедент был. Несколько лет назад работал у нас один доктор. Очень известный специалист, великолепный человек. Но не шли к нему пациенты, и все тут. Не знаю, почему.
Анализов слишком много назначал, например.
— Слушайте, такого быть не может. Есть государственные стандарты оказания медицинской помощи. В них четко указано: в каких случаях и какие методы обследования должны быть назначены пациенту. И врач просто права не имеет назначать меньше или больше. Мы стараемся за этим жестко следить.
Но, по факту, разные доктора действительно назначают разные анализы.
— Это еще одно наследие советской медицины. Врач часто уверен, что имеет право решать, какие анализы пациенту нужны, а какие нет. Возможно и вправду есть такие специалисты, которые в глаза человеку заглянут и тут же могут поставить правильный диагноз. Но я не могу настраивать систему под отдельных, пусть даже очень талантливых специалистов. Все должно быть сведено к единым стандартам. Назначения следует подкреплять необходимыми документами— результатами анализов.
Кроме того, обширный список анализов увеличивает ваши доходы.
— Я не спорю. Клиника заинтересована в том, чтобы загружать работой своих специалистов. Но диагностика необходима. Я повторяю, без полного перечня исследований получить нормальную картину состояния здоровья просто невозможно.
Впереди медицинской реформы
Голубая мечта директоров российских частных клиник— это западная система медицинского страхования. Она не разделяет коммерческие и государственные больницы: застраховавшись на определенную сумму, пациент может обратиться и к тем, и к другим. И тарифы у всех общие.
Отечественная система приближается к подобной модели, считает Вячеслав Карандасов. Во всяком случае, в Челябинской области Минздрав уже провел конкурс среди частных клиник на право оказания услуг по стандартным полисам обязательного медицинского страхования (ОМС). «Лотос» в конкурсе участвовал, хотя установленный государством тариф директора клиники не устраивает.
— Наше предприятие включили в территориальную программу государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи. По полисам ОМС мы будем предоставлять услуги магнитно-резонансной и компьютерной томографии.
Много на этом планируете заработать?
— Нет. С точки зрения прибыли тут больше вопросов, чем ответов. Тарифы, по сравнению со среднерыночными расценками, очень низкие.
Тогда зачем вообще участвовали в конкурсе?
— Тактически— для того, чтобы дозагрузить оборудование и специалистов. Режим работы нашего отделения рентгенологии, например: с 8:00 до 23:00. Появляются окна, которые мы и закрываем ОМС.
А стратегически— за таким сотрудничествомбудущее. Государственное финансирование частной медицины— это очень интересно.
Поясните.
— В России меняется законодательство в области здравоохранения. По-моему, меняется в лучшую сторону. Мы постепенно приходим к западной модели финансирования медицинских услуг. Тарифы ОМС, как я понимаю, будут корректировать. Приведут их к среднерыночным расценкам. А пока мы, так скажем, получаем опыт частно-государственного партнерства на будущее.
Вы правда в это верите?
— Ну конечно. Но иллюзий относительно сроков, конечно, не строю. Это вопрос не одного года.

 

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Законы декабря: повышение утильсбора, жалобы на коллекторов, биометрия для иностранцевЗаконы декабря: повышение утильсбора, жалобы на коллекторов, биометрия для иностранцев
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.