Подписаться
Курс ЦБ на 28.03
77,73
85,73
Деловой квартал / Новости / «Вузы продолжают готовить специалистов, которых уже сегодня заменяют роботы»
«Вузы продолжают готовить специалистов, которых уже сегодня заменяют роботы»
Источник: Из личного архива Дмитрия Филиппова

«Вузы продолжают готовить специалистов, которых уже сегодня заменяют роботы»

Самое читаемое
  • Южноуральцы заваливают Текслера жалобами на работодателей: не хотят делать неделю выходной Южноуральцы заваливают Текслера жалобами на работодателей: не хотят делать неделю выхо...
  • «Налоговый кодекс так не меняется. Или всё-таки в стране ЧС?» — миллиардер Игорь Рыбаков «Налоговый кодекс так не меняется. Или всё-таки в стране ЧС?» — миллиардер Игорь Рыбаков
  • В закрытых городах Южного Урала принимают очень жёсткие меры против коронавируса В закрытых городах Южного Урала принимают очень жёсткие меры против коронавируса
  • Какой бизнес должен закрыться в Челябинской области на следующей неделе Какой бизнес должен закрыться в Челябинской области на следующей неделе
  • «Если только это не подготовка к карантину». Сколько потеряет экономика за неделю каникул «Если только это не подготовка к карантину». Сколько потеряет экономика за неделю каникул
07:00   16.10.2019

«Выпускники школ перестали рассматривать челябинские вузы. Стремятся поступить даже не в Москву и Санкт-Петербург, а в Казань, Уфу, Екатеринбург, Тюмень. Словом, куда угодно, только не в Челябинск».

О крайне непростой ситуации, в которой оказались старейшие вузы Челябинска, в интервью DK.RU рассказал Дмитрий Филиппов, эксперт в области связей с общественностью в высшем образовании:

— Тревожная тенденция: значительное число абитуриентов в принципе перестало рассматривать челябинские вузы и стремятся поступить даже не в Москву и Санкт-Петербург, а в Казань, Уфу, Екатеринбург, Тюмень. Словом, куда угодно, только не в Челябинск.

Скорее всего, это результат целого ряда проблем: нестабильной политической ситуации и того, как активно раскручивалась неблагополучная экологическая обстановка. И что в качестве перспективы развития региона предлагается локализовать сложное производство. И поскольку диалог выстраивается не слишком правильно, люди не верят, что город защищен, и принимают решение сниматься с якоря.

Кроме того, региональные вузы оказались в новой реальности, к которой совершенно не готовы. То, за чем раньше все шли в вуз — диплом — теперь практически не дает никаких гарантий ни на трудоустройство, ни на счастливую обеспеченную жизнь. Подтверждением этому является тот факт, что крупнейшие интернет-рекрутменты HeadHunter и Superjob объявили о том, что удалят графу «Образование» из формы резюме, потому что диплом — не показатель наличия интеллектуальных способностей и по его наличию никак нельзя оценить навыки соискателя.

Во-вторых, вузы, в силу своей консервативности не могут признаться себе, что как раньше уже нельзя. Мир поменялся от слова совсем. Основная целевая аудитория, ради которой они существуют — абитуриенты — это новое поколение. Коммуницировать с ним надо по-новому, на его языке. А даже не у всех челябинских вузов корректно работают мобильные версии официальных сайтов. Официальное мобильное приложение есть только у одного учебного заведения. Я не говорю про остальные инструменты и каналы коммуникаций, за которыми уже признают лидерство на ближайшее время.

Это что касается технологических изменений, которые требует новое поколение. Но их не меньше и в идеологическом плане. Новое поколение — это поколение, для которого не работают привычные мотиваторы.

Раньше это было так: поступить в вуз — закончить — получить специальность — устроиться на престижную работу — хорошо зарабатывать. Для поколения Z важно не это, для них ключевым фактором является самореализация. В общении с абитуриентами вузам нужно закладывать другие посылы, по-новому выстраивать коммуникацию.

Нельзя сказать, что в системе высшего образования региона совсем нет развития. Есть, но такое незначительное, что его просто не заметно. То есть жизнь опережает эти изменения, и вузы не успевают. Они зажаты решением каких-то рабочих проблем, текучкой. Государство стимулирует вузы к развитию, и тут все учитывается: и мониторинговые показатели — сколько выпускников  трудоустроились по специальности, и балл ЕГЭ, который должен быть не ниже определенного уровня. Государство требует выстраивать отношения по-другому и с бизнесом. Это кафедры, которые должны быть обязательно на производстве, аттестационные комиссии, практика, которая должна постоянно внедряться в учебный процесс. Должны создаваться кафедры на рабочих местах, но в том-то все и дело, если нет видения — куда мы стремимся, если вуз не дает понимания инновационных технологий: и образовательных, и по будущей специальности.

Вроде как появляются островки, которые развиваются по-новому — это те, за которые государство все придумало, это проект «5/100». Там самая главная миссия — ведущие российские вузы должны выходить на мировой уровень, входить в рейтинг. А это, в свою очередь, требует перестройки как в процессе образования, так и воспитательной работы. И вузы, которые попали в эту программу, сделали огромный шаг вперед, но стали ли они лидерами? Лидер — это тот, за кем хочется следовать.

Остальным, обычным вузам, нужны собственные прорывные идеи. И возможности придумать эти идеи есть, каждый вуз может по мере сил и возможностей создавать новшества, чтобы вырваться и нарисовать дальнейшую перспективу.

Например, ЮУрГУ начинает позиционировать себя как вуз, который выстраивает систему подготовки специалистов высшей категории. Там двенадцать диссертационных советов. А в ЧелГУ, для сравнения, только один. В аграрном — два. На порядок меньше! И это, разумеется, лишает эти вузы возможности дать студентам полную траекторию развития.

В 90-е годы ЧелГУ  вышел на лидерские позиции благодаря тому, что каждый год открывал новую специальность, крайне востребованную в городе. И эта фора давала большой запас прочности. Все вузы были в тонусе, потому что ЧелГУ определял моду на профили и специальности: а это касалось и юриспруденции, и новых специальностей в области экономики, социальной работы, лингвистики и межкультурной коммуникации, микробиологии, специальной психологии, журналистики, наконец. И на этом пути нельзя было останавливаться. Необходимо было продолжать постоянно мониторить ситуацию, искать новое, перспективное.

Посмотрите, что происходит сегодня? Ведущие корпорации заменяют сотрудников, выполняющих рутинную работу, на искусственный интеллект. А получается, что вузы продолжают готовить этих специалистов. И будут продолжать это делать еще долгое время. А они уже сегодня не востребованы и тем более не будут нужны через 4-5 лет.

Сколько знаний прикладных сегодня можно получить благодаря интернету? Новые актуальные профессии, все, что связано с digital, приставку «тех» уже получили все основные отрасли: финансы, фэшн и другие. Есть онлайн-университеты, совершенно замечательные и бесплатные проекты — «Открытое образование», «Универсариум» — для тех, кто ищет знания, они есть в безграничном доступе, платные и бесплатные. Причем знания можно получить самые актуальные. Есть образовательные проекты, которые предлагают обучение востребованным специальностям, а предзаписанные лекции, которые лежат в основе образовательного процесса, обновляются раз в полгода, потому что за это время появляются новые знания и инструменты.

Кстати, про платное обучение. Сегодня можно найти предложение, когда после окончания обучения слушателей гарантированно трудоустраивают и они возвращают средства, потраченные на учебу, за несколько месяцев. При этом предлагаются гибкие условия кредитования и рассрочки. К вам домой приезжает персональный представитель банка и заключает договор. То, что сегодня есть в государственных, да и коммерческих региональных вузах — далеко от новой реальности.

Вузы должны по-новому сформулировать свою миссию и видение. В Челябинске исторически сложилась система высшего образования, которая закрывает практически все потребности региона и способна выдавать специалистов на российский уровень. Все вузы сохранились — с традициями, огромной армией успешных выпускников, которые готовы выступать меценатами и лоббистами. Это мощная поддержка, но без стратегического видения картины, без постоянного движения вперед  все это пропадает втуне.

Колонка написана специально для DK.RU

Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter.
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.