«Вопрос решали втихаря». Как в Челябинске развивается скандал вокруг больницы в бору

Журналист DK.RU оказался на встрече инициаторов скандального проекта строительства корпуса больницы с теми, кто настаивает: нужно рассмотреть другие площадки для размещения здания.

Строительство нового корпуса Челябинской областной детской клинической больницы ещё неделю назад не вызывало ни у чиновников, ни у экоактивистов, ни у обывателей никакого сверхинтереса. На сегодня стороны пережили жаркие сражения на «Фейсбуке», где успели обвинить друг друга в геноциде онкологически больных детей, уничтожении городского бора и продажности экодвижений. Журналист DK.RU оказался на встрече инициаторов строительства больничного корпуса с теми, кто предлагает рассмотреть другие площадки для размещения здания.

В переговорах принял участие заместитель председателя Российского детского фонда Вячеслав Скворцов, начальник отдела стратегического развития ЧОДКБ Олег Суслов, пресс-секретарь больницы Дмитрий Руденок, лидер экодвижения «Челябинск, дыши!» Андрей Костенко, депутат совета Центрального района Елена Вахтина, эколог Виталий Поторацкий и администратор группы «Вредные выбросы» Андрей Попков.

О чём получилось договориться, что объяснить друг другу, и почему вообще произошёл конфликт — в материале мы собрали главное из непростой беседы.

Вопрос 1. Нужен ли больнице новый корпус?

Внутриутробные операции плода, трансплантация органов, паллиативная помощь неизлечимо больным детям — это малое количество из тех направлений, которые могут развиваться в ЧОДКБ. Но сегодня их там нет. Потому что в небольших корпусах, некоторые из которых построены ещё при Сталине в 30-х годах, просто нет места для коек и оборудования.

В отделении реанимации новорожденных всего 12 коек. Сегодня все заняты. Количество нуждающихся гораздо больше, и мы дистанционно наблюдаем детей, которые находятся в других больницах. Если бы были соответствующие площади, мы бы взяли их себе. Или паллиативная помощь тем детям, которые имеют неизлечимые заболевания, рано или поздно от нас уйдут… Всё, что мы можем сделать, — дать им максимально комфортные условия и максимально оттянуть точку их ухода. Сегодня у нас нет отдельного помещения, и эти дети находятся на соседних койках с теми, кто лежит в реанимации. Представьте себе: мамы умирающих детей, а рядом дети, у которых есть шанс выкарабкаться, — рассказывает пресс-секретарь больницы Дмитрий Руденок.

Кстати, по оценке Российского детского фонда сейчас Челябинская область находится на последних местах в стране по наличию свободных коек в детских больницах и хирургов всех специальностей. Новый же корпус вместит 300 новых коек, а увеличить приём можно будет сразу на несколько тысяч человек. В общем, сомнений в необходимости нового корпуса не высказал никто из участников дискуссии, поэтому можно сразу переходить к следующим вопросам.

Вопрос 2. Назовите цифры! Какая площадь здания? Сколько деревьев надо вырубить? Сколько денег даст Москва?

Федеральный бюджет Минздрава зарезервировал около 5 млрд руб. для нового корпуса ещё в 2018 г., рассказывает Вячеслав Скворцов. Кстати, история с новым корпусом закрутилась именно из-за его инициативы и именно после его письма председателю Совета Федерации Валентине Матвиенко. Свою роль в этой истории он и сам обозначает так: «Я не власть. Я человек, которого слушают и слышат». И по словам г-на Скворцова, получить деньги можно было ещё в этом году. «Если бы место и проект были, мы уже начали бы строить», — говорит он.

«Вопрос решали втихаря». Как в Челябинске развивается скандал вокруг больницы в бору 1
Жёлтая медузообразная фигура — так на эскизе выглядит желаемое здание. Экоактивисты просят попробовать изменить его форму или повернуть

Когда с предварительными договорённостями о деньгах было покончено, Минстрой объявил тендер: нужно было найти проектировочную компанию, которая учтёт пожелания представителей больницы, чиновников регионального минстроя и рассчитает площадь здания. В результате контракт на сумму 28,5 млн руб. в июне 2019 г. был заключён с компанией «РегионПроект».

«Медико-техническое задание составлял я вместе с руководителями структурных подразделений больницы. Есть понимание, какие помещения нужны. В прямом доступе должен быть экстренный приёмный покой: и противошоковые палаты, и операционные, и множество других помещений. Диагностическая служба, плановый приемный покой, эндоскопическое отделение. И приемная часть онкогематологического центра. И это только наши пожелания, а есть ещё нормативы. Так мы вышли на площадь 9 тыс. кв. м. И все это неразрывная площадь первого этажа: для обеспечения безопасности пациентов. Можно строить в высоту, но первый этаж должен быть 9 тыс. — цифру обсчитал нам проектировщик», — рассказывает начальник отдела стратегического развития ЧОДКБ, нейрохирург Олег Суслов.

Заказчики проекта рассказывают, что признали: площадь — гигантская, и предложили разбить корпус на две части, хирургическую и онкогематологическую. Однако проектировщикам это не удалось. Усложнило задачу и обязательное требование врачей. От нового здания до существующих, уже связанных между собой, корпусов должен быть протянут тёплый переход длиной 100-150 м: иначе даже высокотехнологичная операция не имеет значения. Так, по словам представителей больницы, отмелись варианты построить корпус на месте сквера около соседней областной клинической или у городской клинической больницы №8.

«Вопрос решали втихаря». Как в Челябинске развивается скандал вокруг больницы в бору 2

«Всё должно быть в рамках тёплого перехода без всяких трясок и перевоза. Дело не в длине, конечно, а в медицинских технологиях. Вот мы, нейрохирурги, сделали операцию: ребёнка нужно отключить от аппарата искусственного дыхания, поставить на мешок амбу. Через каждый порог он отключается от мешка амбу, подключается к транспортному аппарату. Едет до реанимобиля, с него переключается на аппарат магнитно-резонансного томографа. Чем больше расстояние, тем меньше смысла в высокотехнологичных операциях: у него десять раз будет кровоизлияние. Если говорить об онкогематологических заболеваниях, то у некоторых детей с заболеванием костного мозга иммунитет хуже, чем у больного СПИДом в терминальной стадии», — объясняет необходимость тёплого перехода Олег Суслов.

«Вопрос решали втихаря». Как в Челябинске развивается скандал вокруг больницы в бору 3
Нейрохирург Олег Суслов показывает место, где может появиться новый корпус

Вдобавок, в медицинском учреждении повышенные требования по инсоляции — естественному освещению и наличию помещений с окнами. «Форма здания не может быть прямоугольной, круглой. Не может быть баранки — со слов проектировщика, она займет больше площади, она длинная и узкая», — рассказывает врач.

Так, в качестве единственной возможной площадки для размещения корпуса стали рассматривать 4,5 гектара за госпиталем для ветеранов войн. Сейчас официально территория имеет статус особо охраняемой и является частью городского бора. В реальности большая часть территории — это кусты и овраги, но около трети участка действительно украшают сосны. Ни экологи, ни представители больницы их не пересчитывали, но в публичном пространстве уже прозвучала цифра 400. Сказать наверняка, будут ли все они спилены в случае запуска проекта, нельзя: застраивать обещают только 1,2 га, а на оставшейся части разбить парк. Но это и не является главным страхом представителей экодвижений.

Вопрос №3. Причём здесь экологи?

Весь шум начался с того, что нас внезапно обвинили в том, что мы против этого проекта. А мы вообще впервые о нём узнали, — рассказывает Андрей Костенко.

Он в конце прошлой неделе увидел в социальных сетях пост нового детского омбудсмена, руководителя благотворительного центра «Искорка» Евгении Майоровой. «Я знаю, что есть люди, которые считают, что не нужно вкладывать деньги в лечение больных детей, что естественный отбор — правильно. Я не знала, что такие люди сконцентрированы в группе «экологов». Это больно. Изменить их отношение к больным детям невозможно. Просто страшно, если вдруг такие люди окажутся во власти и станут принимать решения», — написала это и многое другое г-жа Майорова.

Позже она извинилась, однако бумеранг ненависти был запущен: в соцсетях с нападками на экоактивистов один за другим высказались даже журналисты, получив в ответ обвинения в пособничестве к уничтожению леса.

«Вопрос решали втихаря». Как в Челябинске развивается скандал вокруг больницы в бору 4
В основном, спорная территория выглядит вот так

«Вопрос решали втихаря». Как в Челябинске развивается скандал вокруг больницы в бору 5
Но сосны там тоже есть

На встрече противники строительства корпуса на предложенном месте заявили однозначно: «Мы хотим, чтобы вы предложили альтернативные варианты площадок.

Убедите нас, чтобы мы вместе начали биться за то, чтобы из бора был вырезан минимум. Нас столкнули лбами, но между нами нет окопа, мы пришли выяснить и обсудить.

На словах горожане сейчас слышат: вот, мы решили так, и нет другого варианта. Все за то, чтобы были хорошие условия для того, чтобы лечить наших детей. По ощущениям, пока что работа шла втихаря, кулуарно», — обозначил Андрей Костенко.

Вопрос №4. Какая стадия у проекта? Всё решили за нас?

На сегодня представители больницы говорят о том, что проектно-изыскательные работы приостановлены. «РегионПроект» не вписал проект в территорию, предложил площадку на территории бора. Но пока не будет окончательного решения по поводу места постройки, компания не будет продолжать работы.

«У объекта большая площадь по медико-техническому заданию, соответственно, эту площадь надо размещать. Здание не может быть выше 28 метров — это примерно пять-шесть этажей. Значит, оно должно быть в плане очень большое. Такого земельного участка не было. Все варианты мы обсуждали с заказчиком. Но пока заказчик не предоставил земельный участок, который бы соответствовал каким-то примерным наброскам, поэтому заказчик взял паузу до принятия решения», — прокомментировал ранее 74.ru директор «РегионПроекта» Николай Дубовой.

И всё-таки ряд решений, которые вызывают опасения у экологов, будут приняты уже в ближайшее время. Главное из них — изменение границ городского бора. А компенсационные высадки уже обсудили даже на уровне не имеющего прямого отношения к ситуации Союза промышленников и предпринимателей, сообщил Вячеслав Скворцов.

«Вопрос в зародыше. Потому что, если начнётся строительство, это будет 2021 г. У нас есть целый год! Но мои предложения — начать посадки сейчас, выделить компенсационные участки — уже приняла власть. Переговорили с руководством города. Спросил, где может прирасти бор. Мы нашли почти 60 га около Монахов», — рассказывает Вячеслав Скворцов.

Он заявляет, что уже обсудил и благоустройство будущего парка, и вовлечение волонтёрских и экодвижений в высадку деревьев.

Слышал, Сандаков сказал: «Я пять большемеров дам». Да не только он. Даже на СПП обсудили уже. Они сказали: «Нет проблем, давайте свободные участки, куда и что нужно посадить». Я уже получил согласие органов, которые компетентны принимать такие решения, — говорит г-н Скворцов.

Вопрос об изменении территории городского бора Законодательное собрание решит уже 26 декабря. Сегодня, 18 декабря, необходимость изменения территории бора была поддержана на заседании комитета: пока предлагается включить в состав городского бора территории у Монахов и в районе посёлка Мелькомбинат. Ориентировочно через полгода должны пройти публичные слушания.

Вопрос №5. Какие причины бояться изменений границ городского бора?

Бор с реликтовыми соснами в Челябинске — городе-аутсайдере рейтингов по состоянию экологии — это больная тема. Каждый год то на уровне слухов, то на уровне реальных инициатив звучит информация о том, что от его территории отнимут тот или иной фрагмент.  

Дорога мимо ТРК «Родник» и посёлка Мелькомбинат, стадион около урочища Монахи, запуск трамвая, строительство многоэтажки около арки у входа в парк — эти проекты приостановлены только за последние два года, но «под шумок», по мнению активистов, могут быть запущены.

«Мы на сегодняшний день не можем на слово верить в то, что все альтернативные площадки были рассмотрены, — рассказывает Андрей Костенко. — Изначально преступление — начать проектировать на месте, которое охраняется законом Челябинской области, там нельзя ничего планировать. Надо обществу объявить: «Мы исчерпали все возможности, давайте искать ещё вариант». Иначе возникают вопросы, не готовилось ли техзадание под конкретный участок, не проталкивается ли какое-то ещё решение по бору».

Противники вырубки куска бора хотят, чтобы на публичных слушаниях были представлены варианты, когда новый корпус появляется на месте снесённых старых, имеет максимально меньшую площадь, и повёрнуть его так, чтобы не менять границы городского бора. Кроме того, челябинцы не верят в обещания о компенсационных высадках. В реальности деревья-крупномеры из-за дороговизны почти не высаживаются, да и заявленное чиновниками число высадок оказывается намного больше, чем новых деревьев.

Вопрос №6. Чиновники министерства экологии или минстроя что-нибудь говорят?

Защищать проект в публичном поле пока готовы, прежде всего, представители больницы. В минстрое в курсе лишь приостановки проектирования, а в минэкологии не готовы комментировать ситуацию. «До следующей недели мы не предоставим ответа. Сейчас специалисты изучают документы и участки требуемые. Мы представим свое видение и выход из ситуации. В любом случае найдём решение, которое устроит всех», — лаконично ответил DK.RU начальник управления экологического просвещения минэкологии Виталий Безруков. Однако позже добавил: министерство всё-таки наставает на том, что вблизи нового корпуса должна произойти высадка крупномеров в двукратном размере.

Минэкологии совместно с главным управлением лесами Челябинской области высадит 20-30 тыс. саженцев сосны на территории бора. Совместно с общественными орагнизациями будет высажено более 500 крупномерных сосен высотой от двух метров, — сообщил он. Пока, по планам, бор с учётом отобранного участка будет увеличен на 54,13 га.

Самое читаемое
  • На Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосеНа Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосе
  • «Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет«Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет
  • Немецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в РоссииНемецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в России
  • Рядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высоткиРядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высотки
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.