Война машин

Как и все остальные отрасли, рынок спецтехники серьезно пострадал от экономического кризиса. Даже по итогам 2010 г., показавшего рост продаж и производства разного рода техники, спрос не превысил

Челябинск напоминает поле сражений, где производители и дилеры спецтехники сражаются и между собой, и с обстоятельствами. Сил и возможностей для наступления по всем фронтам ни у кого нет, однако локальные боевые действия все же не прекращаются.

Как и все остальные отрасли, рынок спецтехники серьезно пострадал от экономического кризиса. Даже по итогам 2010 г., показавшего рост продаж и производства разного рода техники, спрос не превысил показатели 2003-2004гг., сетуют игроки рынка. Такое медленное восстановление связано, в основном, с высокой степенью зависимости от других отраслей: грузоперевозок, строительства, складских услуг, коммунального хозяйства, добычи ископаемых и т.д.
В тех областях страны, где кризис в этих сегментах рынка преодолен, потребность в спецтехнике на порядок выше. «Делать прогнозы на полное восстановление можно, только изучив всю совокупность влияющих факторов,— утверждает АНДРЕЙ МРЯСЕВ, директор компании «Тех-Успех».— Пока, к примеру, металлургия Челябинской области окончательно не выйдет из кризиса, пока промышленные гиганты типа ММК, ЧМК, ЧТПЗ не рассчитаются с долгами и не восстановят прежние объемы закупок, говорить о бурном росте нашего рынка не приходится».
Такой же точки зрения придерживается АНДРЕЙ ВЛАСОВ, директор компании «Челябстройдормашсервис»: «Мы почувствовали оживление сразу же, как только губернатор Юревич активно занялся ремонтом и строительством дорог. Сейчас мы уже можем снова развиваться и расширять бизнес, а еще только в 2008-2009гг. приходилось просто выживать».
Окончательное восстановление рынка спецтехники, вслед за подъемом всей экономики, эксперты ожидают не ранее 2013-2014гг.

Китайская экспансия без объявления войны
Резкое исчезновение свободных денег в период кризиса изменило поведение покупателей. В извечное противостояние между доступной, но такой «суровой» отечественной спецтехникой и технологичными, комфортными, но гораздо более дорогими импортными моделями вмешался Китай. Его появление на рынке РФ в середине 2000-х было связано с начавшимся тогда строительным бумом и колоссальным спросом на технику, намного превышавшим предложение. Первыми на российский рынок вышли модели небольших размеров (производимые в наибольшем количестве)— складские погрузчики, малые катки и экскаваторы, а затем последовали строительные самосвалы, погрузчики среднего класса, бульдозеры, автогрейдеры и т.п. Сейчас китайский автопром начинает активно внедрять в РФ пассажирский транспорт и многотоннажные автомобили.
По признанию г-на Власова, востребованность китайской техники объясняется ее оптимальным соотношением «цена-качество». «Покупатель стоял перед выбором: необходимо было купить что-то очень недорогое, но в то же время и не самое плохое. Именно эту нишу и заняли китайцы»,— поясняет он.
Отношение к китайской технике и у экспертов, и у потребителей неоднозначное. Так, ВИТАЛИЙ БОГОМОЛОВ, директор ТСП «Автопогрузчик», высоко оценивает качество изготовленных в КНР вилочных погрузчиков: «Они производятся с использованием новейших технологий, в них применяются японские, корейские и европейские комплектующие (Nissan, Isuzu, Okamura, general Electric, Trelleborg и др.). Ресурс у «китайца» достаточно большой, необходимые запчасти есть, расходы на сервисное обслуживание невысоки». Однако эксперт сразу же оговаривает: Китай Китаю рознь. Наряду с предприятиями, сумевшими достичь приемлемых технологических высот, в Поднебесной продолжают работу и «кустари», чья продукция не соответствует никаких стандартам и нормам. И подобная техника, попадая на российский рынок, сильно подрывает доверие потребителей.
«На Китае, как фабричном, так и халтурном, стало модно зарабатывать, и некоторые компании-поставщики этим пользуются. К примеру, был реальный случай: аграрии купили китайскую технику, отдали вроде бы небольшие деньги. Но во время посевной она просто встала,— рассказывает АНДРЕЙ МОГИЛЕНКО, заместитель директора компании «Сельхозкомплект».— И теперь ни один из этих людей китайские машины, пусть даже дорогие и качественные, не купит еще очень долго».
Позиция АЛЕКСЕЯ ЗАЙЦЕВА, и.о. директора компании «КОМЕК МАШИНЕРИ», более категоричная: «Китайскую, как, впрочем, и отечественную технику покупают как правило в двух случаях: просто сделать какую-то работу, определенный подряд и там же ее похоронить или по причине отсутствия денег на дорогую технику».
Существует у китайской спецтехники и другая проблема. Если наладить качественное производство дешевых образцов мелкой спецтехники удалось, то с более крупными— экскаваторами, кранами— проблему сохранения доступной цены при приемлемом качестве решить пока не получается. Для улучшения качества гидравлики, к примеру, требуется использовать японские узлы, а это значительно увеличивает стоимость конечного продукта. «Мы пытались найти производителя китайских экскаваторов, которого имело бы смысл продвигать в Челябинске. Перебрали достаточно поставщиков, но продажи так и не пошли»,— сетует Андрей Власов.
Однако у китайских производителей есть и неоспоримое преимущество— мобильность. При отсутствии собственных разработок они оперативно копируют все японские и европейские новинки за 1-2 месяца и успешно выводят их на рынок. «Изменения конструкции происходят буквально на лету. Особенно это заметно при сравнении: в отечественной спецтехнике мы имеем практически ту же машину, что и 10-15 лет назад»,— говорит Андрей Мрясев.
Высокие темпы китайской экспансии не могут быть вечными, убежден АНДРЕЙ ПЕЧЁРКИН, начальник отдела маркетинга ЧТЗ. По его мнению, стоимость этой техники сильно занижена. «Китай сегодня поддерживает экспортно-ориентированные предприятия, по отдельным оценкам субсидирование китайского экспорта составляет около 7% ВВП страны. Если сравнивать с Россией, то у нас на поддержку производителей приходится всего 0,7% ВВП— в 10 раз меньше. Но однажды китайская экономика перестанет развиваться таким путем, и тогда наш потребитель получит технику по гораздо более высоким ценам»,— заключает г-н Печеркин.
Русские не сдаются
Наводнение российского рынка доступной китайской спецтехникой не уничтожило и отечественного производителя. По-прежнему спецтехника, сделанная в России и странах ближнего зарубежья, пользуется спросом у населения.
Спад, который пережили российские производители в 2008-2009гг., был значительным, однако уже в 2010 г. рост производства тракторной, сельскохозяйственной, лесозаготовительной, коммунальной и дорожно-строительной техники по сравнению с прошлым годом составил 9,3%. В целом, отрасль, как и вся страна, медленно, но уверенно выходит из кризиса.
Большую часть своей продукции отечественные производители реализуют на родине. Но при этом произошло перераспределение: в крупных городах, где более развита дилерская сеть иностранной спецтехники, присутствуют сервисные центры и есть возможность оперативно получать нужные запчасти, гораздо больше заграничных моделей, чем в мелких населенных пунктах. «В небольших городах иностранная техника, как правило, даже не представлена, потому что нет ни инфраструктуры для реализации, ни компаний, которые бы продавали ее, ни компаний, которые могут себе ее позволить»,— объясняет Андрей Власов. Несмотря на то, что многие модели значительно уступают импортным, все же российская техника без труда находит своего покупателя. Андрей Могиленко видит причину этого в низком уровне достатка россиян: «Пока крестьянин будет бедный, он будет покупать «Беларусь», потому что ничего лучше ему не купить». Такая четкая сегментация рынка пока позволяет держать продажи на вполне приличном уровне. Однако, как подчеркивают эксперты, когда произойдет сближение ценовых сегментов, отечественной спецтехнике придется в кратчайшие сроки достигать уровня импортных машин. «В 2007 г. мы привезли в Челябинск первых «корейцев». А на складе в тот момент оставался 1 экскаватор отечественный, «Твекс». Так вот мы его не могли продать— на фоне другой техники он сильно проигрывал, хотя сам по себе хуже не стал»,— приводит пример г-н Власов.
И производители это отлично понимают: «Еще в 2008 г. мы внутри своего предприятия активно говорили о том что необходимо повышать технический уровень, прекрасно осознавая, что это потянет за собой серьезные затраты, и следовательно— повышение цен. Но случился кризис, и даже самые дешевые комплектации все старались уменьшить в цене. Во время тендеров по закупкам техники для государственных структур и по сей день выигрывает тот, кто предложит самую низкую цену»,— рассказывает Андрей Печеркин.
Но не все в нашей спецтехнике так плачевно. Российское производство автокранов и до кризиса и после остается одним из ведущих в отрасли. Среди техники с грузоподъемностью до 50 т на российском рынке отечественной технике практически нет конкурентов. Автокраны «Челябинец», «Ивановец», «Галичанин», «Ульяновец» и другие пользуются неизменным спросом.
Только лишь кранов для интенсивного развития отрасли мало. В 2009 г. для поддержки отечественного спецавтопрома была принята программа закупа спецтехники на бюджетные деньги. Но одних финансовых вливаний недостаточно. Эксперты категоричны: для того, чтобы успешно противостоять конкурентам, российской спецтехнике необходимо разрабатывать новые модели, обновлять конструкторские бюро, выводить отдельные службы и этапы производства на аутсорсинг, активно перенимать технологические и производственные достижения других стран, оперативно реагировать на изменения спроса и его структуры. Немаловажной частью модернизации производства игроки рынка считают размещение на территории России предприятий по сборке иностранной техники, ссылаясь на успешный опыт Китая. Это позволит рабочим познакомиться с новейшими образцами техники мировых гигантов, научиться делать по-настоящему конкурентоспособные машины.
Кроме того, по мнению экспертов рынка, поставщикам необходимо пересмотреть свои взаимоотношения с дилерами. По словам Андрея Власова, производитель часто ведет себя таким образом, словно он и не заинтересован вовсе в продвижении своей продукции в регионы и увеличении объемов продаж. «Мы работаем с российской техникой около 18 лет, продаем ее, ремонтируем. И эта проблема никуда не уходит», - сетует он. Заняться устранением недостатков нужно безотлагательно. «Иначе Китай прикончит всех. Пока мы— сырьевой придаток, деньги у нас только в добывающих отраслях. С таким подходом ЧТЗ обречен, как и многие другие крупные заводы, особенно если бюрократическую систему не переделать»,— заявляет г-н Могиленко.
За статус марки готовы переплачивать
Иностранная спецтехника— в основном европейская, японская и американская— давно и прочно обосновалась на российском рынке, однако долгое время позволить себе купить новую модель могли лишь единицы, остальным приходилось довольствоваться б/у вариантами.
Высокая стоимость этой спецтехники и по сей день остается препятствием для массового ее использования. Предприятия, переживающие кризис, были вынуждены перейти на более доступную технику, поскольку бюджеты на приобретение оборудования резко сократились. Однако для многих компаний эксплуатация только зарубежной спецтехники— принципиальный вопрос сохранения работоспособности. «Почему, к примеру «Сургутнефтегаз» покупает технику Komatsu? У импортной техники выше коэффициент безотказности, и в условиях удаленного расположения объекта уверенность (или по крайней мере— надежда) в том, что японская техника не подведет и поломок не будет совсем или будет значительно меньше, стоит потраченных денег»,— поясняет Виталий Богомолов.
Игроки рынка уверенно заявляют, что иностранная спецтехника никоим образом не конкурирует с отечественными или дешевыми азиатскими моделями. «Несомненно, покупка дорогой спецтехники— это вопрос расстановки приоритетов. Если человек может себе позволить японскую технику, он вряд ли пойдет покупать китайскую»,— уверяет Алексей Зайцев. Однако г-н Богомолов с ним не согласен: «Основная масса клиентов не станет подсчитывать экономичность и целесообразность использования той или иной техники. А потому им все равно, что купить: трактор ЧТЗ, китайскую машину или Komatsu. Логика обывательская: Komatsu в три раза дороже, но у соседа он есть и хорошо работает, поэтому и я куплю». Те же компании, которые умеют считать деньги, используют дорогую спецтехнику только в тех случаях, когда без нее действительно нельзя обойтись. А при остальных работах даже промышленные гиганты вроде ММК, ЧМК спокойно задействуют недорогие китайские вилочные погрузчики и другую технику, добавляет он.
Существуют и вовсе неэкономические причины приобретения дорогой спецтехники. «На сочинских стройках вопрос целесообразности покупки того или иного оборудования не рассматривается. Более коррумпированного региона я не встречал»,— признается Андрей Власов. Кроме того, отмечают эксперты, важны престиж марки и политическая составляющая.
Общее оживление экономики, нарастание объемов строительства и дорожных работ, увеличение числа инвесторов— все эти факторы создают благоприятную почву для дальнейшего развития рынка спецтехники. «Война машин» будет продолжаться, и утверждать, кто в ней победит— «суровый» отечественный автопром, мобильный «китаец» без собственных идей или же «пафосная» заграничная спецтехника, пока не берется ни один эксперт.
Самое читаемое
  • Недалеко от Екатеринбурга в эти выходные откроется новая туристическая тропаНедалеко от Екатеринбурга в эти выходные откроется новая туристическая тропа
  • Текучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работуТекучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работу
  • Рядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высоткиРядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высотки
  • 10 идей для недолгого путешествия по Уралу в майские праздники10 идей для недолгого путешествия по Уралу в майские праздники
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.