Гендиректор "Регинаса" рассказал "ДК", как стал лидером среди автодилеров региона

Он мог сделать карьеру в энергетике или стать спортсменом, но выстроил автодилерскую империю. Детище Василия Рыбакова — компания «Регинас» — сегодня самый крупный игрок на рынке области.

В автосалонах бизнесмена продается каждая четвертая новая иномарка в регионе.

Русский язык Василий Рыбаков  начал изучать только в школе, до первого класса, как выражается сам, «этого не требовала среда». Но эта самая среда с малолетства воспитывала уважение и почтение к мнению старших. Выбор карьеры во многом определили старшие братья. По их настоянию после восьмого класса младший Рыбаков уехал в Приднестровье — в техникум. Потом был Ивановский энергетический институт, армия и переезд в Челябинск, куда супруга получила распределение.

Они устроились работать на ТЭЦ-3 и сразу получили квартиру: «Спасибо энергетикам». Благодарный за везение, Василий Рыбаков старался отработать квартирный «долг» — возглавлял на добровольных началах профком (где, как считает, и проявились организаторские способности), делал эту работу вне трудовых смен.

В начале 90-х Рыбаковы влезли в долги и купили старенький «Москвич». Супруга Елена серьезно заболела. Чтобы достать денег на лечение, Василий Рыбаков стал подрабатывать водителем в частной компании.


Из водителей в руководители


Реформы 90-х годов ознаменовались большим притоком людей в малый бизнес. На этой волне в Челябинске появилась научно-внедренческая фирма «Развитие». Компания занималась консалтингом: «Это были молодые амбициозные ребята, которые привлекали экономистов с учеными степенями и оказывали предприятиям поддержку при выборе способа акционирования». Именно тогда Василий Рыбаков узнал новые термины: «бизнес», «торговая операция», «сделка», «коммерция».

Будущий автодилер работал на износ — выходил в смену на ТЭЦ, а остальное время крутил баранку, трудясь на частника.


Через некоторое время удалось скопить денег, и инженер-энергетик решил покинуть «Развитие». Но один из учредителей компании, Александр Калинин (ныне заместитель председателя «Опоры России»), предложил остаться в горнозаводском объединении («Развитие» входило в эту структуру). Василию Рыбакову предложили должность заместителя директора. «Было видно, что он талантливый организатор и предприниматель», — вспоминает свои мотивы г-н Калинин. «С этого момента моя судьбы была предрешена, был сделан главный шаг — не в пользу электростанции», — вспоминает Василий Рыбаков.
Он уволился с ТЭЦ. Спустя какое-то время возглавил новое для компании «Развитие» автомобильное направление.


Рождение бренда «Регинас»


Летом 1992 г. учредители «Развития» Александр Калинин и Андрей Мамалыгин решили оформить заем в банке. Для этого нужно было зарегистрировать новое юрлицо (это была распространенная практика). С документами на регистрацию компании «Регина» (это имя нравилось Андрею Мамалыгину) компаньоны приехали в администрацию Тракторозаводского района. Но фирма с таким названием уже существовала и им дали от ворот поворот. «Кто-то из нас черной ручкой дописал во всех бланках букву „с”», — вспоминает г-н Рыбаков. Так совершенно случайно появился известный сегодня не только в Челябинской области бренд «Регинас».


Поначалу ничего не предвещало этой компании автомобильного будущего. Фирма занималась торговыми операциями — покупали и перепродавали буквально все:  и фарфор, и мебель, и даже арбузы.


Работа в структурах компании «Развитие» давала много знакомств. В это время Василий Рыбаков наладил деловые контакты со Златоустовским машиностроительным заводом и трестом «Южуралэлектромонтаж».


За вазовскими авто с ОМОНом


90-е. Оборонные предприятия практически лишились госзаказов. Удержать кадры — задача практически нереальная. Некоторые предприятия сферы ВПК решают, как удержать персонал. Администрация Златоустовского машзавода решила помочь сотрудникам в покупке автомобилей (дефицит по тем временам).

Задачу по доставке вазовской техники предложили компании «Развитие». За работу взялся Василий Рыбаков. Купить крупную партию авто можно было только на АвтоВАЗе, который был опутан криминально-крышующими структурами. Вывезти машины с территории тольяттинского завода, не заплатив «мзду», было практически невозможно.


Работая буквально на ощупь, компаньоны нашли аффилированную с заводом фирму, которой были перечислены деньги. Но все сроки поставщик срывал. Тогда пришлось пойти на хитрость, вспоминает Василий Рыбаков: «Мы договорились с челябинским ОМОНом, и несколько бойцов отряда поехали с нами в Тольятти». В полной амуниции с автоматами наперевес бойцы приехали в фирму. Визит с таким сопровождением возымел эффект — все вопросы были решены в течение минут. «На языке тогдашних деловых контактов это означало, что за нами стоят государственные силовые структуры», — говорит предприниматель.


Машины были доставлены на Златоустовский машзавод. Прибыль для «Регинаса» (который поставил авто по заказу) была баснословной (разница в цене авто между Тольятти и Челябинской областью составляла 40–50%). Финансовый успех операции и привел «Регинас» к сегодняшней специализации. На вазовских машинах был сколочен первоначальный капитал. Василий Рыбаков какое-то время жил на два города: Челябинск и Тольятти.


В 1995 г. компания «Развитие» была реорганизована. «Регинас» вышел из ее состава и, став самостоятельным предприятием, достался Василию Рыбакову. С этого момента дороги с партнерами Александром Калининым и Андреем Мамалыгиным разошлись.


По корейскому пути


В 1995 г. администрация Челябинской области, оценив «неубиваемость» пассажирских автобусов корейского производства, решила переоснастить службу «скорой помощи» также корейскими микроавтобусами. Из всех претендентов на исполнение заказа «Регинас» предложил минимальную маржу в 20%, вспоминает г-н Рыбаков, почему и был выбран в качестве поставщика. Заказ был выполнен. И это событие разделило историю компании на «до» и «после».

В 1997 г. «Регинас» отказался от работы с отечественными машинами: «Мы поняли, что выгоднее продавать в месяц 20 машин Kia, чем 120 «вазов».
В это же время компания переехала на новую площадку — на ул. Братьев Кашириных (до этого торговля машинами шла на ул. Энгельса, на арендованных у треста «Южуралмонтаж» площадях). Впрочем, у Василия Рыбакова были сомнения в целесообразности переезда: «Окраина города, болото, дикие утки», — так выглядел арендованный у муниципалитета участок. Но город быстро развивался — в этом направлении шла активная застройка.

Понимание того, как должен выглядеть добротный автоцентр, у бизнесмена было. Еще в 1993 г. Василий Рыбаков ездил в Германию и видел предприятие автодилера марки Volkswagen Audi. «Тогда он твердо сказал, что сделает в Челябинске дилерский центр по иномаркам, и еще круче», — вспоминает Александр Калинин (в поездке они были вместе).
Но построить капитальные здания предприниматель себе позволить не мог. Выход был найден: «По взаимозачету за доступную цену мы приобрели два сенохранилища». Один ангар был утеплен — в нем разместился техцентр с четырьмя постами для обслуживания авто, во втором выставлялись продаваемые машины.


Кризис в Южной Корее 1997 г. позволил «Регинасу» укрепить положение. Челябинская компания сумела наладить прямые поставки авто из восточной страны (корейская валюта на тот момент подешевела по отношению к доллару почти вдвое). Покупая дешевые (в долларах) авто — в России перепродавали их по прежней (в рублях) цене. «Маржа была такого уровня, о котором сейчас даже мечтать нельзя», — вспоминает г-н Рыбаков.
Благодаря «корейской теме» «Регинас» нарастил финансовую «подушку», и кризис 1998 г. компания встретила относительно спокойно.


Экспансия в Магнитогорск


В 1996 г. «Регинас» сделал попытку зайти на рынок Магнитогорска. Работа в этом городе напоминала «партизанщину», — вспоминает Василий Рыбаков. Помещения под автосалон брались в аренду, машины на автовозах привозили из Челябинска, персонал работал приезжий — вахтовым методом. Но требование производителей к площадкам дилеров были жесткими. Чтобы не проиграть конкурентам и не лишиться контрактов на представление брендов, было решено обосноваться в городе металлургов. Так был сделан шаг в сторону создания холдинга.


Челябинская площадка, вместе с тем, менялась: ангары-сенохранилища сменились современными автоцентрами (продавали машины нескольких автомобильных марок), все принадлежали «Регинасу». В этот момент пришло понимание, что строить по несколько автосалонов с разными брендами бок о бок очень даже выгодно: «Для компании неважно, автомобили какой марки в итоге будут приобретены — они все наши». В этот момент было принято еще одно важное решение — развивать бизнес по типу «дилерской деревни».

В 2007 г. «Регинас» начал строить по такому типу автосалоны в Магнитогорске, а с 2008 г. компания взялась за освоение новой площадки в Челябинске (на Свердловском проспекте). Впрочем, эта стройка могла и не состояться: начался экономический кризис.


Пицца не для всех


Первое полугодие 2008 г. по продажам было успешным, во втором произошел резкий спад. А новая челябинская площадка (не были достроены несколько корпусов на Свердловском проспекте) требовала все новых вливаний. Впереди — неизвестность. Василий Рыбаков не знал, как поступить — заморозить или продолжить строительство. Бизнесмен не спал две недели, но здесь проявились воспитанные в спорте качества (Василий Рыбаков занимался спортивной греблей): «Если ты занял дорожку и стартовал, то пути назад нет». Работы на новой площадке было решено не останавливать.

«Регинас» перешел на режим жесткой экономии. Компания объявила о сокращении персонала. Руководители подразделений не хотели увольнять людей, и было много непростых бесед. «Я приводил очень простой довод: представь, что у тебя небольшая пицца, которой нужно накормить 20 человек. Можно ее поделить поровну между всеми. Но на всех не хватит, поэтому все останутся голодными», — вспоминает он.
Правильнее было сократить «едоков». При отборе кандидатов на увольнение использовался принцип «оставлять только самых эффективных». 2009–2010 гг. для «Регинаса» были самыми трудными.

Кризис сыграл и положительную роль. По словам автодилера, компания избавилась от тех, кто в «жирные» годы стал считать себя незаменимым без всяких на то оснований.
А после кризиса «Регинас» сделал небывалый до этого в своей истории рывок. Была достроена «дилерская деревня» на Свердловском тракте, открылись новые автосалоны. Также компания стала представлять новые для регионального авторынка бренды (Škoda, Toyota, SEAT и др.).


В дальнейших планах — строительство двух «дилерских деревень»: в Челябинске (чтобы быть ближе к клиенту) и в Миассе (фундамент под автоцентр уже заложен).


Производственный «Элемент»


Параллельно с продажами авто в 1997 г. «Регинас» стал продвигать на российском рынке машинное масло марки ZIC. Тогда и возникла мысль о собственном производстве масляных фильтров. Воплощение проекта в жизнь началось спустя 10 лет.

Промышленные корпуса были спроектированы в новой «дилерской деревне» — на Свердловском тракте. «Регинас» заключил контракт с южнокорейской инжиниринговой компанией, которая взялась за разработку технологии производства новых масляных и воздушных фильтров (чтобы никто не обвинил в плагиате).


Одним из кураторов проекта стала дочь Василия Рыбакова Ирина. После окончания автотракторного факультета ЮУрГУ она отправилась в Сеул, где изучала корейский язык, инженерные методики, проходила стажировку в компании-разработчике фильтров.

Ход строительства цехов контролировали корейцы, они же подбирали и устанавливали оборудование. Предприятие может подстраиваться под потребности рынка — оборудование позволяет выпускать фильтры для любых легковых автомобилей и некоторых легких грузовиков.


Завод работает уже несколько лет (ежемесячно может выпускать до 500 тыс. единиц масляных фильтров и до 150 тыс. единиц воздушных фильтров под маркой «Элемент»), но вывести на безубыточность его пока не вышло: «Приходится конкурировать с некачественным, но более дешевым товаром, а желания выпускать некачественный продукт нет», — поясняет Василий Рыбаков.

На вопрос, насколько завод убыточен, бизнесмен отвечает, что пока производство работает за счет прибыли автомобильного сегмента. Вывести на самоокупаемость — задача на 2013 г.
В успехе г-н Рыбаков не сомневается, говорит, есть хороший пример тольяттинского друга. Игорь Богданов вместе с партнерами с нуля наладил производство аккумуляторов и сумел вывести его на безубыточность: «Мы повторяем их путь, можем пройти его быстрее. Поскольку опираемся на опыт, а не изобретаем велосипед». Однако г-н Рыбаков признается: «Если бы все вернуть назад, скорее всего, этим не занимался».


Спортивный фанатик


Будущим летом Челябинск примет Всероссийскую спартакиаду школьников по спортивной гребле. Соревнования состоятся на новой площадке спортшколы олимпийского резерва. Здание (с тренажерным залом, тренерскими помещениями и эллингами для хранения лодок) к маю вырастет на берегу Шершневского водохранилища.

Первая очередь комплекса обойдется городскому бюджету в 11 млн руб., еще 5 млн руб. вкладывает предприниматель и президент областной Федерации гребли Василий Рыбаков. «Он спортивный фанатик — в хорошем смысле слова. Если бы в каждой дисциплине был свой Рыбаков, то у нас проблем бы не было никаких», — пояснил свое отношение к бизнесмену министр спорта Челябинской области Юрий Серебренников. Сам же Рыбаков свои усилия объясняет просто: «Спорт во многом меня сформировал как личность, и я отдаю долг». Занятия в секции оказали влияние и на личную жизнь: на одной из тренировок в Тираспольской школе гребли Василий Рыбаков познакомился с будущей супругой Еленой.
Впрочем, в юношестве сделать спортивную карьеру у бизнесмена не вышло. Лишь спустя годы, когда «Регинас» вышел на стабильный режим работы, г-н Рыбаков возобновил тренировки. В 2002 г. стал шестикратным олимпийским чемпионом среди ветеранов (соревнования проходили в Мельбурне).


Сегодня он остается на тренерской работе, ездил на олимпиаду в Лондон вместе со своими воспитанниками Ильей Медведевым и Антоном Васильевым, взойти на пьедестал почета у них не вышло. «Жизнь на этом поражении не заканчивается. Нужно все тщательно проанализировать, понять, где мы ошиблись, и — выиграть на следующих Играх», — философски заключает бизнесмен.
 

Самое читаемое
  • Россия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и ТурцияРоссия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и Турция
  • Станислав Лунин: «Россию ждет бум производства отечественного компьютерного оборудования»Станислав Лунин: «Россию ждет бум производства отечественного компьютерного оборудования»
  • Жители Первоуральска снова остались без водыЖители Первоуральска снова остались без воды
  • Минтруд предлагает ужесточить условия пребывания трудовых мигрантов в РоссииМинтруд предлагает ужесточить условия пребывания трудовых мигрантов в России
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.