«В туристической отрасли во всей сути проявился принцип дикого рынка», — Дмитрий Довбня
Открывать бизнес в сфере туризма сейчас непросто: отсутствие инфраструктуры, разногласия с властями и конкуренты в лице доступной Турции не дают предпринимателям встать на ноги, уверен Дмитрий Довбня.
Дмитрий Довбня, президент коммуникационно-консалтинговой группы «Иероглиф», председатель комитета по содействию развития территории для внутреннего туризма ЧРО «Опоры России»:
— Комитет по содействию развития территории для внутреннего туризма был создан в 2014 году. За эти три года немало копий сломано. У нас были разные периоды взаимодействия с властью. Мы критиковали, пытались друг друга услышать — это нормально. Мы отмечаем, что движение могло бы быть более динамичным. Мы видим главную проблему в том, что министерство культуры, которому поручено каким-то образом развивать туризм — это, в первую очередь, инструмент сохранения культурных ценностей, но с точки зрения института экономического развития здесь просто нет компетенций.
На площадке Южно-Уральской торгово-промышленной палаты проведения круглого стола по инвестициям в туризм была создана резолюция. Хочу привести некоторые выдержки из нее. Традиционные виды туристической отрасли региона разрушены как система. Речь идет о санаторно-курортном направлении, системе союза юных туристов, туристических клубов на предприятиях и вузах, туристических баз. Новая система не имеет центра сборки и института экономического развития. В ней не сформированы цели, не обозначены стратегия, не определена мотивация для новых субъектов.
Именно в туристической отрасли наиболее проявился во всей своей сути принцип дикого рынка — застройка рекреационных территорий идет разрозненно, без какого-либо стратегического плана. Очень показательна ситуация вокруг озера Увильды.
Старая инфраструктура массового приема в рекреационных зонах обветшала, где-то разрушена полностью. Кроме того, она полностью морально устарела. Новые требования реконструкции и модернизации обусловлены открытостью границ и возможностями посещения других стран. Потребитель просто не готов на худшее качество по высокой цене.
Все знают, что по затратам отдых на наших озерах сопоставим с поездкой в Турцию или Египет. Изменившиеся технологии, которые, с одной стороны, снижают рекреационную нагрузку, с другой, требуют других параметров застройки. А ограничения в законодательстве не позволяют строить инфраструктуру, отвечающую современным требованиям.
Интерес инвесторов к туристической отрасли был на высоком уровне, но постепенно, в виду законодательных и административных барьеров проявляется пессимистическое отношение к вложениям в эту отрасль.
Есть исключения — это предприниматели, которые, несмотря на сложившуюся ситуацию, смогли реализовать успешные проекты в этом направлении.
Председатель совета директоров ГЛК «Солнечная долина» Олег Сиротин — пример того, когда не «благодаря», а «вопреки» создан прекрасный проект. Есть пример с Кисегачом, когда земли муниципалитетов были переведены в земли лесов только потому, что там надо было остановить строительство девятиэтажек на озере. Для всех остальных предпринимателей была просто закрыта возможность строить нормальные современные объекты. Нужны были какие-то другие механизмы, чтобы запретить строить высотки на берегу санаторного озера без ущерба всей туристической дестинации.
Что еще является преградой для развития туризма? Ограничение использования историко-архитектурных памятников. Многие из них удерживаются местными властями в сессионное использование в виду отсутствия четких правил и регламентов, как отказа, так и передачи. В Троицке, к примеру, реконструирована прекрасная гостиница, и наш предприниматель Илья Быков пытался то же самое сделать в Кыштыме с Белым домом, но наткнулся на непонимание.
Власти постоянно говорили что, уже нашли другого инвестора. А воз и ныне нам, а дом просто стоит и разрушается.
И таких объектов много — в том же Троицке прекрасный пивзавод 19-го века, это могло бы служить интересной туристической дестинацией, по нему тоже нет решения. Я выступаю за то, что нам надо не противостоять властям, а думать, каким образом это исправлять на федеральном уровне.
Повлиять на ситуацию могло бы грамотное информационное сопровождение, то есть продвижение региона. Все наверняка видели у нас в регионе щиты «Южный Урал. Здесь сбываются мечты». Это то же самое, как в стране Гулливеров говорить о том, что мы — Гулливеры. Мы сами прекрасно знаем, где мы живем, мы любим свой край. Но о том, что сюда можно приезжать отдыхать, жители других регионах знают очень мало. Туроператоры размещают рекламу в городе, призывают отдыхать в Турции, Израиле. Подобной массовой рекламы для Челябинска нет.
И последнее — инвестиционный потенциал. Когда начали говорить о том, что надо развивать внутренний туризм, предполагалось, что в отрасль должны прийти новые предприниматели. Олег Сиротин, несмотря на свой колоссальный опыт в этом бизнесе, сталкивается с определенными трудностями. Как прийти в отрасль новичкам, если даже такие «монстры», в хорошем смысле этого слова, испытывают проблемы?
Колонка подготовлена на основе выступления Дмитрия Довбни на XII съезде лидеров «ОПОРЫ РОССИИ» для рубрики «Особое мнение Челябинск»