Подписаться
Деловой квартал / Новости / «В России 30 лет ведомства хаотично шли каждый своим путём информатизации»
«В России 30 лет ведомства хаотично шли каждый своим путём информатизации»
Источник: архив ДК

«В России 30 лет ведомства хаотично шли каждый своим путём информатизации»

Самое читаемое
  • «Если бы сейчас начинали бизнес, ничего бы не вышло». Опыт кофейни «Французский пекарь» «Если бы сейчас начинали бизнес, ничего бы не вышло». Опыт кофейни «Французский пекарь»
  • «Гипермаркеты закрываются, но холодильники еду еще не заказывают». Тренды ритейла-2019 «Гипермаркеты закрываются, но холодильники еду еще не заказывают». Тренды ритейла-2019
  • Конкуренция за «однушку». Екатеринбург вышел в лидеры по стоимости аренды жилья Конкуренция за «однушку». Екатеринбург вышел в лидеры по стоимости аренды жилья
  • «Мы не знали, что делать с деньгами». Как братья из Вологды заработали миллиарды долларов «Мы не знали, что делать с деньгами». Как братья из Вологды заработали миллиарды долларов
  • «Нельзя шутить коллективно». Горожане неоднозначно оценили участие чиновников в карнавале «Нельзя шутить коллективно». Горожане неоднозначно оценили участие чиновников в карнавале
14:22   24.04.2019

Переход к «умным» городам может повлечь за собой страшные последствия, если ведомства не придут к общему программному продукту, уверен Евгений Савченко.

Евгений Савченко, эксперт по общественной безопасности, генерал-лейтенант полиции в запасе:

— В странах с высоким уровнем информатизации идет процесс цифровизации экономических процессов. Интеллектуальные IT-технологии позволяют организовать информацию для анализа и прогнозирования, рационального и эффективного управления ресурсами и активами, изучения потребительского спроса. Создаются условия для плановой экономики, снижается роль ссудного процента, а значит и влияние мировой кредитной системы. Мир на пороге серьёзных преобразований. И Россия должна быть к этому готова.

Власти страны уже объявили о планах цифровизации российской экономики. В марте 2018 года Минстрой России утвердил набор базовых и дополнительных требований для жизнеобеспечения и общественной безопасности по восьми направлениям на основе «умных» IT-технологий: городское управление, «умное» ЖКХ, инновации для городской среды, «умный» городской транспорт, интеллектуальные системы экологической и общественной безопасности, инфраструктура сетей связи, туризм и сервис. Предполагается разработка и внедрение интеллектуальных систем наблюдения, прогнозирования рисков чрезвычайных ситуаций и оперативного реагирования на угрозы общественной безопасности.

Решение столь амбициозной задачи требует всесторонне выверенных организационных и практических решений для «архитектурного» проектирования и внедрения модели цифровой экономики на основе умных и безопасных технологий. Для координации и синхронизации межведомственных усилий требуется единый федеральный центр принятия управленческих решений по цифровизации экономики и регулятивные правовые акты.

В тоже время утвержденные требования Минстроя России определяют, что каждый регион самостоятельно вырабатывает «архитектуру» интеллектуальной системы. А это несет существенные риски.

Уже сейчас в публичной плоскости позиционируют локальные интеллектуальные опции, обеспечивающие комфорт людей в узком сегменте: «умный» свет, «умные» остановочные комплексы, «умные» домофоны. Но при этом гораздо меньше информации о разработке и внедрении системных аппаратных комплексов, работающих на основе единой информационно-программной платформы.

К тому же в России около 30 лет относительно хаотично осуществлялся процесс информатизации, когда каждое ведомство шло своим путём создания сети собственных информационных ресурсов на платформе различных программных продуктов... 

К примеру, в разные годы в Челябинской области региональными и муниципальными ведомствами, на основе разных программных продуктов и элементной базы созданы автоматизированные сегменты «безопасного города» — аппаратные комплексы фото-видеонаблюдения и фиксации нарушений, контроля за состоянием дорожного полотна региональных дорог; региональные и муниципальные системы оповещения населения на случай военной угрозы, пожаров и наводнений; посты экологического контроля. И все эти сегменты имеют разные центры управления и автоматизированные рабочие места.

В условиях «цифровизации» экономики на основе IT-технологий «умного и безопасного города» является актуальным выработка единых требований и обеспечение технических возможностей для интеграции и сопряжения востребованных межведомственных информационных массивов, систем наблюдения, анализа и прогнозирования на базе единой информационно-программной платформы регионального, а впоследствии и федерального уровня. Иначе набор автоматизированных интеллектуальных предложений, не имеющих возможностей интеграции с другими IT-комплексами, провоцирует или перебор диспетчерских пунктов или нагромождение множества пультов и мониторов в едином центре управления, снижая эффективность работы с ними.

Так при построении в Челябинской области Системы-112, региональные власти столкнулись с конфликтом» программных продуктов информационных систем МВД и МЧС России. У первых информационная система работала посредством программы «СОДЧ» (разработчик «IT-Консалтинг»), у вторых — «УСПО» (разработчик компания «Протей»).

Отсутствие возможностей интеграции программ привело к тому, что первоначально офицеры дежурных частей ГУ МВД РФ по Челябинской области вынуждены были использовать два автоматизированных рабочих места с разными мониторами. Это создавало сложности при обработке поступающих сообщений.

Необходимо учитывать и тот факт, что по ряду направлений, подлежащих «цифровизации», аппаратные комплексы и вовсе отсутствуют. В перечне паспорта безопасности Челябинской области отражены 13 потенциальных рисков чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Из них обеспечены автоматизированными системами контроля, наблюдения и реагирования менее половины, да и то работающие с наличием ряда дефектов и уязвимостей. А поэтому, обустраивая единую информационно-программную платформу, требуется заранее предусмотреть возможность исключения конфликта программ при интеграции и сопряжении новых комплексов. Фактически есть потребность в разработке и принятии новых обязательных к соблюдению национальных стандартов.

Наряду с разработкой и внедрением единых интеграционных требований для создания информационно-программной платформы и аппаратных комплексов важно наличие элементной базы и программного обеспечения на основе возможностей отечественных и максимально локализованных технических решений. В идеале, вся элементная база должны быть российского производства, а не просто именоваться локализованной продукцией иностранных компаний.

При формировании «архитектуры» цифровизации, используя стандарт «умного города», требуется продумать технические возможности управления аппаратно-программным комплексом. Профильные ведомства должны быть обеспечены актуальной информацией для анализа и прогнозирования обстановки в зоне их компетенции и управления интеллектуальными системами «комфорта и удобства» публичной инфраструктуры.  Для экстренных оперативных служб, наряду с возможностью прогнозирования рисков, важно обеспечить получение сигналов и сообщений о возникающих дефектах и уязвимостях, предаварийных и аварийных ситуациях для организации адекватного реагирования. В свою очередь целесообразно внутри единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований обустроить автоматизированное рабочее место для централизованного технического мониторинга исправности и работоспособности интеллектуальных аппаратных комплексов, в том числе контролеров-сигнализаторов и каналов связи.

Без этого «умные и безопасные» новации теряют привлекательность из-за угрозы потери управления и контроля за их предаварийным и аварийным состоянием

Наряду с «архитектурой» построения и управления, обеспечением условий и возможностей интеграционных процессов, следует проработать форму и способы финансирования работ по интеллектуализации инфраструктурных объектов различной формы собственности с учетом особенностей бюджетного законодательства. При активной рекламе в средствах массовой информации пилотных проектов обустройства интеллектуальных систем, аккуратно умалчиваются особенности финансирования работ. Иногда упоминают о государственно-частном партнерстве. При этом «цифровизацией» инфраструктурных объектов занимаются государственные компании, которые в соответствии с требованиями федерального законодательства не имеют права вступать в проекты частно-государственного партнерства.

Для того, чтобы региональные и муниципальные власти не оказались привлечены к предусмотренной законом ответственности при проектировании и обустройстве интеллектуальных систем на основе технологий «умного и безопасного» города, на федеральном уровне целесообразно ответственно проработать и направить в регионы методические рекомендации. Есть потребность в разработке и принятии федерального закона, детально регламентирующего порядок «цифровизации» хозяйственных процессов и финансирования проводимых мероприятий.

В июле 2018 года внесены изменения в российское законодательство, позволяющие создавать информационные системы на основе государственно-частного партнёрства.

Решение амбициозной задачи «цифровизации» экономики в короткие сроки исключительно за счёт средств консолидированных бюджетов страны маловероятно. Это крайне затратные мероприятия.

В Челябинской области пока нет опыта построения информационных систем на основе государственно-частного партнёрства. Но такая форма сотрудничества позволяет привлечь частные инвестиции и организовать совместную работу на долгосрочной основе. Важно и то, что в итоге, в собственность и под управление государственных и муниципальных органов перейдут информационные системы функционирования «умного и безопасного города», позволяющие повысить качество жизни населения.

До разработки и принятия востребованных временем стандартов и нормативных актов в области измерительных приборов и промышленного интернета, региональным и муниципальным властям предстоит руководствоваться стандартом «Умного города», утвержденным Минстроем России. И понятно, что такой интеллектуальный аппаратно-программный комплекс, охватывающий цифровизацией большую часть публичной инфраструктуры жизнеобеспечения, требуется проектировать и обустраивать в тесной работе с экспертным сообществом. К сожалению, по оценкам специалистов, из Челябинска последние лет 8 шёл активный отток высокопрофессиональных IT-специалистов. Для них в регионе просто не оказалось необходимого рынка труда. Сегодня в регионе, по оценкам ряда экспертов, ЮУРГУ, «Интерсвязь» и «Прикладные технологии» являются точкой притяжения IT-специалистов из-за наличия сильной и креативной команды единомышленников, уникальной техники.

Многие федеральные IT- игроки, которые имеют подразделения в Челябинске, местным филиалам, ввиду слабой квалификации работников, ставят низкоквалифицированные задачи типа тестирования приложений и документирования багов. Прошла информация, что свои IT-подразделения в Челябинске закрыли Сбербанк, Ростелеком, ЮУЖД, частично — ЧТПЗ.  Справедливости ради, в регион приходят новые игроки, особенно в сфере android-технологий. Последние пару лет начали активно появляться компании, специализирующиеся на производстве мобильных приложений и библиотек для них. Это не значит, что региональный IT- рынок находится в беспросветном кризисе. Уверен, что научный и промышленный потенциал региона может и должен стать точкой опоры федерального уровня для умной и безопасной цифровизации экономики России, используя собственные IT- решения.

На основе практического опыта успешных местных IT-сообществ следует создать экспертный совет при профильном региональном министерстве или при комитете Законодательного собрания Челябинской области. Убежден, что неформальное сотрудничество с экспертным сообществом явилось бы мерой поддержки и приумножения в регионе высококвалифицированных IT-специалистов во взаимодействии с сообществами потенциальных заказчиков и потребителей IT-решений «умного и безопасного города» при цифровизации экономических процессов Челябинской области.

Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter.

Новости

В России четыре станции перестали передавать данные о радиации после ЧП под Северодвинском В России четыре станции перестали передавать данные о радиации после ЧП под Северодвинском
60 тыс. руб. в месяц: накопления и работа. Уральцы рассказали, как будут жить на пенсии
Ginza Project едет в Екатеринбург. На Евразийский Ресторанный Форум
Из «Титановой долины» выгнали резидента
Главные застройщики города выбрали себе президента. Он собрался победить дефицит школ
Банки хотят блокировать карты при получении подозрительных денег. Под угрозой все клиенты
В Москве пройдет одна из крупнейших выставок одежды в Восточной Европе

Бизнес

«День за днем нам клевали мозг: это пережитки детства, на квартиру этим не заработаешь» «День за днем нам клевали мозг: это пережитки детства, на квартиру этим не заработаешь»
«Государство редко радует хорошими инициативами. Но закон о самозанятых — хороший закон»
Пройти зону смерти. На Среднем Урале тестируют новый способ поддержки бизнеса
Лариса Гусева: «Если бы мне сейчас было 25, совсем не факт, что я бы начала свой бизнес»
«Покупатели разные, у каждого свои потребности, но у нас есть предложение для любого»
Как в 1990-е строили бизнесы и можно ли стать предпринимателем случайно — Ольга Зайченко
Елизавета Белоусова, Альфа Экспертиза: «Из-за одного документа можно лишиться бизнеса»

Свое дело

«Если бы сейчас начинали бизнес, ничего бы не вышло». Опыт кофейни «Французский пекарь» «Если бы сейчас начинали бизнес, ничего бы не вышло». Опыт кофейни «Французский пекарь»
«Просто тесть удачно сходил в баню», — как топ-менеджер бросил работу ради бизнеса в Крыму
«Большинство думает, что деньги могут быть лишь украдены». Юрий Окунев об изнанке бизнеса
«Все крупные застройщики придут к меблировке новостроек. Это неизбежно»
Котики, собаки и голова Трампа. Как случайное хобби сделать высокодоходным бизнесом
«Чтобы выжить среди монстров, у нас только один вариант». Как работает бизнес на острове
«Говорят: есть идея, но вам ее не покажут, вдруг украдете. Ответ: уходите, своих полно»

Качество жизни

«Гипермаркеты закрываются, но холодильники еду еще не заказывают». Тренды ритейла-2019 «Гипермаркеты закрываются, но холодильники еду еще не заказывают». Тренды ритейла-2019
Хорошо забытое старое: как в ХХI веке застройщики применяют лучшие практики прошлого
«Они нам конкуренты». Главный врач ОДКБ — о частных роддомах, молодых врачах и бизнесе
Чего боятся покупатели входных дверей: главные мифы и заблуждения
Расширяя границы. Как «TEN Девелопмент» стал одним из крупнейших застройщиков города
Валерий Ананьев: о ценах на жилье, жадных монополистах и строительном коллапсе в 2021 году
Социальные сети — прекрасный тренажерный зал для тех, кто хочет научиться видеть лицемерие

Мнения

«Предприниматели в России всегда ходят под статьей» «Предприниматели в России всегда ходят под статьей»
«Слишком доверились Big Data». Банк «Нейва» поспорил со Сбером о реалиях кредитного рынка
«Школы препятствуют нашему обучению», — Сет Годин об образовании и излишнем беспокойстве
«Полезная еда — это то, что выберет твоя бабушка», — Матильда Шнурова о здоровых привычках
«Хватит ныть про налоги и санкции, идеальных условий не будет никогда»
«Надеждой российского экспорта, как ни странно, является малый и средний бизнес»
«Кредитов взяли много, а платить нечем. Россию ждет кредитный коллапс в 2021 году»

Лайфхаки

Мы переоцениваем продуктивность и развлечения. Почему в счастливой жизни их по минимуму Мы переоцениваем продуктивность и развлечения. Почему в счастливой жизни их по минимуму
Отпуск семьей: няня и бассейн детям, кафе и пляж родителям. 7 отелей для отдыха с ребенком
«Пенсиям приходит конец. Нас ждет гетто для пожилых, за что спасибо медицине»
«Молодежь уходит от корпораций и долгого роста. Мир труда осознает, что маленькое лучше»
«Мы не знали, что делать с деньгами». Как братья из Вологды заработали миллиарды долларов
«Ни одного адекватного биохакера я пока не встретил. Мониторить кровь глупо»
«Эскроу позволяет банку зарабатывать на квартире не единожды»

Спецпроект DK.RU «Кто строит Екатеринбург»

Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 5 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.