В пекарне работать приятнее, чем у мартена

Большинство ученых, экономистов, представителей бизнес-элиты сходится во мнении, что нет смысла кардинально менять промышленную направленность Южного Урала. Вы разделяете эту точку зрения? — Челя

Вопрос развития Челябинска не в том, чтобы искать альтернативу металлургии, а в том, чтобы сделать город в принципе более комфортным для проживания, считает кандидат экономических наук, руководитель Научно-образовательного центра Института экономики УрО РАН и ЧелГУ Сергей Гордеев.

Большинство ученых, экономистов, представителей бизнес-элиты сходится во мнении, что нет смысла кардинально менять промышленную направленность Южного Урала. Вы разделяете эту точку зрения?
— Челябинск, действительно, не должен отказываться от промышленности. Нельзя из нашей экономики просто взять и вычеркнуть промпроизводства с миллиардными инвестициями и значительными отчислениями в бюджет. Какую мы можем найти альтернативу? Сельское хозяйство? Мир становится все более промышленным. Вопрос нужно ставить иначе: насколько наш промышленный город через 10 лет станет более цивилизованным, культурным и комфортным для проживания.
Если «поставить крест» на металлургии мы не можем, можно ли хотя бы снизить ее долю в экономике? Разве мы не можем развивать пищевую индустрию, инновации, информационные технологии?
— Все это, безусловно, новые точки роста, но их доля в валовом муниципальном продукте пока невелика и вряд ли в ближайшем будущем подрастет до значительных величин. То, что новые производства появляются, это, конечно, плюс. В конечном счете, они повышают уровень комфортабельности жизни: куда приятнее работать в хлебопекарне, чем у мартеновских печей. Но нужно понимать, что мы никогда не будем лидерами в определенных отраслях. К примеру, конкурировать в ИТ-сфере с Индией очень тяжело, потому что у них себестоимость производства гораздо ниже. Зато у нас есть конкурентное преимущество в наших базовых отраслях, и его нужно использовать.
Да, но, как показал кризис, цены на металл растут далеко не всегда. К тому же мощным игроком на мировом рынке металла становится Китай.
— А это уже вопрос совершенствования технологий и качества производства. Нужны новые марки стали и виды продукции. Недавно Владимир Путин приводил пример: почему российская авиакомпания покупает «Боинги»? Да потому что новые модели «Боингов» на 40-45% сделаны из нашего титана: заготовки выпускают на Урале недалеко от Нижнего Тагила. Эта продукция не вываливается на стихийный рынок, а четко завязана на международные контакты. В современном мире самостоятельно продвигать некоторую продукцию уже неактуально, нужно вступать во взаимовыгодную кооперацию. Но наша региональная закрытость создает в этом смысле много проблем.
В свое время американцы предлагали частично перепрофилировать ЧТЗ для производства гусеничных ходовых частей для Caterpillar. Но не случилось. Как у нас сказали, якобы по причине экономической безопасности. Правда, не уточнили, для кого это было безопасно— для нас или для Caterpillar (смеется). При кооперации риски у всех. Но результат имеем такой, что завод мы практически потеряли. Объемы производства снизились в десятки раз. Люди получают зарплату по 8-10 тыс. руб. А ведь ЧТЗ— это кладезь высококвалифицированных специалистов.
Есть еще очень красивая идея— создать из Челябинска крупный транспортный центр с развитой логистической инфраструктурой. Ведь выгодное географическое положение— тоже наше конкурентное преимущество.
— Развитие логистической отрасли будет зависеть от двух федеральных проектов. Во-первых, от создания скоростных железнодорожных магистралей, например Москва-Екатеринбург с ответвлением до Челябинска. Это одно условие развития. Второе— если автотрасса М5 Челябинск-Москва, которая сейчас реконструирована от Челябинска до Бишкиля, станет такой же широкой и комфортной на всем протяжении. И вот когда Челябинск будет соединен с Европой, можно будет говорить о развитии какого-то логистического центра. А пока у нас дорожная революция коснулась только самого Челябинска. Даже четырехрядной дороги до Екатеринбурга нет до сих пор.
Если говорить о городской транспортной инфраструктуре, насколько, на ваш взгляд, те перемены в градостроительстве, которые мы наблюдаем сегодня, приближают жизнь в городе к более цивилизованной и комфортной?
— Проблема в том, что «дорожная революция» пока в основном точечно ликвидирует недостатки предыдущих лет. Изменения есть, но о качественных переменах говорить рано, еще многого не хватает.
Хочу привести в пример американский город Атланту. Он больше Челябинска. Радиус Большой Атланты составляет примерно 70-80 км (расстояние примерно как от Челябинска до Чебаркуля). Внутри этого радиуса можно спокойно проехать до центра города в среднем за полчаса-час. У нас же за это время от Чебаркуля до центра Челябинска вы не доедете, а возможно, упретесь в пробки, начиная с кольца у Мебельной фабрики. Средняя скорость движения еще не высока. Автомобильные и пешеходные потоки часто пересекаются. Машины нередко едут через дворы, потому что по-другому не проехать.
Сейчас у нас идет этап перемен. Но их социально-экономическую эффективность никто не считал. Дороги расширяются, а парковок нет— и результат смазывается. Я недавно ехал в районе вокзала по новой дороге (реконструированный участок улицы Курчатова— Прим. Ред), так там из трех полос движения две занимали припаркованные автомобили.
Какова принципиальная разница в градостроительном подходе между Челябинском и Атлантой?
— В Атланте застройка идет по принципу городов-спутников, а у нас по-прежнему— по принципу точечной концентрации. При этом стремимся в одном месте совместить и жилую и производственную зону. Хотя эти вещи несовместимы. Либо это место комфортно для жизни, либо для работы, по-другому не бывает. Яркий пример— Москва. Это город для работы, но жить там проблематично.

Сергей Гордеев
Родился в 1954 г.
Окончил ЧПИ по специальности «инженер-экономист».
Карьера: Долгое время работал в подразделениях Академии наук СССР. С 1990 г. занимал различные должности в органах госвласти, в т. ч. должность первого зампреда комитета экономики администрации Челябинской области и заместителя руководителя управления Федерального казначейства по Челябинской области. Автор более 50 научных работ по региональной экономике и информатике. Кандидат экономических наук, в 1990 г. защитил диссертацию в Институте экономики УрО АН СССР. С 2008 г. работает руководителем НОЦ Института экономики УрО РАН и ЧелГУ.
Хобби: лыжи, велосипед , рыбалка.
Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.