Станислав Воскресенский, заместитель министра экономического развития РФ Россия готова к различным сценариям развития мировой экономики значительно лучше, чем в 2008 г. Вот несколько аргументов.
Станислав Воскресенский, заместитель министра экономического развития РФ
Россия готова к различным сценариям развития мировой экономики значительно лучше, чем в 2008 г. Вот несколько аргументов. Мы прогнозируем, что экономический рост в этом году составит около 4%, а инфляция будет самой низкой за последние 20 лет — примерно на уровне 7%. Кроме того, в стране несравненно устойчивее, чем в 2008 г., выглядит корпоративный сектор. За последние три года чистый долг десяти крупнейших публичных компаний в долларовом эквиваленте снизился на 19%, а их валютные заимствования сократились на 40%. Выросло доверие и к банковской системе: за последние три года почти на 80% (до 10 трлн руб.) увеличились вклады в российских банках. Немаловажно, что в этом году был окончательно сформирован Таможенный союз. Фактически снятие барьеров между тремя странами означает рост рынка на 20%.
А вот относительно экономической ситуации в мире у нас очень тревожные прогнозы. Наши оценки всегда были более консервативны, чем мнения коллег из других стран. Например, Всемирный банк до сих пор дает оценки роста мировой экономики в ближайшие три года в коридоре 4,3‑4,5%. Наши ожидания не превышают 4%. Да и то если удастся без шока пройти ситуацию с нестабильностью в периферийных государствах Европы и будет благоприятно развиваться рынок жилья в США. При этом основной рост сегодня уходит в развивающиеся страны, а стабильные экономики подрастут не более чем на 2%.
В правительстве РФ нет никаких иллюзий, что ситуация в мире может развиваться как‑то по‑другому. Мы придерживаемся основного прогноза с плановыми показателями роста на уровне 4%. Проводим стресс‑тесты и на всякий случай проверяем, как будет вести себя экономика при разных сценариях развития событий на мировых рынках. Например, если цена на нефть опустится до $80 за баррель, рост ВВП сохранится на уровне 2‑2,5% в год, а при падении до $60 и ниже ВВП может сократиться на 1,4‑2%. Но у России есть одно выгодное отличие. В развитых странах бюджетные дефициты значительно выше, соотношение госдолга к ВВП достигает 60‑70%, а в России не превышает 10%. Поэтому у нас сохраняется возможность маневра и запуска в случае острого кризиса фискальных стимулирующих программ. При этом мы можем остаться в «приличном» для развитых стран уровне дефицита, не превышающем 5% ВВП.
Для стимулирования роста российской экономики и формирования благоприятного инвестиционного климата мы создали Российский фонд прямых инвестиций. Сейчас его уставный капитал составляет $2 млрд, но в ближайшие годы будет увеличен до $10 млрд. Этот фонд имеет право софинансировать проекты иностранных инвесторов по созданию новых или модернизации существующих реальных производств. В первую очередь нас интересуют частные фонды прямых инвестиций и суверенные фонды иностранных государств. Это тот тип инвесторов, которые не очень хорошо понимают нашу страну, основываясь на информации из западных СМИ. Они уверены, что макроэкономически страна сильна, хотят работать в России, но им немного страшно. И мы их поддерживаем. Фонд уже подписал соглашение с Суверенным фондом Китая о совместных инвестициях в российскую экономику. Мы надеемся, что первые проекты по этому соглашению появятся до конца нынешнего или в первом квартале следующего года.
Большой шаг в этом году правительство сделало на пути формирования инвестклимата в регионах. Сейчас есть ряд территорий, где удалось добиться большого успеха в привлечении инвесторов, есть и такие, где ситуация похуже. Поэтому правительство РФ, ассоциация «Деловая Россия» и Агентство стратегических инициатив совместно разработали типовую программу для регионов. В ней подробно описано, какие управленческие решения может принять губернатор, чтобы инвестору было комфортно работать. Кроме того, мы создали фонд для выделения грантов лучшим регионам, которые будут активнее других расширять налоговую базу и привлекать инвестиции.
Для эффективного решения вопросов на местах на уровне полпредов был создан институт инвестиционных уполномоченных, которые станут помогать инвесторам противодействовать коррупции и бюрократии. Естественно, инвеступолномоченные — это временная мера. Если бы все рыночные институты в стране работали как положено, нам не понадобились бы такие «комиссары». Но пока идет становление этих институтов, они будут помогать в привлечении инвестиций в регионы.
А вот относительно экономической ситуации в мире у нас очень тревожные прогнозы. Наши оценки всегда были более консервативны, чем мнения коллег из других стран. Например, Всемирный банк до сих пор дает оценки роста мировой экономики в ближайшие три года в коридоре 4,3‑4,5%. Наши ожидания не превышают 4%. Да и то если удастся без шока пройти ситуацию с нестабильностью в периферийных государствах Европы и будет благоприятно развиваться рынок жилья в США. При этом основной рост сегодня уходит в развивающиеся страны, а стабильные экономики подрастут не более чем на 2%.
В правительстве РФ нет никаких иллюзий, что ситуация в мире может развиваться как‑то по‑другому. Мы придерживаемся основного прогноза с плановыми показателями роста на уровне 4%. Проводим стресс‑тесты и на всякий случай проверяем, как будет вести себя экономика при разных сценариях развития событий на мировых рынках. Например, если цена на нефть опустится до $80 за баррель, рост ВВП сохранится на уровне 2‑2,5% в год, а при падении до $60 и ниже ВВП может сократиться на 1,4‑2%. Но у России есть одно выгодное отличие. В развитых странах бюджетные дефициты значительно выше, соотношение госдолга к ВВП достигает 60‑70%, а в России не превышает 10%. Поэтому у нас сохраняется возможность маневра и запуска в случае острого кризиса фискальных стимулирующих программ. При этом мы можем остаться в «приличном» для развитых стран уровне дефицита, не превышающем 5% ВВП.
Для стимулирования роста российской экономики и формирования благоприятного инвестиционного климата мы создали Российский фонд прямых инвестиций. Сейчас его уставный капитал составляет $2 млрд, но в ближайшие годы будет увеличен до $10 млрд. Этот фонд имеет право софинансировать проекты иностранных инвесторов по созданию новых или модернизации существующих реальных производств. В первую очередь нас интересуют частные фонды прямых инвестиций и суверенные фонды иностранных государств. Это тот тип инвесторов, которые не очень хорошо понимают нашу страну, основываясь на информации из западных СМИ. Они уверены, что макроэкономически страна сильна, хотят работать в России, но им немного страшно. И мы их поддерживаем. Фонд уже подписал соглашение с Суверенным фондом Китая о совместных инвестициях в российскую экономику. Мы надеемся, что первые проекты по этому соглашению появятся до конца нынешнего или в первом квартале следующего года.
Большой шаг в этом году правительство сделало на пути формирования инвестклимата в регионах. Сейчас есть ряд территорий, где удалось добиться большого успеха в привлечении инвесторов, есть и такие, где ситуация похуже. Поэтому правительство РФ, ассоциация «Деловая Россия» и Агентство стратегических инициатив совместно разработали типовую программу для регионов. В ней подробно описано, какие управленческие решения может принять губернатор, чтобы инвестору было комфортно работать. Кроме того, мы создали фонд для выделения грантов лучшим регионам, которые будут активнее других расширять налоговую базу и привлекать инвестиции.
Для эффективного решения вопросов на местах на уровне полпредов был создан институт инвестиционных уполномоченных, которые станут помогать инвесторам противодействовать коррупции и бюрократии. Естественно, инвеступолномоченные — это временная мера. Если бы все рыночные институты в стране работали как положено, нам не понадобились бы такие «комиссары». Но пока идет становление этих институтов, они будут помогать в привлечении инвестиций в регионы.
Подписывайтесь на CHEL.DK.RU в Яндекс.Дзен и Яндекс.Новости. Самое важное о бизнесе — в email-рассылкe. А еще нас удобно читать в Telegram и ВКонтакте.