«Требования Текслера к подчинённым — американский бизнес-стиль». Политолог о 100 днях врио

О том, каким должен быть губернатор в современной России, почему поколению 90-х может понравиться Алексей Текслер, и что угрожает курсу врио рассказывает политолог Алексей Ширинкин.

Алексей Ширинкин, политолог:

— Идеальным губернатором, с точки зрения федерального центра, является сегодня не классический консервативный «держиморда», а молодой, современный, умный и энергичный менеджер-технократ, сочетающий компетентность с отсутствием политических амбиций на самостоятельную игру. Губернаторов, делегированных Центром на выборы в 2017-19 гг., как раз часто называют «технократами», подразумевая именно сочетание прогрессивности, освоения современных навыков научного управления с политической лояльностью, встроенностью в систему власти. Впрочем, главное требование — эффективность, умение обеспечить социально-экономическое развитие и политическую стабильность.

Именно эти качества мы видим у Алексея Текслера. Самое главное — каковы ценности нового топ-менеджера Челябинской области, к какому идеалу он стремится? Поняв это, можно сделать выводы и о том, какой дорогой он поведет регион.

Пока политический мир Алексея Текслера, исходя из его высказываний и действий, соответствует идеалам российского среднего класса, выросшего в 1990-2000-е, — социальная рыночная экономика, умеренная демократия, либерально-консервативные ценности. Это, в историко-культурном аспекте, мир Запада 1950-х годов, позднего индустриального общества.

После 100 дней Текслера на посту руководителя области видны и некоторые особенности его управленческого курса.

Во-первых, это анти-истеблишментарный настрой. Текслер видит уже конфликт гражданского общества Челябинска с региональными кланами, закрытыми номенклатурными группами, сложившимися еще в постсоветский период и с тех пор избравшими экстенсивную модель развития региона. В этом конфликте ему стратегически ближе и перспективнее курс на союз с современными сегментами общества. Отчасти прослеживается и скептическое отношение Текслера к традициям «старой» промышленной олигархии. Это касается и ориентиров экономического развития — в послании Законодательному собранию области мы видим явный поворот от моноотраслевой логики развития региона к курсу экономической диверсификации.

Во-вторых, бросается в глаза приверженность Текслера новым форматам управления и политической работы. Это и активное общение в соцсетях, и уже меметизированный «разворот Текслера» — частые смены запланированных планов поездок для достижения эффекта неожиданности для местных властей, и демократичный дресс-код, и максимально неформальное, открытое общение с людьми.

В-третьих, отметим куда более крупный масштаб политического и экономического проектирования. В отличие от предыдущих губернаторов, Текслер — состоявшийся руководитель федерального уровня, обладающий опытом развития целой отрасли. Доступ к федеральным чиновникам и их ресурсам — одна из самых полезных, конечно, для региона возможностей нового руководителя.

Четвертое — способность и даже склонность к быстрым решениям. В логике современной российской политики увольнение чиновника — это некий стресс для системы, конфликт, признание того, что власть не справилась с чем-то. Текслер очевидно не боится идти на такие шаги, если уверен в их эффективности. Сюда же относится и смелость в важных политических заявлениях («стоп оптимизации медицины», «хватит растаскивать Челябинск», интервью по ГОКу), которые не были вынуждены, а, напротив, следовали его управленческой логике. Это яркие признаки политика-реформатора.

Пятое — трудоголизм и перфекционизм, высокие стандарты. Текслер посвящает вопросам управления регионом куда больше времени, чем это предусмотрено трудовым законодательством — он работает и в выходные, и задерживается до полуночи, начиная с раннего утра. На этапе формирования команды лично вникает в очень большой круг вопросов, который в хорошо работающих организациях обычно делегируется топ-менеджером среднему звену. Фиксируют очень высокие требования Текслера к работе непосредственных подчиненных.

Это проявление американского бизнес-стиля, обычного для глобального корпоративного мира, но малоизвестного в провинциальном управленческом сообществе. Это неудивительно, учитывая, что основной опыт управленца Текслер получил в энергетике — одной из наиболее реформированных отраслей российской экономики.

Таким образом, в случае Алексея Текслера есть интересный кейс попытки проведения технократической революции в достаточно депрессивном «старо-промышленном» регионе с устоявшимися институтами консервации этого застоя и негативной селекции элиты — то есть, по сути, типичного для постсоветского пространства от Словакии до Монголии неопатримониального олигархического режима. В этой логике Текслер, даже будучи частью авторитарной федеральной машины, оказывается куда более прогрессивен и с точки зрения перспектив развития Челябинска куда более полезен, чем местные элитные кланы, не показывающие за последние десятилетия ровно никаких интенций к модернизации региона. Именно их, явное или неявное, стремление сохранить политическое и экономическое господство является первой существенной угрозой курсу Текслера. 

Второй серьезный вызов — риски трансформации российской политической системы, которая все еще показывает крайнюю неустойчивость и способна как продолжить либеральное движение, так и пойти путем консервативной революции. Сегодня в обществе и элите актуальны обе тенденции, и в условиях поворота к мобилизации режима строить технократическую утопию в отдельно взятой Челябинской области, конечно, вряд ли возможно.

 

Колонка написана на основе выступления Алексея Ширинкина на Круглом столе РАНХиГС «100 дней А.Л. Текслера во главе региона: первые итоги и очередные задачи исполнительной власти».

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции DK.RU

Самое читаемое
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.