«Трагедия в Кемерово — симптом опасной болезни» — Алексей Ширинкин, политолог

«Трагедия в Кемерово — симптом опасной болезни» — Алексей Ширинкин, политолог
Иллюстрация: Из личного архива

«Бизнес-логика диктует простейшие правила: админресурс — распил — откат. Альтруисты и романтики не выживают. А общественное благо, безопасность — да кого это заботит? Общество? А где оно, общество?»

Алексей Ширинкин, политолог:

— Кемеровская трагедия стала очередной иллюстрацией известного стереотипа о русском человеке, как сиюминутном, живущим одним днем. «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится». Разве тайной было то, что большинство общественных и коммерческих построек возводилось в России с нарушением тех или иных норм? Да и кто, положа руку на сердце, поверит в то, что ситуация изменится после кошмара «Зимней вишни»?

Одно из проклятий страны со слабыми институтами — деньги приходится делать быстро, пока не изменилась политическая ситуация и «усё, нажитое непосильным трудом» не отобрали новые комиссары в пыльных шлемах.

Бизнес-логика существования в такой среде диктует простейшие правила: админресурс — распил — откат. Альтруисты и романтики не выживают. А общественное благо, безопасность людей — да кого это заботит? Общество? А где оно, общество-то?

Многие социологи отмечали парадокс, сколь много любви и тщания советские люди вкладывали в собственные квартиры и «фазенды», и насколько мало они при этом интересовались состоянием подъездов и дворов своих многоэтажек.

Все объясняется, между тем, банально: квартира, равно как и дача, сад, огород, — это нечто безусловно свое, а вот территорию, начинающуюся за порогом квартиры, обыватель воспринимает примерно, как постапокалиптическую ядерную пустошь, населенную мутантами-людоедами.

Нечто, на что обыватель не имеет ни возможности, ни желания как-то влиять. Загаженный подъезд — это не случайность, это иллюстрация и глубокий символ русской общественной жизни. К сожалению, в современной России практически отсутствует самый фундамент обустройства ее.

В Латинской Америке и Восточной Европе, к примеру, источниками формирования гражданского общества стали церковь и профсоюзы, соседские сообщества и политические организации, культурные и досуговые объединения. В России советская власть семьдесят лет методично уничтожала все конкурирующие с нею альтернативные социальные структуры, пока не отбила всякие навыки общественной самоорганизации людей. Патернализм, вообще свойственный архаическим культурам, в постсоветском обществе оказался господствующей моделью. Конечно, у этой подданнической парадигмы глубокие исторические корни, вспомним некрасовское бессмертное «Вот приедет барин — барин нас рассудит»! Европейское государство вырастает из итальянского «stato» — абстрагированного от личности правителя общественного договора, русское же — от «государя». Царь как наместник Бога и заступник за русский народ.

И, конечно же, в этой картине мира все плохое (пожары в торговых центрах, наглая коррупция и изнасилования в детских домах) — есть зловредное искажение исконной правильности, утрачиваемой по мере удаления от государя — центра небесной благости и гармонии. «Законы святы, но исполнители — лихие супостаты», — писал Василий Капнист в 18 веке. Многие верят.

Кемерово — это симптом опасной болезни. Дифдиагноз этой болезни требует доктора Хауса и хотя бы миллиона активных граждан, инициативно и неутомимо проверяющих соответствие торговых центров на безопасность, чиновников — на компетентность и отсутствие коррупции, работодателей — на соблюдение прав работников и открытость, депутатов — на близость к народу и усердие в борьбе за права и интересы своих избирателей, а журналистов — на честность и смелость.

Жизненные процессы российского общества будто заторможены в десятки раз, в сравнении с другими народами. Вечная мерзлота слишком близко? Бром в водопроводе? Львиная доля существующих сегодня в России общественных объединений, которые должны вроде как отражать чаяния общества, — откровенные «кванги», «quasi non-government organization», пользуясь уже давно известными терминами мировой политологии, без поддержки государственных грантов или спонсоров-олигархов не способные прожить ни года. В выход на митинги люди не верят, за вилы и топоры браться пока не спешат — хоть какая-то польза от революционного двадцатого столетия. Куда же бедному крестьянину податься? Пока только во «Внутреннюю Монголию» — политическую апатию, социальный эскапизм, уныние и едкий цинизм.

Между тем, самая очевидная модель самоорганизации и сопротивления злу ненасилием — правовая — так и не востребована в нашей стране. Обществу не хватает народных юристов, правовой культуры и банальной грамотности. Есть ли сегодня в России люди, подобные нашему земляку, троичанину Федору Плевако? Отчасти есть, и это, при всей их колючести и неприятности для государства, его же, государства, главная прививка от продолжения века революций.

Колонка подготовлена специально для рубрики "Особое мнение Челябинск", DK.RU

Самое читаемое
  • Индийский врач, узнав о чудо-аппарате из Екатеринбурга, немедленно прилетел в РоссиюИндийский врач, узнав о чудо-аппарате из Екатеринбурга, немедленно прилетел в Россию
  • Паника закончилась? Что будет с курсом рубля в ближайшие неделиПаника закончилась? Что будет с курсом рубля в ближайшие недели
  • Свердловские застройщики с 2025 г. будут платить налог на непроданные квартирыСвердловские застройщики с 2025 г. будут платить налог на непроданные квартиры
  • Застройщики Екатеринбурга третьи сутки бьются за участок под КРТ на Московской горкеЗастройщики Екатеринбурга третьи сутки бьются за участок под КРТ на Московской горке
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.