«Толкаться локтями — это всегда плохо», — Олег Сиротин, парк спорта и туризма «Тургояк»

О том, насколько прибылен туристический бизнес на Южном Урале и какие преимущества может извлечь регион из проведения в Челябинске саммита ШОС, Олег Сиротин рассказал в интервью DK.RU.

Жизни не хватит, чтобы  все воплотить

Национальный парк спорта и туризма «Тургояк» объединяет ГЛК «Солнечная долина», клуб-отель «Золотой пляж», курортный поселок Sunny Valley и другие объекты. Реализация проекта ориентировочной стоимостью 140 млн. евро рассчитана до 2020 г.

- Помните, как все начиналось?

Восемнадцать лет назад здесь не было ничего, только горы и лес. И если бы кто-то сказал, что на этом месте появится современный горнолыжный курорт, на котором будут проходить этапы Кубка мира, я бы сам не поверил никогда и рассмеялся только. Но, как показала жизнь, вполне реально пройти этот путь – и не только государственным монополиям, но и простым маленьким компаниям. Было бы желание.

Сейчас в международном календаре спортивных событий до 2022 года распланировано, что ежегодно два этапа Кубка мира проходят в Миассе. И ни санкции, ни решение о том, что международные спортивные соревнования не будут проводиться в России, пока не будут решены вопросы с антидопинговым лабораторией, на это уже не повлияют. С президентом уже обсуждалось предложение о том, чтобы Россия поборолась за право проведения в Миассе Чемпионата мира по фристайлу и по сноуборду. Это не просто рядовые соревнования — чемпионат фактически считается малыми Олимпийскими играми, порядка тридцати комплектов медалей разыгрывается — более четверти всего олимпийского медального зачета.

«Толкаться локтями — это всегда плохо», — Олег Сиротин, парк спорта и туризма «Тургояк» 1

Олег Сиротин с отцом, Юрием Васильевичем Сиротиным, заслуженным тренером СССР, и дочерью Екатериной на Олимпиаде в Пхенчхане

- А как возникла идея национального парка спорта и туризма «Тургояк»?

- Было желание объединить самые красивые места Южного Урала: Тургояк, Зюраткуль, Таганай. Не все получилось с наскока, но сегодня мы эту идею не бросили, просто трансформировали в конкретный проект: это пешеходная и велосипедная тропа, которая соединяет «Солнечную долину», Тургояк и Златоуст – биатлонный комплекс и нацпарк «Таганай». Проект в движении, сейчас находится на рассмотрении у губернатора, и, надеюсь, запустим уже осенью.

Просто хотелось создать место, где люди живут несколько иной жизнью. Совершенно необязательно, что они каждый день катаются на горных лыжах. Главное — это среда: красивая природа, чистый воздух, горы, озера и люди: активные, улыбчивые, молодые, которые все время находятся в движении. Попав в такое окружение, сам вдруг начинаешь замечать, что стал больше успевать. Благо, сейчас средства коммуникации позволяют многие рабочие вопросы решать дистанционно, без ежедневного нахождения в офисе. Иными словами, мы пришли к идее, что для людей надо создавать, не скажу, что райское место, но то, которое олицетворяло бы их образ жизни и мышление.  Этот путь еще не пройден, но с каждым годом находится все больше единомышленников. Вот, сейчас начинаем строить большой, красивый отель – рассчитываем, что люди все больше времени будут проводить на курорте. Из-за не слишком хорошей экологической обстановки находиться в Челябинске всю неделю достаточно сложно, и выскакивать на два-три дня на курорт, набираться сил – и обратно — это, как мне кажется, отличный вариант.  К этому все идет. 100 км до Челябинска – это не расстояние. На поезде «Снегирь» можно добраться всего за полтора часа. Уверен, со временем Челябинск еще сильнее сблизится с курортом. И 230 км до Екатеринбурга – тоже не расстояние. Учитывая, что правительство одобрило строительство высокоскоростной магистрали Челябинск-Екатеринбург, время в пути еще сократится.

-Вы тренд на стремление жить не просто за городом, а фактически на курорте уже уловили?

- Да, первой ласточкой стал поселок Sunny Valley: построили 12 уютных шале из бруса. Это аппарт-отели, которые используются по принципу таймшера. Суть в следующем: собственник недвижимости может передать апартаменты в управление и получать доход за счет их сдачи в аренду. Все апартаменты уже укомплектованы мебелью, техникой – владельцам остается только шторки повесить. Сервис отлажен: не нужно мыть посуду или пылесосить, придет горничная и все приберет. А если кто-то из отдыхающих  что-то сломает, испортит – управляющая компания за свой счет все отремонтирует или установит новое. Таким образом, владельцы апартаментов получают готовую бизнес-единицу и зарабатывают до 10% от суммы вложенных средств каждый год. Это реальные деньги, которые можно положить себе в карман – по нынешним временам это неплохой инвестиционный доход, который значительно превышает ставку по банковским вкладам. Плюс сама недвижимость, которая тоже потихонечку растет в цене. Так что бизнес-проект получился удачный.

- Что нового появится в этом году?

- Недавно установили на озере вейк-лебедку, зарыбливаем водоемы, чтобы можно было посидеть в выходные с удочкой. Спроектировали SPA-комплекс с круглогодично действующими бассейнами под открытым небом – думаю, приступим к строительству в следующем году.

- А сам поселок планируете расширять?

- Да, разработан генеральный план развития территории, подготовлена градостроительная документация – потенциально Sunny Valley может стать поселком на 10-12 тысяч жителей.

- Это будет только малоэтажное жилье?

- Нет, планируем возвести семиэтажный спорт-отель «Резиденц» на 140 апартаментов: с огромными панорамными окнами, из которых открываются совершенно фантастические виды на горы — весь Урал перед глазами. Так что планов громадье. Боюсь, моей жизни не хватит, чтобы  все воплотить. Но, к счастью, дочери готовятся семейный бизнес перенять. Старшая, Александра, уже сегодня руководит «Золотым пляжем». Младшая, Полинка, месяц назад поступила в швейцарский университет на факультет туризма, через три года станет первоклассным дипломированным специалистом по управлению гостиничным и ресторанным бизнесом.

- Ее вдохновляет перспектива вернуться на Южный Урал и развивать семейный бизнес, когда, по сути, перед ней открывается весь мир?

- Да, вот прилетела в пятницу на каникулы – а в субботу с утра уже на снегоходе, и два дня по всему Уралу колесила. Вырос человечек, который выбирает движуху. Так что за «Солнечную долину» я спокоен: дети подхватят, достроят.

«Толкаться локтями — это всегда плохо», — Олег Сиротин, парк спорта и туризма «Тургояк» 2

Олег Сиротин с младшей дочерью Полиной на Кубке мира в Миассе

Тургояк – народное достояние, но должны быть и частные пляжи

Туристический кластер «Синегорье» создан в Челябинской области в 2015 г. для развития рекреационного, спортивного, культурно-познавательного, экологического и делового туризма. В феврале 2018 г. стало известно о планах создания еще двух туристических кластеров — «Южный» и «Северный», с которыми регион получит возможность войти в федеральную целевую программу по развитию туризма.

- На Южном Урале, кроме живописных гор и озер, есть Аркаим, в Чебаркуль упал метеорит – почему же нет сильного туристического бренда, который бы прославил регион?

- Челябинская область – все-таки в первую очередь промышленный регион, и приоритетное внимание правительство уделяет развитию промышленности. По сути дела, никто еще и не начинал всерьез заниматься раскруткой туристических брендов – Аркаима, Тургояка, Таганая. Понемножечку, в частном порядке. Но государственной программы по созданию туристических брендов нет.

- По сути, парк «Тургояк» вполне вписывается в концепцию модного понятия кластера в туристической сфере. Тоже старались поймать тренд?

- Я, честно говоря, до сих пор толком-то и не знаю, что такое этот самый кластер. Так что не буду понтоваться. Я так скажу: действовать сообща всегда выгоднее и результативнее, чем в одиночку. И если на озере есть несколько хороших отелей, есть горнолыжный комплекс, то разумно выдать комплексный туристический продукт с максимальным наполнением.

- Ну, хорошо, у вас вот получилось сделать красивый курорт, но большая часть санаториев и здравниц Южного Урала, будем откровенны, не выдерживают никакой критики. С этим что делать?

- Я бы их не критиковал, потому что они построены 50 лет назад, там все еще по советскому укладу, а зачастую и руководство не менялось с тех времен. Но я точно знаю: те, кто все-таки перестроился, предоставляют услуги достаточно высокого уровня. Когда есть люди, которые, условно говоря, готовы вваливать – и не только деньги, но и силы, время, то изменения не заставят себя ждать.

- Откуда такими людям взяться? Туризм, насколько я понимаю, не самый доходный вид бизнеса?

- На самом деле не просто не самый доходный, а один из самых инвестиционно емких. И при этом сложный в плане сервиса – приходится все время с людьми общаться, а у нас все-таки воспитание еще немножко заводское.

«Толкаться локтями — это всегда плохо», — Олег Сиротин, парк спорта и туризма «Тургояк» 3

С известным путешественником Федором Конюховым Олег Сиротин участвовал в парусной регате и в полете на шаре

- Жители Миасса привыкли воспринимать Тургояк как народное достояние, и частные пляжи часто вызывают негодование – вот, барыги, на святое покусились. В то же время дикие пляжи завалены мусором. Как найти компромисс интересов?

- Тургояк – это, безусловно, общее достояние, но должны быть как зоны общественного пользования, так и частные пляжи. И в этом смысле «Золотой пляж» в большей степени до сих пор еще зона общественного пользования, он открыт для всех, но в хорошие солнечные дни иногда приходится ограничивать вход, когда нагрузка на территорию выше допустимой. Толкаться локтями – это всегда плохо. И в связи с этим люди и выдумывают разные истории, от обиды. Но городской-то пляж есть, и открыт для всех – тот же самый Тургояк. Просто там нет раздевалок, лежаков с зонтиками, нельзя отдохнуть на веранде ресторанчика.

- А история, когда практически на городском пляже выросли типовые панельные многоэтажки?

- Наверное, это камень и в мой огород, раз я строю на берегу озера семиэтажный апарт-отель. Но если обратиться к истории – что там было раньше,  на этом самом месте? Стояла угольная котельная и восемь бараков, где жило двести неприкаянных людей, главным источником доходов которых было самогоноварение. Вот это наследие эпохи перестройки досталось мне. Сегодня нет котельной, которая коптила небо, вместо страшных бараков – красивые корпуса, и канализация перекачивается в городские очистные сооружения. Когда сравниваешь: что было и что стало, есть возможность сделать определенные выводы.

Ну, а девятиэтажки на пляже – вполне объяснимое желание бизнеса взять хорошее место и выжать максимальную прибыль. Плохо, что потом бросили и забыли, переключившись на другие бизнес-проекты.

- Как у вас в целом отношения с местной властью? Мне кажется, как со времен Григориади началась чехарда, так и идет.

- Я отвечу начистоту: Григориади – один из лучших руководителей, которые были в городе. Я в то время только начинал бизнес. Он достаточно по-деловому ко всему относился, по-хозяйски, и в городе был порядок. Не буду критиковать последующих, каждый глава должен сам себе оценку дать: был при нем порядок в городе или нет. Но при Григориади – точно  был.

- А у вас не было амбиций стать главой Миасса?

- Когда-то я об этом думал. Но, слава богу, не пошел по этому пути. Потому что сегодня у меня гораздо больше возможностей сделать что-то для людей, нежели если бы я был главой города: нет там такого простора мыслей, руки связаны.

- Насколько я знаю, были планы по строительству ледового комплекса?

- Да, планы были и никуда не исчезли. Но бизнес на сегодняшний день не может себе позволить такие капитальные затраты. «Ночную лигу» в Сочи мы в прошлом году так и не выиграли, президентский грант не получили, так что со строительством ледового комплекса пока придется повременить.

Турецкие мини-отели — изначально провальная идея

В феврале 2018 г. в Челябинск приезжали представители турецкой компании Sarıdağlar, которые рассматривали свое участие в строительстве конгресс-холла на искусственном острове на реке Миасс к саммиту ШОС в 2020 г. В дальнейшем от этих намерений турецкие инвесторы отказались, но заявили о готовности построить сеть мини-отелей на уральских озерах.

- Планируете извлечь какие-то плюсы из проведения в Челябинске саммита ШОС?

- Во-первых, саммит  – это не пять дней. Предстоит определенная подготовка. Будут приезжать различные делегации в Челябинск, присматриваться к региону. Соответственно, один из наших неоспоримых козырей – красивейшая природа. Вряд ли кто-то из почетных гостей будет рваться на ознакомительную экскурсию по заводам, что они там не видели-то? А природу покажут обязательно. Поэтому считаю, что тут без Тургояка, без «Солнечной долины» точно не обойдется.

- А у вас есть, где принять глав государств?

- На острове Веры (смеется).

- Как относитесь к планам турецких застройщиков построить сеть мини-отелей на уральских озерах и привозить встречный поток туристов?

- Это изначально провальная идея. Турецких туристов здесь никогда не будет. По многим причинам. Турки как строители неплохие, но я сомневаюсь, что им будет интересно строить мини-отели: себестоимость достаточно высокая, рентабельность низкая – нет экономического фундамента у проекта. Если же это произойдет, то интересно, кто в конце концов за всю эту показуху заплатит.

- Модель развития въездного туризма в регионе – в принципе рабочая? Или же санаториям и базам отдыха стоит рассчитывать только на местных туристов?

- Как и в любой сфере бизнеса, важно правильно понимать свое место и предназначение. И я считаю, необходимо выстраивать туристический продукт прежде всего  для нашего, местного потребителя. Челябинская, Свердловская, Тюменская области, Башкирия, Курганская область – все это вместе больше 10 миллионов человек. В каждом регионе есть реально работающие производства, люди обеспечены и имеют возможность тратить деньги на отдых. Вот наш рынок. На Южном Урале никогда здесь не создать вторые Альпы с ошеломляющими видами, чтобы со всего мира съезжались туристы. Нет. Но в нашем регионе живет много людей, которые любят горы и снег. Для них и нужно работать, создавать красоту. По статистике, 85% людей, которые сегодня приезжают покататься на «Солнечную долину» - в возрасте до 30 лет. Это просто здорово! Значит, потихонечку что-то будет меняться в стране, все больше людей будут выбирать активный отдых.

- Кризис как-то сказался на турпотоке?

- На «Солнечной долине» спада не было никогда, даже в самые острые кризисы. Было небольшое замедление динамики развития самого горнолыжного комплекса. Это да. А спада продаж – нет. Только погода влияет: если мороз тридцать градусов с лишним – нереально кататься. Снег мы делаем сами, это не проблема. На «Долине» каждый год идет приток новых клиентов, динамика достаточно хорошая — 15% в год как минимум прирастаем.

- Ну, и напоследок о наболевшем: когда появится хорошая дорога у озера Тургояк? И нужна ли она в принципе?

- Вдоль озера, может, и нужна, а вокруг – точно нет. Моя позиция: есть освоенный восточный берег и дикий западный, и дай бог, чтобы это всегда оставалось именно так. Пусть пол-озера будет законсервировано для будущих поколений. Проект строительства дороги к «Золотому пляжу» есть и уже прошел экспертизу. Как только туристический кластер «Синегорье» получит финансирование, дорога будет проложена – это позволит снизить автомобильный трафик через городской пляж.   

Подписывайтесь на CHEL.DK.RU в Яндекс.Дзен и Яндекс.Новости. Самое важное о бизнесе — в email-рассылкe. А еще нас удобно читать в Telegram и ВКонтакте.

Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.