Страховые компании

эксперты Нина Истомина директор южноуральского филиала СК «Альфастрахование» Сергей Кокорин заместитель директора филиала ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота» в Челябинске Владимир Комиссаров з

Челябинский страховой рынок развивается преимущественно за счет страхования покупаемых в кредит автотранспорта и недвижимости. Банки помогают страховым компаниям зарабатывать деньги, побуждают совершенствовать технологии продаж и открывать новые офисы. А государство, ужесточая требования к игрокам рынка, ставит страховщиков перед выбором: выходить из бизнеса или укрупняться. Сколько компаний останется на страховом рынке через полгода?
Как страховщики повышают эффективность розничного направления?
Сколько агентов должно быть в штате страховой компании в Челябинске?

эксперты

Нина Истомина
директор южноуральского филиала СК «Альфастрахование»
Сергей Кокорин
заместитель директора филиала ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота» в Челябинске
Владимир Комиссаров
заместитель директора челябинского филиала ООО «Группа Ренессанс Страхование»
Юрий Локтионов
директор челябинского филиала страховой компании «Энергогарант»
Сергей Лопаткин
директор челябинского филиала «Военно-страховой компании»
Александр Ромашов
начальник отдела маркетинга страховой компании «ЮЖУРАЛ-АСКО»
Людмила Суровцева
директор челябинского филиала ЗАО «Страховая группа «УРАЛСИБ»


Пять лет назад в Челябин­ской области работало около 50 страховых компаний. Сегодня  84. Среди них страховщики из Москвы, Екатеринбурга, Тюмени, Тольятти, Новосибирска, Перми и даже Ханты-Мансийска. По словам директора южноуральского филиала СК «Альфастрахование» НИНЫ ИСТОМИНОЙ, региональный страховой рынок растет как снежный ком: «Например, в Магнитогорске, по статистике, на каждого жителя, включая младенцев и пенсионеров, приходится по три автомобиля. Машины продаются в кредит, а где кредит, там и страхование».


Банки развивают страхование

По данным Минэкономразвития Челябинской области, за девять месяцев 2006 г. количество со­бранных на Южном Урале страховых премий выросло на 35% (см. «Статистику» на стр. 28). Заместитель директора челябинского филиала ООО «Группа Ренессанс Страхование» ВЛАДИМИР КОМИССАРОВ говорит, что основным локомотивом роста стало имущественное страхование. Три четверти его объема составило страхование купленного в кредит автотранспорта. «Количество автомобилей на душу населения за последние 2-3 года идет чуть ли не к удвоению. При этом где-то 40-50% машин покупают в кредит. Обязательное условие его получения в банке  страхование приобретаемого автомобиля»,  объясняет эксперт. По этой же причине увеличивается и объем сборов по договорам обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО). За девять месяцев 2006 г. по сравнению с аналогичным периодом 2005 г. он вырос на 29%. При этом, по словам заместителя директора филиала ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота» в Челябинске СЕРГЕЯ КОКОРИНА, прибыльность ОСАГО находится на сравнительно низком уровне и продолжает падать. Поэтому некоторые страховщики, набравшие по этому виду страхования значительный портфель, ищут инвесторов, для того чтобы сохранить свой бизнес, что, естественно, и не афишируется.


Другим «локомотивом» развития рынка имущественного страхования выступает ипотечное страхование. Массовый спрос на этот страховой продукт сформировался в 2006 г. Владимир Комиссаров говорит, что в официальных источниках статистической отчетности данных по ипотечному страхованию нет. По сути это комплекс из трех страховых продуктов: страхование титула (права собственности), жизни заемщика и недвижимости. Судить о масштабности изменений ситуации можно только лишь по результатам работы отдельных игроков. Так, например, в челябинском филиале «Военно-страховой компании» произошел двукратный рост. Суммарная ответственность по договорам ипотечного страхования составила около 7 млрд руб. В челябинском филиале «Альфастрахования» ипотека в настоящий момент приносит до 1 млн руб. в месяц. По словам заместителя директора челябин­ского фили­ала ЗАО «Страховая группа «УРАЛСИБ» ЛЮДМИЛЫ СУРОВЦЕВОЙ, о прибыльности ипотечного страхования пока говорить рано. Все договоры долгосрочные, заключаются на 15-30 лет. По ее наблюдениям, титульное страхование в Челябинске не практикуется. Среднерыночная стоимость страхования жизни заемщика в зависимости от пола и возраста составляет 0,26-4% от суммы кредита, а средняя стоимость страхования квартиры  0,18-0,4%. А по словам директора челябинского филиала «Военно-страховой компании» СЕРГЕЯ ЛОПАТКИНА, ипотечная страховая программа с каждым годом становится все менее рентабельной. С одной стороны, происходит естественный прирост уровня выплат в связи со стабилизацией портфеля договоров. С другой  по мере повышения уровня доступности ипотечных кредитов возрастает вероятность наступления страхового случая. В филиале уже есть заявления на выплату возмещения по договорам ипотечного страхования на сумму более 1 млн руб.


Для того чтобы использовать тренд покупки собственности в кредит, страховые компании выстраивают отношения с кредитными организациями, разрабатывают новые технологии продаж страховых услуг. Компаниям, работающим на этом рынке, необходимо пройти аккредитацию при банках, договориться о продаже своих полисов в кредит. Стандартом таких технологий являются страховые программы В2В, обеспечивающие прямые электронные продажи полисов в офисе банка или авто­салоне. Одновременно с этим информация о выписанном «на месте» полисе попадает в общероссийские базы банка и страховщика. «При этом все компании, которые поймали ветер в паруса на этом рынке, стремятся добиться еще и увеличения объемов добровольного страхования за счет кросс-продаж, предлагая страхователю второй, третий страховой продукт»,  говорит Владимир Комиссаров.


Компании стремятся повысить эффективность работы на рынке добровольного страхования за счет реализации коробочных продуктов, то есть таких страховок, покупка которых не требует сложных и длительных консультаций, согласования с директором и головным офисом. Например, страхование квартир делят на три сегмента: люкс, престиж и оптима. Первый для клиентов, которые хотят застраховать не только квартиру, но и сопоставимый с ней по стоимости евроремонт, требуют максимально простых и быстрых выплат и готовы платить за страховку много. Второй для тех, чье жилье попроще, и кто готов довольствоваться менее комфортными условиями выплат. И третий сегмент для тех, кто хочет платить за страховой полис минимальную цену. По словам Владимира Комиссарова, тенденция последних полутора лет в том, что многие компании выходят на рынок страховой розницы, выводя на рынок новые коробочные продукты, созданные по принципу конструктора. Такие коробочные продукты подходят большему числу страхователей, так как позволяют добавлять или убирать некоторое количество опций, изменяя тем самым цену страхового полиса.


Для успешного освоения розничного сегмента страховщики увеличивают количество дополнительных офисов продаж, по сути, создавая новую сеть распространения продуктов. По наблюдениям г-на Комиссарова, в этом направлении действуют практически все крупные федеральные компании. Свои новые точки компании предпочитают открывать в отдаленных от делового центра районах города, как можно ближе к домам потенциальных клиентов. На открытие одного офиса уходит примерно 150-200 тыс. руб. разовых вложений. По словам Сергея Кокорина, оптимальное для той или иной компании количество точек продаж в первую очередь определяют способности руководителя и численность квалифицированного персонала. Например, в Москве может быть открыто около десятка продающих офисов, а, к примеру, в Екатеринбурге  только один. «Поэтому здесь главное  высокопрофессиональные специалисты. В Челябинске будет достаточно и нескольких офисов»,  убежден г-н Кокорин. В настоящее время он ведет переговоры о деловом сотрудничестве с рядом челябинских сетей страховых агентов и активно ищет ценных профессионалов. Развивая розницу, филиал «Спасских ворот» готов прибавить к своему штату еще порядка 50 человек, включая 5-6 «супер-агентов» . Политика головной организации «Спасских ворот»  поощрительные мероприятия для агентов на момент перехода в компанию. В целом, по мнению Сергея Кокорина, на одну тысячу жителей достаточно одного квалифицированного агента.


Тенденцией 2006 г. в страховом ритейле стало бурное развитие накопительного страхования жизни. По словам Сергея Лопаткина, в челябинском филиале «Военно-страховой компании» объем премий по этому виду страховок вырос на 70%: «Если в 2006 году «жизнь» в филиале продавало около 10 агентов, то в этом  25. Количество договоров выросло почти в три раза». По данным Сергея Кокорина, в среднем по рынку объем сборов по долгосрочному страхованию жизни в 2006 г. увеличился на 80-90%. Компании активно занимаются страхованием жизни, так как заинтересованы в привлечении «длинных» денег. Привлекаемые на 50-70 лет ресурсы позволяют страховщикам инвестировать в долгосрочные и, как правило, более доходные проекты, например, в коммуникации или дорожную инфраструктуру.


Страховой бизнес укрупняется

За последний год, по информации Минэкономразвития Челябинской области, число работающих в регионе филиалов иногородних СК увеличилось на 16% (см. «Статистику» на стр. 23). А количество регио­нальных страховых компаний, напротив, уменьшилось примерно на треть. По словам экспертов, численность региональных страховщиков сокращалась в результате государственного регулирования. Владимир Комиссаров: «Некоторые компании разорились. Часть была создана для определенных операций, исполнила свою роль и потихоньку умерла. Но большинство игроков были вынуждены уйти, так как не соответ­ствовали государственным требованиям финансовой устойчивости».


Процесс поэтапного увеличения капитала страховых организаций начался три года назад. На его первом этапе, который завершился 1 июля 2004 г., страховщики должны были сформировать уставный капитал в размере не менее 10 млн руб. для страхования имущества, 20 млн руб. для страхования жизни и 40 млн руб. для перестрахования. Выполнить эти требования смогли далеко не все, Федеральная служба страхового надзора (ФССН) ото­звала по всей России 253 лицензии. На втором этапе, который закончился 1 июля 2006 г., требования к капитализации повысились в два раза, как следствие, своих лицензий лишились еще 133 страховых организации. Последняя фаза увеличения капитала завершается 1 июля 2007 г. После этой даты уставный капитал страховщика «не-жизни» должен составлять не менее 30 млн руб., для страховщика жизни  60 млн руб., для перестраховщика  120 млн руб. Владимир Комиссаров говорит, что очередное ужесточение требований к капиталу заставит еще 200-400 игроков покинуть российский страховой бизнес. «ФССН обещала чуть ли не ежемесячный мониторинг качества активов страховщиков. Если на конец года еще можно придумать определенные манипуляции и формально соответствовать всем требованиям, то при квартальной отчетности это становится делать тяжело, а в режиме предоставления отчетности по первому требованию  невозможно»,  уверен г-н Комиссаров. Начальник отдела маркетинга страховой компании «ЮЖУРАЛ-АСКО» АЛЕКСАНДР РОМАШОВ предполагает, что к середине 2007 г. количество игроков российского страхового рынка уменьшится на 6-7% (по итогам III квартала 2006 г. в Государст­венном реестре страховщиков числи­лась 921 страховая организация).


По словам Нины Истоминой, проблема увеличения уставного капитала актуальна прежде всего для небольших региональных страховщиков: «У национальных компаний уставный капитал крупный. Большинство из них входят в финансовые холдинги, группы, где присутствуют банки и предприятия». По мнению директора челябинского филиала страховой компании «Энергогарант» ЮРИЯ ЛОКТИОНОВА, «малыши» будут либо отказываться от бизнеса, либо сливаться с крупными страховщиками, либо все-таки найдут возможность увеличить капитал. Топ-менеджер челябинского филиала одной из крупных российских страховых компаний на условиях анонимности рассказал «ДК», что из всех южноуральских страховых фирм для покупки интересны только три: «ЮЖУРАЛ-АСКО», «Северная казна» и «СКМ». Эти компании в отличие от остальных обладают сравнительно прозрачной экономикой и развитой сетью точек продаж.


По общему мнению экспертов, актуальные на сегодняшний день тенденции в ближайшем будущем сохранят свое развитие. Людмила Суровцева прогно­зирует, что объем автокредитования в 2007 г. вырастет на 20%, ипотечного  на 60-80%. Кроме того, в 2007 г. на страховом рынке появится новый сектор  страхование ответственности туроператоров. Его появление связано с инициативой законодателей, которые в конце 2006 г. приняли поправки к федеральному закону «Об основах туристической деятельности». Согласно поправкам каждый туроператор обязан иметь финансовое обеспечение своей деятельности в виде страхования ответственности или банковской гарантии. По мнению Владимира Комиссарова, этот сегмент смогут поделить только крупные страховщики (требуется открыть круглосуточный международный call-центр, создать соб­ственную ассистантскую компанию или заключить договор с уже существующей и т. д.). Скорее всего, он достанется компаниям, у которых туроператоры уже покупали полисы медицинской страховки выезжающих за рубеж. В Челябинске по объемам страхования туристов лидируют «Ингосстрах», «Военно-страховая компания» и «Спасские ворота». Г-н Комиссаров предполагает, что в новом сегменте филиалы этих компаний смогут ежегодно собирать $150-200 тыс.



Супер-агент  страховой агент ­с портфе­лем более $150 тыс.

Самое читаемое
  • «Работа в режиме «встань и иди» делает человека не героем, а пациентом гастроэнтеролога»«Работа в режиме «встань и иди» делает человека не героем, а пациентом гастроэнтеролога»
  • В январские праздники страна теряет 1 трлн руб. Зачем нам этот тормоз?В январские праздники страна теряет 1 трлн руб. Зачем нам этот тормоз?
  • Ищут МЧС, волонтеры и беспилотники: 13 туристов потерялись у горы ОслянкаИщут МЧС, волонтеры и беспилотники: 13 туристов потерялись у горы Ослянка
  • Товары на маркетплейсах получат «цифровую родословную»Товары на маркетплейсах получат «цифровую родословную»
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.