«Стать мэром Челябинска — это как пересесть на Lexus 570», — Евгений Тефтелев

«Стать мэром Челябинска — это как пересесть на Lexus 570», — Евгений Тефтелев
Иллюстрация: Администрация Челябинска

Челябинск можно сравнить с серьезным внедорожником, уверен Евгений Тефтелев: за рулем автомобиля градоначальник часто инспектирует работу дорожных служб и коммунального хозяйства.

О городском бюджете и отношениях с владельцами крупных промышленных предприятий, новом Генплане развития города и подготовке к проведению в Челябинске саммита ШОС в 2020 году, а также незатихающей борьбе с нелегальными маршрутчиками и ларьками с шаурмой в эксклюзивном интервью DK.RU рассказал глава Челябинска Евгений Тефтелев.

Как обстоят дела с бюджетом города, окажется ли он дефицитным по итогам года?

— Если провести сравнение с 2015 годом, когда я пришел в мэрию — это, как говорится, две большие разницы. Три года назад чистый дефицит бюджета города был более миллиарда рублей. Плюс кредитные обязательства еще на три миллиарда в коммерческих банках, причем под весьма высокие проценты. И долги по подрядам на дорожное строительство в предыдущие годы — еще около двух с половиной миллиардов. Это при том, что консолидированный бюджет муниципалитета — около 25 миллиардов.

Сегодня финансовая ситуация в городе несколько лучше: удалось, по крайней мере, рассчитаться по многим обязательствам, упорядочить бюджетную политику. Приоритеты не изменились, социальная направленность бюджета сохраняется. Год начинали с дефицита, около 500 миллионов рублей, но за полгода заработали эти деньги, вышли практически на нулевой баланс. Вместе с тем, расходная часть постоянно растет. В том числе из-за майских указов президента, на которые мы обязаны реагировать, воплощать в жизнь. Так что задача по наполнению бюджета не снимается, работа идет по всем направлениям. Что радует, средняя зарплата по Челябинску растет: если на конец прошлого года она была около 36 тысяч рублей, то сейчас уже перевалила за сорок. Значит, бизнес развивается. Упорядочилась и ситуация с земельным налогом, это, как и НДФЛ, немаловажная составляющая бюджета города. Выстроена система по арендным платежам, использованию имущества города, земли. Особых достижений пока нет, но, по крайней мере, снижения размеров платежей тоже не происходит.

А такой риск был?

— Многие крупные предприятия шли по пути оптимизации расходов — из-за многочисленных случаев переоценки земельных участков город терял по 800-900 миллионов рублей. Но эти времена остались в прошлом, сегодня наполнение по земельному налогу заметно улучшилось.  

Как в целом складывается диалог с крупными промышленниками?

— В рамках тех задач, которые ставит губернатор, мы работаем с бизнесом, есть общественные организации — собираемся, обсуждаем проблемные вопросы. Сегодня разработана целая дорожная карта, начиная от сроков реализации различных обращений — и по земле, и по получению разрешений на строительство, и заканчивая другими аспектами, где также явно прослеживается положительная тенденция. Это, безусловно, сказывается и на рейтинге инвестиционной привлекательности и области, и Челябинска.

Исторически сложилось, что в центре Челябинска достаточно много больших промзон. Екатеринбург, на который мы часто равняемся, сегодня активно проводит редевелопмент территорий бывших заводов, пускает их под жилищное строительство. Челябинск учитывает этот опыт?

— Действительно, мы многое делаем с оглядкой на Екатеринбург, где-то по пути идем. Но чтобы решить, как грамотно использовать бывшие промзоны, необходимо для начала утвердить Генплан развития города, определить зональность. Сегодня мы уже, учитывая экологическую обстановку в городе, меняем подход: появилось много зон, где могут быть только зеленые насаждения. Запрещаем строительство торговых комплексов на газонах. И скверы, парки постепенно возрождаются: Никольская роща, парк Северо-Западный, Плодушка, пруд Девичьи слезы, сквер на площади Павших революционеров — вы только посмотрите, сколько мы за последнее время в рамках реализации программы «Городская среда» удалось реанимировать. Сегодня практически в каждом районе города есть свой парк.

Каким должен быть центр города: сохранять ли только историческую застройку или допустимо строительство современных высотных зданий? Как быть с полуразрушенными, обгоревшими остовами деревянных купеческих домов?

— Это все культурное наследие, и сегодня мы прямо говорим бизнесу: если есть интерес к историческим зданиям, то общий облик должен быть сохранен. Это жесткое требование. Только реставрация, а не перестройка. Действительно, многие дома и на Цвиллинга, и на Труда надо бы реставрировать. Есть здания, которые находятся в частной собственности, в областной, федеральной собственности. Не припомню — есть ли те, что в собственности муниципалитета. На все, конечно, денег не хватает. Но нынешнее поколение челябинцев должно видеть, как выглядел город сто лет назад. Но тут много нюансов. Вот как с реконструкцией памятника Ленину на площади Революции вышло: долго готовились, а сегодня сколько вопросов возникает?! Или взять обвалившийся балкон в доме на пр. Ленина. Дом тоже относится к культурному наследию и потому требуется совершенно иной подход — мы уже полтора года пытаемся выйти на какие-то проектные решения, чтобы привести его в порядок.

Генплан развития Челябинска должен быть принят в 2020 году. Возможно, уже известны постулаты, которые лягут в основу?

— Важно найти компромисс: и стройка должна развиваться, и город должен расти, и зелень должна быть. Сегодня много вопросов возникает к уплотненной застройке, все это тянется уже с десяток лет. Мы столкнулись сегодня во многих новых микрорайонах. Вот это все генплан должен окончательно упорядочить: нормы размещения многоэтажек должны быть такими, чтобы людям было комфортно жить. Это очевидно.

Или вот много рассуждений звучит о том, почему в последние годы в городе туман, проветривания нет. Генплан предполагает привлечение всех профильных специалистов, которые должны дать в том числе и ответ на вопрос: насколько правильно, что Челябинск растет только на северо-запад.

Многие горожане возлагают большие надежды на проведение в Челябинске саммита ШОС. На ваш взгляд, что необходимо сделать в первую очередь для того, чтобы город преобразился?

— Во-первых, это река Миасс. Уже есть пример, когда участок набережной около Органного зала стал настоящей точной притяжения — даже молодые приезжают, фотографируются, значит, это востребовано. При поддержке федерального центра планируется очистка и заужение русла реки, вид совершенно будет другой. В городе нет ни одного крупного киноконцертного зала. Эта большая пирамида — конгресс-холл — предполагает наличие такого зала. Ну и в целом обновится вид города. И в первую очередь, пусть челябинцы, конечно, не обижаются, – это гостевые маршруты. Список улиц и мест, где наиболее часто бывают гости города, определен. Планируем продолжить высадку большого количества деревьев — в этом году высажено порядка 12 тысяч деревьев, осенью еще порядка 6 тысяч постараемся. Клумбы красивые по всему городу появились. Резко изменился подход к размещению наружной рекламы в городе: растяжки практически исчезли, а еще год назад ведь неба было не видно. Ларьки вот тоже…

С ларьками, правда, беда — их сносят, а через неделю они снова на этом месте стоят. Почему нельзя устроить «ночь длинных ковшей», как в Москве?

— При всем уважении мы — не администрация города Москвы, а Тефтелев — не Собянин, хотя мы тоже многое делаем для улучшения облика города. Москва – это же как отдельный регион фактически. Считаю, в борьбе с незаконными ларьками нельзя идти на крайние меры. Бизнес ведь тоже на месте не сидит, смотрит законодательство, ищет лазейки – мы снесли, а он под новым названием появляется. Многие предприниматели сегодня стремятся временные строения поставить на фундамент, потому что в таком случае для их сноса уже требуется решение суда, все затягивается по срокам и усложняется. Вместе с тем, есть и хорошие примеры, когда мы что-то сносим, и там больше ничего уже не появляется. Более того, сегодня есть установленные требования к нестационарным объектам и достаточно жесткие штрафы за нарушения. Не все так однозначно, но мы готовим бизнес к изменениям, в следующем году усилим работу по этому направлению. Взять, к примеру, ситуацию с киосками «Роспечати». С одной стороны, реально понимаем, что там свежая пресса продается, что она востребована горожанами, вместе с тем, это же тоже частный бизнес, и киоски не соответствуют сегодняшним требованиям к гостевым маршрутам. Надо как-то вопрос решать, находимся в диалоге. И уж конечно, если в «Роспечати» продаются только периодические издания — это один разговор, а если рядом торгуют картошкой или открывают кофейню — это совершенно другой разговор. Это, конечно, как правило, не в центре. Но даже и на площади Революции в киоске вместо газет и журналов кофейня была.

Подозреваю, что больше всего нареканий с точки зрения эстетики вызывает не «Роспечать», а трейлеры с шаурмой, которые врезаются в городские сети, не соблюдают никаких санитарных норм и собирают черный нал?

— Конечно! Я особого противодействия в этом направлении не вижу. Над этим в прессе часто иронизируют, но я считаю, главное — результат. А результат есть. Упорядочили. Сразу оговорюсь: я не против шаурмы. Но это должен быть законный бизнес. Чтобы все было безопасно. Поэтому мы продолжим двигаться в этом направлении. Недавно вот убедили предпринимателя убрать трейлер от памятника Курчатову — понятно, людей много, но там же памятник культурного наследия. Поговорили, нашли другое место — пусть стоит на здоровье, развивает бизнес.

Как будет развиваться маршрутная сеть общественного транспорта?

— Это длительный процесс. Нельзя за ночь все поменять. К тому же есть маршруты, которые прошли через торги, заключены договора на год, пять, семь лет. Как только истекает срок – уже можно отказаться от лишних, дублирующих маршрутов. Некоторые маршруты уже приказали долго жить, к примеру, девятый и шестьдесят четвертый. Правда, по ним до сих пор катаются нелегалы: мы в Челябинске не даем маршрут — идут в Копейск, Коркино, согласовывают маршрут «Копейск – Сосновка» и едут через весь город, собирают пассажиров. Но мы вместе с сотрудниками ГИБДД и контролирующими федеральными структурами решаем эту проблему.

В обновленной сети приоритет закреплен за общественным транспортом, прежде всего, за трамваями и троллейбусами. Необходимо развивать экологически чистые виды транспорта. Как только появились деньги, мы сразу приобрели десять автобусов на газомоторном топливе. Пытаемся участвовать в федеральных программах в части улучшения экологии города Челябинска, чтобы полностью обновить автобусный, трамвайный парк, закупить новые троллейбусы. Мы же столкнулись с проблемой, что муниципальные предприятия, занимавшиеся пассажирскими перевозками, были фактически в предбанкротном состоянии. Сегодня автобусное предприятие уже на пути завершения этой процедуры, городской электрический транспорт пока в процессе.

Благодаря Усть-Катавскому вагоностроительному заводу Челябинская область имеет уникальные компетенции, но почему-то трамвайная сеть в последние десятилетия не развивалась?

— Больше скажу: еще три года назад вообще звучали предложения ликвидировать троллейбусы, ограничить хождение трамваев. Общественный транспорт в любом случае предполагает в той или иной мере дотирование. Сегодня реальная стоимость проезда в трамвае или троллейбусе – 26-28 рублей, а билет стоит 23 рубля, а иногда и до 20 рублей опускается. И вот эту разницу надо компенсировать за счет средств муниципалитета. Кроме того, Челябинск — одна из немногих территорий, где есть право льготного проезда на общественном транспорте для отдельных категорий. Это тоже надо учитывать. В совокупности это ежегодно обходится городскому бюджету в значительную сумму — 450-500 миллионов рублей. Надо стремиться к рентабельности, завоевывать пассажирские потоки. Конечно, если к остановке подходит трамвай и «газелька», то пассажиру кажется, что на маршрутке он доедет быстрее, а стоимость проезда одинаковая.

Дальнейшее развитие трамвайной сети в городе возможно только с участием инвестора, потому что предполагает достаточно серьезные вложения, которых в бюджете города просто нет. Почему бы не запустить трамваи в новые отдаленные жилые микрорайоны? Мы мыслим об этом, есть даже проекты. Но трамвай стоит 22-24 миллиона рублей, хороший автобус – 4-6 миллионов рублей, а «Газель»? Вот и все. Чтобы обновить парк в 150 трамваев, которые сегодня ходят по маршруту, потребуется миллиард. Есть гораздо более неотложные затраты. К слову, на дороги в этом году миллиард потратили. Теперь надо идти во дворы. Хорошо, есть федеральная программа «Городской двор» — в прошлом году сделали 160 дворов, в этом — 140. А сколько еще дворов, где нет ни игровой площадки, ничего?

Недавно стало известно о том, что гендиректор «Мегаполиса» Александр Одольский презентовал проект благоустройства набережной.

— Действительно, это место надо закончить, облагородить.

А то, что вместо Сада камней появится шумный парк с аттракционами, вас не смущает?

— Дети! Ключевое слово — дети! Поблизости же нет жилых домов, шум никому не помещает. Миасс должен стать любимым местом для прогулок горожан. В городе много мест, где взрослые дяди и тети могут погулять, а ни одного большого детского развлекательного центра нет. И идея Одольского не была бы поддержана на инвестиционном совете при губернаторе, если бы речь не шла о детях. А то, что шумно — ну и хорошо!

Челябинску невероятно повезло в том плане, что практически в центре города есть реликтовый бор. Но на «тропе пенсионеров» в выходные не протолкнуться. Нет ли замыслов «связать» бор мостиком с его другой частью, которая находится по другую сторону от скоростной улицы Худякова, пешеходным мостиком?

— Такие планы есть, более того, сейчас рассматриваются сразу три проекта надземных пешеходных переходов – через улицу Братьев Кашириных, улицу Кирова и улицу Худякова. Сегодня там есть обычный пешеходный переход, но трафик настолько большой, что это создает пробки. И если убрать светофор, и автомобилистам, и пешеходам будет комфортнее. Но надо понимать, что правая часть парка, которая примыкает к Шершням — это фактически уже не бор. Это территория, предназначенная для расширения автодороги в сторону плотины, так как не хватает трафика в новые микрорайоны. И мы сегодня эти деревья убираем.

Не так давно комитет по градостроительству выступил за запрет на строительство панельных домов вдоль главных улиц, гостевых маршрутов и скверов. Что вы думаете на этот счет?

— Схема обсуждаемая, надо смотреть. Есть рациональное зерно. Действительно, от панелек нужно постепенно уходить. Но это не значит, что следует прямо сейчас от них отказаться. К тому же технологии строительства не стоят на месте, и в новых микрорайонах я вижу такие красивые дома, что если бы мне не сказали, что это панель, я бы и не подумал. Так что панелька панельке рознь.

Челябинск часто упрекают в запущенности: кучи грязи зимой, некошеная трава летом. В чем причина: это недостаток финансирования или недоработка коммунальных служб?

— И то, и другое. Конечно, финансирования хватает не на все благоустройство. Если речь о траве — не собираюсь заступаться за районные администрации, но в этом году действительно шли обильные дожди — так быстро все растет, что не успеваем косить. Николай Николаевич Цуканов (полномочный представитель президента в Уральском федеральном округе — прим. ред.) справедливое замечание сделал: в Металлургическом районе на трамвайных путях забыли траву скосить. На предприятии идет процедура финансового оздоровления, и потеряли трамвай, который этим делом занимается. Слава богу, встрепенулись, нашли, он сейчас носится по городу. Но есть и элемент разгильдяйства. Есть. Понятно, что есть глава района, в ведении которого — буквально все. Ведь самое интересное, что районы сегодня вроде как получили самостоятельность: у каждого теперь своя дума, свой бюджет, отделы по благоустройству, приличное количество специалистов в штате. И, конечно, главам районов виднее, что какая-то остановка общественного транспорта пришла в негодность — приди в Управление дорожного хозяйства, скажи! Нет, сидим, ждем. Сейчас вот установили порядка 70-80 новых остановочных комплексов, а к саммиту ШОС и БРИКС должны вообще все остановочные комплексы в городе – их порядка трехсот — поставить новые, уже проект одобрен. Опять же сразу возникает вопрос: кто должен следить за их обликом? Снова создавать какую-то отдельную структуру, выделять на это бюджетные средства? Мы же наклейки не успеваем сдирать. Конечно, удобно: идет с сада человек, наклеил по пути объявление: «Продам лопату, телефон такой-то». Что, нельзя на проходной повесить? А бригада волонтеров вынуждена выезжать раз в неделю: чистят, стирают, подкрашивают.

А вообще почему-то общественное мнение формируют люди, которые, складывается такое впечатление, просто ходят по городу и специально выискивают грязь, чтобы раструбить в соцсетях. Увидели кучу мусора и сразу: Челябинск — помойка, все плохо, надо валить, чиновникам позор. К сожалению, мало в городе людей, которые замечают красивую клумбу и начинают это тиражировать. Поэтому и складывается однобокая картина. А ведь взять тот же проспект Ленина — то, как он выглядел три года назад и сейчас — это же небо и земля. Много позитивного, но, к сожалению, это мало кто замечает. После выходных — как Мамай по улицам города прошел: пустые пивные бутылки, окурки… Это что, приезжие мусорят? Да, власть за все отвечает, нет вопросов. Но чем лучше и бережнее относиться ко всему, что нас окружает, тем самим приятнее в городе будет жить. А то все на Европу кивают, а там уровень воспитания и культуры все-таки другой.

Иногда возникает недопонимание из-за нехватки достоверной информации. Вот, подняли шум из-за строительства новых подземных переходов. Но на самом-то деле сегодня рисуется два варианта проекта: подземный и надземный переход, и какой окажется выгоднее со всех точек зрения, тот и победит. Что, думаете, Тефтелеву не хочется 750 миллионов для города сэкономить? Но загвоздка-то в том, что решение принимаю не я единолично. Побеждает проект, принятый большинством голосов, и всегда остаются недовольные.

А вы часто ездите по городу?

— Часто. Если на служебном автомобиле, то маршрут, конечно, заранее известен. Но нередко по вечерам и сам сажусь за руль. Живу я в районе Теплотеха, иногда маршрут пролегает в центр, иногда – на хоккей или футбол. Наша футбольная команда наконец-то начала показывать неплохие результаты, почему бы не поддержать? Выбираю маршрут, чтобы своими глазами посмотреть, сделано что-то или нет. Асфальт на проспекте Ленина положили? А колодцы сделали? Нет. И сразу задать вопрос ответственному: когда? Бывает, выедешь на проспект Победы и едешь чуть ли не до самого Кременкуля, смотришь по сторонам, обратно разворачиваешься — и по Комсомольскому проспекту. И попутно сразу набираешь главу района: тут остановка совсем покосилась, а там все рекламными объявлениями заклеено.

Мне есть, с чем сравнивать. Магнитогорск — хороший промышленный город. 400 тысяч. Если провести аналогию — это верткий автомобиль, вроде Toyota RAV4, а Челябинск — это уже серьезный Lexus LX 570. Миллион двести жителей, территория громаднейшая, семь районов, и каждый – почти двести тысяч жителей.

Может быть, имеет смысл сделать более дробное деление на районы, чтобы у глав администраций хватало на все внимания?

— Мы сделали первый шаг, сохранили 170 депутатов, хотя разные мнения на этот счет высказывались. Но это единственный рычаг для того, чтобы сохранить диалог с жителями. За каждым из депутатов — три-четыре тысячи избирателей. Я езжу сейчас, принимаю дворы в рамках проекта «Городская среда» — приятно, жители домов знают своего депутата. Если он не работает — все, до свиданья. А если работает — изберут, даже если он сам не захочет. Подобный подход, конечно, радует. А административное деление дробить не вижу смысла. Конечно, оптимальный район — не более 100-120 тысяч жителей, и с этой точки зрения есть перебор, но это уже сложившаяся структура. Да и новые затраты ни к чему.

Самое читаемое
  • Первые новые «Москвичи» начнут продавать в феврале. Кто стал дилерами в Челябинске?Первые новые «Москвичи» начнут продавать в феврале. Кто стал дилерами в Челябинске?
  • На месте рынка в Челябинске построят высотку с ТКНа месте рынка в Челябинске построят высотку с ТК
  • «Категорическое нет чипсам и попкорну — миф». Чем и как кормить современных детей«Категорическое нет чипсам и попкорну — миф». Чем и как кормить современных детей
  • Велопешеходный мост в Челябинске не построят к будущему Дню городаВелопешеходный мост в Челябинске не построят к будущему Дню города
  • Компанию, строившую челябинское метро, готовят к распродаже имуществаКомпанию, строившую челябинское метро, готовят к распродаже имущества
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.