«Стать мэром Челябинска — это как пересесть на Lexus 570», — Евгений Тефтелев

Челябинск можно сравнить с серьезным внедорожником, уверен Евгений Тефтелев: за рулем автомобиля градоначальник часто инспектирует работу дорожных служб и коммунального хозяйства.

О городском бюджете и отношениях с владельцами крупных промышленных предприятий, новом Генплане развития города и подготовке к проведению в Челябинске саммита ШОС в 2020 году, а также незатихающей борьбе с нелегальными маршрутчиками и ларьками с шаурмой в эксклюзивном интервью DK.RU рассказал глава Челябинска Евгений Тефтелев.

Как обстоят дела с бюджетом города, окажется ли он дефицитным по итогам года?

— Если провести сравнение с 2015 годом, когда я пришел в мэрию — это, как говорится, две большие разницы. Три года назад чистый дефицит бюджета города был более миллиарда рублей. Плюс кредитные обязательства еще на три миллиарда в коммерческих банках, причем под весьма высокие проценты. И долги по подрядам на дорожное строительство в предыдущие годы — еще около двух с половиной миллиардов. Это при том, что консолидированный бюджет муниципалитета — около 25 миллиардов.

Сегодня финансовая ситуация в городе несколько лучше: удалось, по крайней мере, рассчитаться по многим обязательствам, упорядочить бюджетную политику. Приоритеты не изменились, социальная направленность бюджета сохраняется. Год начинали с дефицита, около 500 миллионов рублей, но за полгода заработали эти деньги, вышли практически на нулевой баланс. Вместе с тем, расходная часть постоянно растет. В том числе из-за майских указов президента, на которые мы обязаны реагировать, воплощать в жизнь. Так что задача по наполнению бюджета не снимается, работа идет по всем направлениям. Что радует, средняя зарплата по Челябинску растет: если на конец прошлого года она была около 36 тысяч рублей, то сейчас уже перевалила за сорок. Значит, бизнес развивается. Упорядочилась и ситуация с земельным налогом, это, как и НДФЛ, немаловажная составляющая бюджета города. Выстроена система по арендным платежам, использованию имущества города, земли. Особых достижений пока нет, но, по крайней мере, снижения размеров платежей тоже не происходит.

А такой риск был?

— Многие крупные предприятия шли по пути оптимизации расходов — из-за многочисленных случаев переоценки земельных участков город терял по 800-900 миллионов рублей. Но эти времена остались в прошлом, сегодня наполнение по земельному налогу заметно улучшилось.  

Как в целом складывается диалог с крупными промышленниками?

— В рамках тех задач, которые ставит губернатор, мы работаем с бизнесом, есть общественные организации — собираемся, обсуждаем проблемные вопросы. Сегодня разработана целая дорожная карта, начиная от сроков реализации различных обращений — и по земле, и по получению разрешений на строительство, и заканчивая другими аспектами, где также явно прослеживается положительная тенденция. Это, безусловно, сказывается и на рейтинге инвестиционной привлекательности и области, и Челябинска.

Исторически сложилось, что в центре Челябинска достаточно много больших промзон. Екатеринбург, на который мы часто равняемся, сегодня активно проводит редевелопмент территорий бывших заводов, пускает их под жилищное строительство. Челябинск учитывает этот опыт?

— Действительно, мы многое делаем с оглядкой на Екатеринбург, где-то по пути идем. Но чтобы решить, как грамотно использовать бывшие промзоны, необходимо для начала утвердить Генплан развития города, определить зональность. Сегодня мы уже, учитывая экологическую обстановку в городе, меняем подход: появилось много зон, где могут быть только зеленые насаждения. Запрещаем строительство торговых комплексов на газонах. И скверы, парки постепенно возрождаются: Никольская роща, парк Северо-Западный, Плодушка, пруд Девичьи слезы, сквер на площади Павших революционеров — вы только посмотрите, сколько мы за последнее время в рамках реализации программы «Городская среда» удалось реанимировать. Сегодня практически в каждом районе города есть свой парк.

Каким должен быть центр города: сохранять ли только историческую застройку или допустимо строительство современных высотных зданий? Как быть с полуразрушенными, обгоревшими остовами деревянных купеческих домов?

— Это все культурное наследие, и сегодня мы прямо говорим бизнесу: если есть интерес к историческим зданиям, то общий облик должен быть сохранен. Это жесткое требование. Только реставрация, а не перестройка. Действительно, многие дома и на Цвиллинга, и на Труда надо бы реставрировать. Есть здания, которые находятся в частной собственности, в областной, федеральной собственности. Не припомню — есть ли те, что в собственности муниципалитета. На все, конечно, денег не хватает. Но нынешнее поколение челябинцев должно видеть, как выглядел город сто лет назад. Но тут много нюансов. Вот как с реконструкцией памятника Ленину на площади Революции вышло: долго готовились, а сегодня сколько вопросов возникает?! Или взять обвалившийся балкон в доме на пр. Ленина. Дом тоже относится к культурному наследию и потому требуется совершенно иной подход — мы уже полтора года пытаемся выйти на какие-то проектные решения, чтобы привести его в порядок.

Генплан развития Челябинска должен быть принят в 2020 году. Возможно, уже известны постулаты, которые лягут в основу?

— Важно найти компромисс: и стройка должна развиваться, и город должен расти, и зелень должна быть. Сегодня много вопросов возникает к уплотненной застройке, все это тянется уже с десяток лет. Мы столкнулись сегодня во многих новых микрорайонах. Вот это все генплан должен окончательно упорядочить: нормы размещения многоэтажек должны быть такими, чтобы людям было комфортно жить. Это очевидно.

Или вот много рассуждений звучит о том, почему в последние годы в городе туман, проветривания нет. Генплан предполагает привлечение всех профильных специалистов, которые должны дать в том числе и ответ на вопрос: насколько правильно, что Челябинск растет только на северо-запад.

Многие горожане возлагают большие надежды на проведение в Челябинске саммита ШОС. На ваш взгляд, что необходимо сделать в первую очередь для того, чтобы город преобразился?

— Во-первых, это река Миасс. Уже есть пример, когда участок набережной около Органного зала стал настоящей точной притяжения — даже молодые приезжают, фотографируются, значит, это востребовано. При поддержке федерального центра планируется очистка и заужение русла реки, вид совершенно будет другой. В городе нет ни одного крупного киноконцертного зала. Эта большая пирамида — конгресс-холл — предполагает наличие такого зала. Ну и в целом обновится вид города. И в первую очередь, пусть челябинцы, конечно, не обижаются, – это гостевые маршруты. Список улиц и мест, где наиболее часто бывают гости города, определен. Планируем продолжить высадку большого количества деревьев — в этом году высажено порядка 12 тысяч деревьев, осенью еще порядка 6 тысяч постараемся. Клумбы красивые по всему городу появились. Резко изменился подход к размещению наружной рекламы в городе: растяжки практически исчезли, а еще год назад ведь неба было не видно. Ларьки вот тоже…

С ларьками, правда, беда — их сносят, а через неделю они снова на этом месте стоят. Почему нельзя устроить «ночь длинных ковшей», как в Москве?

— При всем уважении мы — не администрация города Москвы, а Тефтелев — не Собянин, хотя мы тоже многое делаем для улучшения облика города. Москва – это же как отдельный регион фактически. Считаю, в борьбе с незаконными ларьками нельзя идти на крайние меры. Бизнес ведь тоже на месте не сидит, смотрит законодательство, ищет лазейки – мы снесли, а он под новым названием появляется. Многие предприниматели сегодня стремятся временные строения поставить на фундамент, потому что в таком случае для их сноса уже требуется решение суда, все затягивается по срокам и усложняется. Вместе с тем, есть и хорошие примеры, когда мы что-то сносим, и там больше ничего уже не появляется. Более того, сегодня есть установленные требования к нестационарным объектам и достаточно жесткие штрафы за нарушения. Не все так однозначно, но мы готовим бизнес к изменениям, в следующем году усилим работу по этому направлению. Взять, к примеру, ситуацию с киосками «Роспечати». С одной стороны, реально понимаем, что там свежая пресса продается, что она востребована горожанами, вместе с тем, это же тоже частный бизнес, и киоски не соответствуют сегодняшним требованиям к гостевым маршрутам. Надо как-то вопрос решать, находимся в диалоге. И уж конечно, если в «Роспечати» продаются только периодические издания — это один разговор, а если рядом торгуют картошкой или открывают кофейню — это совершенно другой разговор. Это, конечно, как правило, не в центре. Но даже и на площади Революции в киоске вместо газет и журналов кофейня была.

Подозреваю, что больше всего нареканий с точки зрения эстетики вызывает не «Роспечать», а трейлеры с шаурмой, которые врезаются в городские сети, не соблюдают никаких санитарных норм и собирают черный нал?

— Конечно! Я особого противодействия в этом направлении не вижу. Над этим в прессе часто иронизируют, но я считаю, главное — результат. А результат есть. Упорядочили. Сразу оговорюсь: я не против шаурмы. Но это должен быть законный бизнес. Чтобы все было безопасно. Поэтому мы продолжим двигаться в этом направлении. Недавно вот убедили предпринимателя убрать трейлер от памятника Курчатову — понятно, людей много, но там же памятник культурного наследия. Поговорили, нашли другое место — пусть стоит на здоровье, развивает бизнес.

Как будет развиваться маршрутная сеть общественного транспорта?

— Это длительный процесс. Нельзя за ночь все поменять. К тому же есть маршруты, которые прошли через торги, заключены договора на год, пять, семь лет. Как только истекает срок – уже можно отказаться от лишних, дублирующих маршрутов. Некоторые маршруты уже приказали долго жить, к примеру, девятый и шестьдесят четвертый. Правда, по ним до сих пор катаются нелегалы: мы в Челябинске не даем маршрут — идут в Копейск, Коркино, согласовывают маршрут «Копейск – Сосновка» и едут через весь город, собирают пассажиров. Но мы вместе с сотрудниками ГИБДД и контролирующими федеральными структурами решаем эту проблему.

В обновленной сети приоритет закреплен за общественным транспортом, прежде всего, за трамваями и троллейбусами. Необходимо развивать экологически чистые виды транспорта. Как только появились деньги, мы сразу приобрели десять автобусов на газомоторном топливе. Пытаемся участвовать в федеральных программах в части улучшения экологии города Челябинска, чтобы полностью обновить автобусный, трамвайный парк, закупить новые троллейбусы. Мы же столкнулись с проблемой, что муниципальные предприятия, занимавшиеся пассажирскими перевозками, были фактически в предбанкротном состоянии. Сегодня автобусное предприятие уже на пути завершения этой процедуры, городской электрический транспорт пока в процессе.

Благодаря Усть-Катавскому вагоностроительному заводу Челябинская область имеет уникальные компетенции, но почему-то трамвайная сеть в последние десятилетия не развивалась?

— Больше скажу: еще три года назад вообще звучали предложения ликвидировать троллейбусы, ограничить хождение трамваев. Общественный транспорт в любом случае предполагает в той или иной мере дотирование. Сегодня реальная стоимость проезда в трамвае или троллейбусе – 26-28 рублей, а билет стоит 23 рубля, а иногда и до 20 рублей опускается. И вот эту разницу надо компенсировать за счет средств муниципалитета. Кроме того, Челябинск — одна из немногих территорий, где есть право льготного проезда на общественном транспорте для отдельных категорий. Это тоже надо учитывать. В совокупности это ежегодно обходится городскому бюджету в значительную сумму — 450-500 миллионов рублей. Надо стремиться к рентабельности, завоевывать пассажирские потоки. Конечно, если к остановке подходит трамвай и «газелька», то пассажиру кажется, что на маршрутке он доедет быстрее, а стоимость проезда одинаковая.

Дальнейшее развитие трамвайной сети в городе возможно только с участием инвестора, потому что предполагает достаточно серьезные вложения, которых в бюджете города просто нет. Почему бы не запустить трамваи в новые отдаленные жилые микрорайоны? Мы мыслим об этом, есть даже проекты. Но трамвай стоит 22-24 миллиона рублей, хороший автобус – 4-6 миллионов рублей, а «Газель»? Вот и все. Чтобы обновить парк в 150 трамваев, которые сегодня ходят по маршруту, потребуется миллиард. Есть гораздо более неотложные затраты. К слову, на дороги в этом году миллиард потратили. Теперь надо идти во дворы. Хорошо, есть федеральная программа «Городской двор» — в прошлом году сделали 160 дворов, в этом — 140. А сколько еще дворов, где нет ни игровой площадки, ничего?

Недавно стало известно о том, что гендиректор «Мегаполиса» Александр Одольский презентовал проект благоустройства набережной.

— Действительно, это место надо закончить, облагородить.

А то, что вместо Сада камней появится шумный парк с аттракционами, вас не смущает?

— Дети! Ключевое слово — дети! Поблизости же нет жилых домов, шум никому не помещает. Миасс должен стать любимым местом для прогулок горожан. В городе много мест, где взрослые дяди и тети могут погулять, а ни одного большого детского развлекательного центра нет. И идея Одольского не была бы поддержана на инвестиционном совете при губернаторе, если бы речь не шла о детях. А то, что шумно — ну и хорошо!

Челябинску невероятно повезло в том плане, что практически в центре города есть реликтовый бор. Но на «тропе пенсионеров» в выходные не протолкнуться. Нет ли замыслов «связать» бор мостиком с его другой частью, которая находится по другую сторону от скоростной улицы Худякова, пешеходным мостиком?

— Такие планы есть, более того, сейчас рассматриваются сразу три проекта надземных пешеходных переходов – через улицу Братьев Кашириных, улицу Кирова и улицу Худякова. Сегодня там есть обычный пешеходный переход, но трафик настолько большой, что это создает пробки. И если убрать светофор, и автомобилистам, и пешеходам будет комфортнее. Но надо понимать, что правая часть парка, которая примыкает к Шершням — это фактически уже не бор. Это территория, предназначенная для расширения автодороги в сторону плотины, так как не хватает трафика в новые микрорайоны. И мы сегодня эти деревья убираем.

Не так давно комитет по градостроительству выступил за запрет на строительство панельных домов вдоль главных улиц, гостевых маршрутов и скверов. Что вы думаете на этот счет?

— Схема обсуждаемая, надо смотреть. Есть рациональное зерно. Действительно, от панелек нужно постепенно уходить. Но это не значит, что следует прямо сейчас от них отказаться. К тому же технологии строительства не стоят на месте, и в новых микрорайонах я вижу такие красивые дома, что если бы мне не сказали, что это панель, я бы и не подумал. Так что панелька панельке рознь.

Челябинск часто упрекают в запущенности: кучи грязи зимой, некошеная трава летом. В чем причина: это недостаток финансирования или недоработка коммунальных служб?

— И то, и другое. Конечно, финансирования хватает не на все благоустройство. Если речь о траве — не собираюсь заступаться за районные администрации, но в этом году действительно шли обильные дожди — так быстро все растет, что не успеваем косить. Николай Николаевич Цуканов (полномочный представитель президента в Уральском федеральном округе — прим. ред.) справедливое замечание сделал: в Металлургическом районе на трамвайных путях забыли траву скосить. На предприятии идет процедура финансового оздоровления, и потеряли трамвай, который этим делом занимается. Слава богу, встрепенулись, нашли, он сейчас носится по городу. Но есть и элемент разгильдяйства. Есть. Понятно, что есть глава района, в ведении которого — буквально все. Ведь самое интересное, что районы сегодня вроде как получили самостоятельность: у каждого теперь своя дума, свой бюджет, отделы по благоустройству, приличное количество специалистов в штате. И, конечно, главам районов виднее, что какая-то остановка общественного транспорта пришла в негодность — приди в Управление дорожного хозяйства, скажи! Нет, сидим, ждем. Сейчас вот установили порядка 70-80 новых остановочных комплексов, а к саммиту ШОС и БРИКС должны вообще все остановочные комплексы в городе – их порядка трехсот — поставить новые, уже проект одобрен. Опять же сразу возникает вопрос: кто должен следить за их обликом? Снова создавать какую-то отдельную структуру, выделять на это бюджетные средства? Мы же наклейки не успеваем сдирать. Конечно, удобно: идет с сада человек, наклеил по пути объявление: «Продам лопату, телефон такой-то». Что, нельзя на проходной повесить? А бригада волонтеров вынуждена выезжать раз в неделю: чистят, стирают, подкрашивают.

А вообще почему-то общественное мнение формируют люди, которые, складывается такое впечатление, просто ходят по городу и специально выискивают грязь, чтобы раструбить в соцсетях. Увидели кучу мусора и сразу: Челябинск — помойка, все плохо, надо валить, чиновникам позор. К сожалению, мало в городе людей, которые замечают красивую клумбу и начинают это тиражировать. Поэтому и складывается однобокая картина. А ведь взять тот же проспект Ленина — то, как он выглядел три года назад и сейчас — это же небо и земля. Много позитивного, но, к сожалению, это мало кто замечает. После выходных — как Мамай по улицам города прошел: пустые пивные бутылки, окурки… Это что, приезжие мусорят? Да, власть за все отвечает, нет вопросов. Но чем лучше и бережнее относиться ко всему, что нас окружает, тем самим приятнее в городе будет жить. А то все на Европу кивают, а там уровень воспитания и культуры все-таки другой.

Иногда возникает недопонимание из-за нехватки достоверной информации. Вот, подняли шум из-за строительства новых подземных переходов. Но на самом-то деле сегодня рисуется два варианта проекта: подземный и надземный переход, и какой окажется выгоднее со всех точек зрения, тот и победит. Что, думаете, Тефтелеву не хочется 750 миллионов для города сэкономить? Но загвоздка-то в том, что решение принимаю не я единолично. Побеждает проект, принятый большинством голосов, и всегда остаются недовольные.

А вы часто ездите по городу?

— Часто. Если на служебном автомобиле, то маршрут, конечно, заранее известен. Но нередко по вечерам и сам сажусь за руль. Живу я в районе Теплотеха, иногда маршрут пролегает в центр, иногда – на хоккей или футбол. Наша футбольная команда наконец-то начала показывать неплохие результаты, почему бы не поддержать? Выбираю маршрут, чтобы своими глазами посмотреть, сделано что-то или нет. Асфальт на проспекте Ленина положили? А колодцы сделали? Нет. И сразу задать вопрос ответственному: когда? Бывает, выедешь на проспект Победы и едешь чуть ли не до самого Кременкуля, смотришь по сторонам, обратно разворачиваешься — и по Комсомольскому проспекту. И попутно сразу набираешь главу района: тут остановка совсем покосилась, а там все рекламными объявлениями заклеено.

Мне есть, с чем сравнивать. Магнитогорск — хороший промышленный город. 400 тысяч. Если провести аналогию — это верткий автомобиль, вроде Toyota RAV4, а Челябинск — это уже серьезный Lexus LX 570. Миллион двести жителей, территория громаднейшая, семь районов, и каждый – почти двести тысяч жителей.

Может быть, имеет смысл сделать более дробное деление на районы, чтобы у глав администраций хватало на все внимания?

— Мы сделали первый шаг, сохранили 170 депутатов, хотя разные мнения на этот счет высказывались. Но это единственный рычаг для того, чтобы сохранить диалог с жителями. За каждым из депутатов — три-четыре тысячи избирателей. Я езжу сейчас, принимаю дворы в рамках проекта «Городская среда» — приятно, жители домов знают своего депутата. Если он не работает — все, до свиданья. А если работает — изберут, даже если он сам не захочет. Подобный подход, конечно, радует. А административное деление дробить не вижу смысла. Конечно, оптимальный район — не более 100-120 тысяч жителей, и с этой точки зрения есть перебор, но это уже сложившаяся структура. Да и новые затраты ни к чему.

Самое читаемое
  • «Поменялся ли я? Мне кажется, да»: Денис Паслер — о метро, ЕКАД 2.0 и будущем региона«Поменялся ли я? Мне кажется, да»: Денис Паслер — о метро, ЕКАД 2.0 и будущем региона
  • «Захочет — сам расскажет»: Денис Паслер — о дальнейшей карьере Евгения Куйвашева«Захочет — сам расскажет»: Денис Паслер — о дальнейшей карьере Евгения Куйвашева
  • ВТБ избавится от всех непрофильных активов в течение пяти летВТБ избавится от всех непрофильных активов в течение пяти лет
  • В 2025 г. из России могут уйти порядка десяти китайских автобрендовВ 2025 г. из России могут уйти порядка десяти китайских автобрендов
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.