Средний бизнес автоматизирует управленческие процессы

эксперты Александр Долгих директор по ИТ ООО «СкайТек» Полина Дуйкова директор по развитию и маркетингу ООО «СкайТек» Андрей Зайцев руководитель отдела региональных продаж компании Naumen Оксана Ко

Использование информационных систем для автоматизации управления – одна из главных «долгоиграющих» тенденций в менеджменте с конца 90-х. Но до последнего времени в России рынок внедрения управленческого софта был ограничен «тяжелыми проектами» в крупных холдингах и на заводах. Конференция «Делового квартала» «Программируй успех. Управленческий софт для растущего бизнеса» зафиксировала важную тенденцию: теперь и у растущих малых и средних компаний Челябинска все чаще возникает потребность в управленческом ПО, а поставщики таких продуктов разворачиваются лицом к массовому рынку.

эксперты
Александр Долгих
директор по ИТ ООО «СкайТек»
Полина Дуйкова
директор по развитию и маркетингу ООО «СкайТек»
Андрей Зайцев
руководитель отдела региональных продаж компании Naumen
Оксана Ковтун
генеральный директор ООО «Инталев-Урал»
Алексей Лазарев
ведущий специалист департамента CRM компании SoftLine Solutions в УрФО
Дмитрий Мазеин
менеджер по развитию бизнеса в УрФО компании Columbus IT Partner
Дмитрий Мраморов
директор челябинского филиала компании «СКБ-Контур»
Сергей Никитин
начальник отдела продаж компании CANGOO
Галия Пинигина
эксперт-консультант департамента сбыта и маркетинга уральского регионального отделения корпорации «Галактика»

 

Зачем среднему и малому бизнесу управленческий софт
Какие проблемы растущих компаний решают системы управления
Как комплексные системы управления спасают разоряющиеся компании

 

 

Компания «Уралаз-Энерго» с 2002 г. обеспечивает энергоресурсами автомобильный завод «Урал», жилой фонд цен­тральной части Миасса и промышленные предприятия города и региона. Это типичное среднее по масштабу предприятие, со столь же типичными для российских компаний проблемами. Существо­вавшие системы учета не давали руковод­ству информации, кто из потребителей относится к категории добросовестных плательщиков, а кого стоит брать на особый контроль; какова себестоимость продуктового ряда; какие виды продукции стоит активнее продвигать на рынок, а какие менее доходны. Из разрозненных файлов в Excel, документов бух­учета целостная картина происходящего на предприятии не складывалась. Менеджмент решил взять под контроль ситуацию, внедрив на предприятии ERP-систему . Задача для внедренцев была сформулирована стандартная: «создать единое информационное пространство, регламентировать взаимодействие подразделений в рамках соответ­ствующих бизнес-процессов». За проект взялась челябинская компания «СкайТек». Об итогах рассказывает АЛЕКСАНДР ДОЛГИХ, директор по ИТ ООО «СкайТек»: «Результатами внедрения системы «Галактика-ERP» стала оперативная информация о том, как реализуется продукция и услуги «Уралаз-Энерго». Теперь автоматически формируются отчеты, рассчитываются фактическая себестоимость и баланс взаимо­расчетов с контрагентами. Важно, что заработная плата стала «на автомате» рассчитываться 1-го числа каждого месяца, а затраты автоматически разносятся по счетам бухучета».

ДМИТРИЙ МАЗЕИН, менеджер по развитию бизнеса в УрФО компании Columbus IT Partner, описывая задачи, которые средние компании решают с помощью внедрений ERP-систем, называет повышение эффективности инвестиционного процесса, сокращение оперативных издержек и сроков выполнения заказов, оптимизацию складских запасов и повышение качества обслуживания клиентов. Поскольку редкая компания сейчас не испытывает потребности в упорядочении этих бизнес-процессов, работы у внедренцев прибавляется день ото дня.

Средний бизнес созрел для комплексных систем управления предприятием

Пример компании «Уралаз-Энерго» симптоматичен для нашего времени. Автоматизировать управленческий учет (что помимо прочего и было сделано в энергокомпании) становится критически важно не только крупным промышленным предприятиям с их миллиардными оборотами, но и компаниям меньшего масштаба. Если этого не сделать своевременно, устойчивый рост таких компаний в условиях снижения маржи на большинстве рынков может быть поставлен под угрозу.

ГАЛИЯ ПИНИГИНА, эксперт-консультант департамента сбыта и маркетинга уральского регионального отделения корпорации «Галактика»: «Сегодня малые и средние предприятия активно растут, усиливается конкуренция. У руководителей компаний возникает необходимость снижать издержки, поэтому предприятия ограничивают финансовые ресурсы на развитие бизнеса, в том числе и на автоматизацию». Последствия таких ограничений, по словам г-жи Пинигиной, – использование разрозненных и неконсолидированных IT-решений в автоматизации управления, что приводит к непрозрачности бизнес-процессов. В этом случае компаниям необходимо автоматизировать не только рядовые учетные задачи, например, бухгалтерию и логистику, но и задачи более высокого уровня: планирование, анализ и управленческий учет. А это означает, что средние компании созрели до комплексных решений уровня ERP, автоматизирующих ключевые управленческие контуры.

Другая особенность текущего момента, побуждающая компании внедрять IT-решения, – рост бизнеса, который связан с увеличением клиентской базы, ассортимента продукции, численности сотрудников. АЛЕКСЕЙ ЛАЗАРЕВ, ведущий специалист департамента CRM компании SoftLine Solutions в УрФО, отмечает, что эти позитивные процессы сопровождаются «болезнями роста». Может снижаться лояльность клиентов (не исключено, что они даже начнут уходить), растут временные издержки, снижается управляемость, пропадает четкое видение ситуации. Картина бизнеса, прежде плоская и одномерная, становится многогранной и насыщенной мно­жеством разрозненных деталей. Упорядочить их, привести в систему можно, внедрив CRM . По мнению Алексея Лазарева, именно такое решение способно устранить «болевые точки», обусловленные ростом компании.

ДМИТРИЙ МРАМОРОВ, директор челябинского филиала компании «СКБ-Контур», считает, что CRM нужна не только растущей, амбициозной компании, но и той, которая начала терять деньги. Внедрение CRM позволяет руководителям составлять точную структуру затрат, принимать управленческие решения, позволяющие бороться с издержками.

Требования заказчиков к CRM-решениям меняются по сравнению с периодом двух-трехлетней давности. По мнению г-на Мраморова, потребителей CRM-систем сейчас интересует возможность доступа к программе не только с рабочего места, но и удаленно, например, с мобильных устройств.

Особенность текущего состояния рынка внедрений управленческого ПО – появление программных продуктов, в логику построения которых уже «зашита» методология разрешения типичных проблем заказчиков. Общий подход IT-компаний – привлекать в команды разработчиков бизнес-аналитиков, «переводящих» управленческие задачи на язык техзаданий для программистов. Такой подход демонстрирует екатеринбургская компания Naumen, у которой есть заказчики и в Челябинске. «Бизнес-аналитика выступает как некий инструмент взаимодей­ствия между бизнесменом-заказчиком и нашим производством», – объясняет АНДРЕЙ ЗАЙЦЕВ, руководитель отдела региональных продаж компании Naumen.

Другой способ учесть конкретные проблемы заказчиков – предлагать им линейку специализированных продуктов, автоматизирующих различные ключевые бизнес-процессы, позволяя менеджеру сосредоточиться на управлении, а не на решении постоянно возникающих «процессных» проблем. Скажем, компания Naumen вывела на рынок группу связанных друг с другом продуктов, каждый из которых технологизирует конкретную сферу деятельности компании. В их числе Naumen DMS – система автоматизации бизнес-процессов и электронного документооборота; Naumen CRM – система для повышения эффективности продаж и маркетинга; NauLearning – система дистанционного обучения для корпоративных программ повышения квалификации; Naumen Phone – адаптивный IP-Call-центр; Naumen Service Desk – система для автоматизации процессов службы поддержки и управления IT-услугами. Чтобы не ошибиться с выбором конкретного решения (а такая проблема будет возникать все чаще по мере увеличения числа внедрений), Александр Долгих считает необходимым оценивать полноту функционала системы, эффективность настройки ее под специфику бизнеса заказчика, адаптированность к российским особенностям (в случае зарубежной разработки).

Вендоры и интеграторы предлагают не только ПО, но и консалтинг для малого и среднего бизнеса

Важная тенденция рынка управленческого софта – проектный подход к внедрениям. Поставщики IT-решений не могут ограничиваться лишь продажами лицензий на пользовательские места и инсталляциями у заказчика приобретенного им продукта. Требование рынка – комплексный подход к решению управленческих проблем компании-клиента. ОКСАНА КОВТУН, генеральный директор ООО «Инталев-Урал», объясняет, что внедрение на предприятии управленческой информационной системы помимо установки самого софта подразумевает целую программу работ. Для того чтобы достигнуть обычных для рынка целей внедрения, нужно предварительно сформировать управленческую команду, смоделировать систему управления (т. е. разработать правила, регламенты и положения функционирования предприятия) и уже по результатам этих работ внедрить автоматизированную систему. В противном случае опасность неудачного внедрения (недостижение целей, затягивание сроков запуска системы в полноценную эксплуатацию, значительное превышение бюджета), которая всегда считалась практически непреодолимой в случае «тяжелых проектов», распространится и на область среднего и малого бизнеса (СМБ). Один из способов минимизировать риск неудачи (а он есть всегда) – последовательное развитие системы за счет запуска новых модулей или перехода на более функ­циональные версии продукта. Именно так и происходило на ОАО «Уралаз-Энерго» с проектом «Галактика-ERP». По словам Александра Долгих, перед внедрением «Галактики-ERP» был апробирован вариант «Галактика-Старт»: «Автоматизация базовых процессов с помощью «Галактики-Старт» позволила проверить эффект от внедрения системы при минимальных инвестициях и минимизировать финансовые риски».

Дмитрий Мазеин говорит об особой роли топ-менеджмента компании в проекте: «Внедрение ERP-системы тогда приносит компании ощутимый результат, когда руководство ставит конкретные цели и бизнес-задачи внедрения. Без этого не будет адекватной поддержки проекта внедрения. И будет непонятно, как нам контро­лировать этот проект».

Малый и средний бизнес интересуется специализированными решениями

Из множества предложений на рынке систем управления можно выделить узкоспециализированные и комплек­сные продукты. Комплексные решения, представленные на челябинском рынке: Microsoft Dynamics AX (Microsoft Axapta), Dynamics NAV (Microsoft Navision) и Microsoft Dynamics CRM, «Галактика-ERP», продукты от SAP, 1С (платформа «Управление предприятием 8.0»), система управления «Инталев: корпоративные финансы 2005» и др.

Но проекты такого уровня в Челябинске пока что единичны. «Массовизации» рынка препятствует и стоимость продуктов (с учетом стоимости предпроектной подготовки, работ по внедрению и лицензий), и недостаточный опыт поставщиков систем в автоматизации именно СМБ. Да и самим клиентам IT-компаний еще предстоит учиться ставить задачи по автоматизации собственных управленческих контуров. Сейчас активно развивается сегмент узкоспециализированных программ для автоматизации отдельных этапов управления. К числу таких относятся системы электронного документооборота. По словам ПОЛИНЫ ДУЙКОВОЙ, директора по развитию и маркетингу ООО «СкайТек», одна из представленных на челябинском рынке подобных систем – Directum, – поддерживает полный цикл работы с электрон­ными и бумажными документами: согласование версий документов, обработку сложных заказов, подготовку и проведение совещаний, поддержку цикла продаж.

Еще одним примером узконаправленного софта является программа «ПК-клиент», которую устанавливает компания CANGOO. Как рассказывает СЕРГЕЙ НИКИТИН, начальник отдела продаж CANGOO, с ее помощью любой компьютер, имеющий широкополосный доступ в Интернет, может стать центром передачи, обработки телефонных и видеовызовов. Проще говоря, компьютер поможет переадресовывать звонки абонентам любых телефонных сетей, в том числе на мобильные и междугородние номера, устраивать конференции. «Это разработка компании Nortel, чье оборудование мы установили в «Урал­связьинформе». Такая услуга называется «МедиаСекретарь» и предполагает немедленную выдачу нового многоканального «Свободного номера». Сетевая версия именуется «МедиаОфис». Программа простая, обладает понятным интерфейсом, в ней сконцентрированы разные способы связи: аналог ICQ, совместный просмотр веб-страниц при разговоре, конференц-связь. За счет объединения автоматической и ручной организации приема звонков и их распределения на свободные телефоны своих офисов по определенным алгоритмам компания повышает количество принимаемых обращений от потенциальных клиентов», – поясняет г-н Никитин. В Челябинске обладателями «Свободного номера» стали уже 72 предприятия.

Предлагая множество программных модулей, разработчики ПО создают для них интеграционную платформу. Андрей Зайцев: «На нее устанавливаются приложения: документооборот, система CRS и другие. Платформа также обеспечивает интеграцию с системами других производителей». Подобное интеграционное ядро решает проблему разрозненности IT-инфраструктуры предприятия.

CRM (Customer Relationship Management) – управление взаимодействием с клиентами (элемент стратегии маркетинга). CRM-программы, CRM-технологии применяются для автоматизации маркетинговой деятельности, продаж и контактов.
ERP-система (Enterprise Resource Planning) может употребляться в двух значениях. Во-первых, это информационная система для идентификации и планирования всех ресурсов предприятия, которые необходимы для осуществления продаж, производства, закупок и учета в процессе выполнения клиентских заказов. Во-вторых, это методология эффективного планирования и управления всеми ресурсами предприятия, которые необходимы для осуществления продаж, производства, закупок и учета при исполнении заказов клиентов в сферах производства, дистрибуции и оказания услуг.

мнения
Стоимость проектов по внедрению управленческого софта – величина растяжимая
Галия Пинигина, «Галактика-Урал»: «Цена решений нашей корпорации зависит от поставленных заказчиком задач и целей проекта автоматизации. Но при этом стоимость существенно ниже систем западных разработчиков при более подходящем для россий­ских компаний функциональном составе».
Андрей Зайцев, Naumen: «У нас много продуктов, каждый из которых имеет разную стоимость. Мы не продаем «коробки» как таковые, мы продаем проекты, цена которых зависит от требований заказчиков. Чтобы указать стоимость, нужно составить детализацию проекта. Стоимость зависит от цены программного обеспечения, умноженную на количество пользователей, и от того, какие задачи ставит заказчик. Если желания четко сформулированы, и нужно автоматизировать один процесс, то это невысокая цена. Если заказчик приходит и говорит: «Сделайте мне просто СЭД», то нужно делать предпроектное обследование, консалтинг. При этом цена увеличится».

Дмитрий Мазеин, Columbus IT:
«Системы, которыми мы занимаемся, изначально создавались для предприятий среднего бизнеса. Методология их внедрения отлична от проектов внедрения ПО для крупных предприятий. Они содержат в себе, с одной стороны, широкую функциональ­ность, необходимую для решения задач среднего предприятия, с другой стороны, основаны на новейших технологиях, которые позволяют гибко подстраивать систему под специфику предприятия и обеспечивать масштабируемость системы вместе с ростом бизнеса. На рынке стоимость проекта внедрения систем, с которыми мы работаем, – от $100 тыс. Если проект длится долго, его стоимость может увеличиваться со временем».

Алексей Лазарев, «СофтЛайн»:
«Стоимость внедрения зависит от количества задач, которые будут решаться в ходе проекта. Чем больше глубина интеграции и настройки, чем шире будет задействован персонал, тем больше будет тратиться на это человекочасов. Средняя стоимость – от $20 тыс. до 40 тыс.».

Полина Дуйкова, «СкайТек»:
«Внедрение системы электронного документооборота (СЭД) занимает меньше времени, чем ERP. На среднем предприятии с 50 одновременно работающими компьютерами проект можно реализовать за три месяца. По цене СЭД более доступна. Полноценное решение по workflow стоит от 3300 руб. за рабочее место при конкурирующей лицензии».
Самое читаемое
  • Россия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и ТурцияРоссия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и Турция
  • Станислав Лунин: «Россию ждет бум производства отечественного компьютерного оборудования»Станислав Лунин: «Россию ждет бум производства отечественного компьютерного оборудования»
  • Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.
  • Жители Первоуральска снова остались без водыЖители Первоуральска снова остались без воды
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.