Совершенно несекретно? Налоговая служба получит доступ к аудиторской тайне в 2019 году

29 июля Президент РФ подписал закон "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса РФ". Налоговая сможет истребовать у аудиторских компаний документы, касающиеся деятельности их Клиентов.

Закон содержит изменения в ст.82 НК РФ, а также новую ст.93.2 НК РФ, которая устанавливает порядок истребования сведений о налогоплательщиках у аудиторов. Фактически поправки дают налоговикам доступ к информации, составляющей аудиторскую тайну.

Совершенно несекретно? Налоговая служба получит доступ к аудиторской тайне в 2019 году 1Генеральный директор АКГ «Аудит-Классик» Татьяна Севастьянова:

«Полагаю, что естественной для данной ситуации является обеспокоенность бизнес-сообщества, что аудитор – лицо, которому доверяешь и который имеет полный и, как правило, неформализованный доступ к документам и иной информации деятельности проверяемого предприятия, теперь может стать источником информации для фискальных органов. Аудиторы, в свою очередь, также обеспокоены возможным снижением доверия со стороны Клиентов, усложнением процесса предоставления документов в ходе проверки, но что еще хуже – возможным отказом предприятий от сотрудничества с аудиторами.

Так стОит ли бояться этих перемен? Давайте разберемся.

Да, действительно, с 1 января 2019 года должностное лицо налогового органа вправе истребовать у аудиторской организации (индивидуального аудитора) полученные ею при осуществлении аудиторской деятельности и оказании прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг документы (информацию), касающиеся деятельности налогоплательщика (Клиента аудиторской фирмы). Конкретно о каких документах идет речь –

  • которые служат основанием для исчисления и уплаты (удержания, перечисления) налога (сбора, страховых взносов) предприятия – соответственно, если документ не имеет отношение к исчислению налога, то и предоставлять его аудитор не обязан (и не будет),
  • налоговый орган может запросить у аудитора лишь те документы (информацию), которые были истребованы у налогоплательщика и не были представлены им в налоговый орган в установленном порядке – при этом в Решении для аудитора должны быть указаны сведения о непредставлении этих документов налогоплательщиком, невозможности или отказе их представления, в противном случае аудитор имеет право не предоставлять запрашиваемые документы;
  • данный запрос документов аудитору возможен лишь в ходе проведения в отношении предприятия ВЫЕЗДНОЙ налоговой проверки или проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между ВЗАИМОЗАВИСИМЫМИ лицами, либо по запросу компетентного органа иностранного государства (территории) в случаях, предусмотренных международными договорами РФ, – то есть в рамках камеральной или встречной налоговой проверки запрос документов налогоплательщика у аудитора не возможен;
  • решение должно содержать конкретные реквизиты или иные сведения, позволяющие идентифицировать аудиторской организацией запрашиваемые документы (информацию), – то есть налоговый орган не может запрашивать документы «в целом за период» или «все документы по поставщику такому-то», каждый запрашиваемый документ должен иметь номер, дату, контрагента и т.д., в противном случае аудитор не будет предоставлять запрашиваемую информацию;
  • следует также иметь ввиду, что в соответствии со стандартами аудиторской деятельности аудиторские процедуры проводятся на выборочной основе, поэтому высока вероятность того, что необходимые для налоговой инспекции документы в принципе не попадали под проверку аудиторами. А если и попадали, то аудиторы не обязаны копировать и сканировать все документы, с которыми работают в ходе аудита. Чаще всего мы в своих рабочих документах делаем ссылки на данные документы предприятия (чтобы при необходимости их можно было запросить у предприятия), и этого достаточно с точки зрения исполнения стандартов аудита;
  • кроме того, пока не понятен механизм проверки налоговым органом наличия или отсутствия тех или иных запрашиваемых документов в аудиторской организации (у индивидуального аудитора).

Таким образом, круг документов налогоплательщика, которыми располагает аудиторская фирма и которые теоретически могут попасть в налоговый орган от аудитора, не так уж и велик.

Если добавить тот факт, что истребовать такие документы (через аудиторов) имеет право только руководитель Федеральной налоговой службы или его заместитель (не руководители территориальных инспекций!), то беспокойство по поводу рассматриваемых поправок в НК РФ в принципе сходит на нет.

По нашему мнению, массово данная норма закона не заработает».

 (351) 729-83-42 (44)       zaoclassic.ru       drr@zaoclassic.ru

Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Стало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточноСтало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточно
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.