Подписаться
Курс ЦБ на 19.04
94,09
100,53

Социальные сети — прекрасный тренажерный зал для тех, кто хочет научиться видеть лицемерие

Социальные сети — прекрасный тренажерный зал для тех, кто хочет научиться видеть лицемерие
Иллюстрация: личный архив Александра Денисова

«Мы все чаще занимаемся не тем, чего хотим сами, а тем, что нам навязывают — общество, ближний круг, государство. Иногда невольно, иногда сознательно. Это реальность сегодняшнего дня».

Александр Денисов, предприниматель, основатель «Центра Самоидентификации»:

— Спросите себя, сколько лет вы «живете» в социальных сетях? Наверняка лет десять, а то и больше. Если вы предприниматель или топ-менеджер, скорее всего, вы пользуетесь Facebook, если руководитель среднего уровня или ведущий специалист — ваши площадки Instagram или «Вконтакте». Разумеется, это не аксиома, но «в среднем по больнице» все именно так. Все прочие одноклассники и телеграмы — истории нишевые.

В чем ключевое отличие соцсетей десять лет назад и сейчас? Тогда они дополняли нашу жизнь — помогали расширить круг знакомств, находить интересных собеседников или даже решать какие-то вопросы по бизнесу. Сейчас соцсети стремятся нашу жизнь ЗАМЕНИТЬ. Опустим прямую заинтересованность в этом самих площадок (она, разумеется, чисто коммерческая) и затронем другую сторону вопроса. А почему мы соглашаемся заменить реальную жизнь на цифровую и действуем ли мы сознательно?

Торжество лицемерия

Через социальные сети, особенно через Инстаграм, пользователи стремятся сформировать свой образ в глазах чужих людей: вот я хожу в филармонию, вот я ем здоровую пищу, вот я готовлю завтрак, вот я плаваю, а здесь играю с детьми. Таким образом человек хочет о себе что-то рассказать миру. Вопрос, что: показать, кем мы являемся, или показать, какими мы хотим казаться? Самое интересное, что в социальных сетях мы рассказываем о своей жизни не друзьям, а незнакомым людям, подписчикам. Друзья и без страничек на Фейсбуке знают, как у нас дела.  

Причем в социальных сетях охотно делятся позитивными новостями, но никто не рассказывает о своих проблемах. Так почему тогда все рассказывают про свои достижения, пытаются казаться людьми, у которых нет проблем? Социальные сети — это прекрасный тренажерный зал для тех, кто хочет научиться видеть лицемерие. 

Есть люди, которые в социальных сетях не визуализируются: они читают все, но никогда нигде не проявляются. Статусные бизнесмены никогда не показываются в сети, ты не можешь понять: живой у них аккаунт или нет. Таких людей все поздравляют с днями рождения, превращая страничку в мемориальную доску, но ни одного поста у них нет, их не видно в сети. Дело в том, что они ведь в особом статусе, фактически актеры. Как только они проявят себя в социальных сетях, их начнут оценивать. 

Зато псевдопредприниматели кричат на всю социальную сеть, какие они крутые, фотографируют каждое свое достижение и делятся с подписчиками «успехом». Они псевдогармоничные, псевдопросветленные — и ключевое здесь, конечно, псевдо. Желание выставлять себя в сети успешным человеком — вот что руководит людьми. 

Если человек выкладывает в сеть что-то личное: мужа, жену, успешный отдых или еще что-то, то это 100% признак того, что человек приносит себя в жертву. Потому что половина людей позавидует, другие просто не поймут, зачем нужно выкладывать такие фото. 

Я всегда ругаюсь, когда выкладывают фото детей и пишут, какой ребенок молодец. Причем дети часто совсем маленькие, и их не спрашивают, хотят ли выставляться на общее обозрение.

Если ребенку меньше семи лет, то родители в социальных сетях обычно рассказывают, как он замечательно язык учит или на коньках катается, а если постарше, то о достижениях в учебе. Мы ведь таким образом приносим ребенка в жертву, отдаем его незнакомым людям. Но зачем?

Сейчас нужно уметь различать правду и ложь, все социальные сети тренируют нас на осознанность. Например, новость про храм и сквер в Екатеринбурге вбросили, и все забегали, а теперь все молчат, будто ничего и не было. Почему никто на лужайке не фотографируется и не выкладывает в социальные сети, какой сквер замечательный? На этом примере очевидно, что были заказчики, что людей затянули в воронку, вовлекли в скандал, попользовались и выбросили. 

Или кейс с Нотр-Дам-де-Пари, который недавно горел. Всем сразу так важен стал собор, все выложили фото, что они там были. Вспомнили. Появился повод рассказать, что в Париже были, завидуйте все.

Это ведь чистой воды лицемерие. А почему раньше-то не выкладывали эти фото, не рассказывали? То есть лицемерие в сегодняшнем мире признано, этого никто не стесняется даже, все лицемерят. 

Жажда лайков

Еще страшнее, когда люди, которые стремятся в виртуальном мире быть крутыми, приходят на какой-нибудь семинар или нанимают smm-менеджера и говорят: научите меня показывать всем, что я успешный, хотя я, если честно, не такой. И научите, как сформировать образ гармоничного человека, хотя у меня стресс, я хожу к психологу, на тренинги личностного роста и так далее. Это же катастрофа — этот заказной маскарад. 

Приведу два примера постов из ленты Facebook/Instagram. Уверен, каждый более-менее регулярный пользователь часто встречает что-то подобное.

Итак, пост первый:

«Общаясь с успешными бизнесменами, несложно выявить закономерность — практически все они с ранних лет имели обширный круг обязанностей. 

И это не просто вынести мусор или прибрать в своей комнате, а, например, обязанность вскапывать грядки. Или убирать снег зимой. Или доить корову. Все занимались этим, конечно, без восторга, но и без протеста. И это помогало ощутить себя взрослым уже лет в 10.

У меня, например, первый регулярный заработок появился с 15 лет. У родителей не было возможности одевать меня по моде, пришлось рассчитывать на себя.

Хочу поделиться мыслью: до детей нужно доносить мысль, что материальные блага, которые они имеют в детстве, появляются не просто так. У них есть источник. И родители работают для того, чтобы в семье была еда, одежда, автомобиль и все прочее для комфортной жизни.

Да, сегодня наши дети не работают все лето на огороде, но ведь и времена поменялись. С другой стороны, есть много других способов стать самостоятельным и даже вносить вклад в бюджет семьи. От работы в гараже или на стройке — до колл-центров или интернет-консультаций.

Я очень рад, что мои дети не прожигают летние каникулы, а заняты разными видами деятельности. Если им нужны деньги, они не приходят с вытянутой рукой, а начинают их зарабатывать. И ценят труд своих родителей. Это формирует Личность. 

Теперь я не беспокоюсь за будущее моего бизнеса: когда придет время его передать, бизнес подхватят мои дети.

А как вы зарабатывали в 10-15 лет? Был ли это вынужденный шаг или осознанное решение? Ваши дети — «золотая молодежь» или трудяги?»

Пост второй: 

«Среди сотен постов о супер-успехе хочется быть уникальным, поэтому сегодня мой рассказ о провалах и ошибках.

Попав в среду Лидеров, начинаешь верить, что невозможное — возможно, что все происходит быстро и легко, стоит только этого захотеть. Но не тут-то было: чтобы достигнуть Цели, нужно ежедневно тренироваться и развиваться. Не происходит все в одно мгновение. Нужно ежедневно работать над собой, своей жизнью и своим проектом. Без выходных и отпусков. Годы напролет.

Фокусируясь только на одной сфере — работа, работа, еще раз работа — ты быстро выгораешь. За прошлый год это было со мной дважды. Не задвигайте себя и свою жизнь в дальний ящик! Провалив одно, все остальное провалится вслед.

Все люди разные, у всех уникальные ценности и приоритеты. Наивно полагать, что человек безоговорочно приступает к выполнению поставленных задач. Вступив в роль руководителя, просто с ума сходишь от огромного количества обязанностей, потока информации и пресловутого человеческого фактора. А ведь к каждому сотруднику нужен индивидуальный подход.

И, да, не все проекты выстреливают. Нужно относиться к этому философски, не опускать руки, продолжать ставить цели и идти вперед.

Ведь не зря народная мудрость говорит: все, что ни делается, все к лучшему! Главное — это осознать, и сделать правильный вывод».

***

Сделаю оговорку: эти примеры я придумал сам. Но вдохновлялся реальными постами из своей ленты. Любые совпадения, как говорится, случайны — обидеть никого не хотел. Но если бы эти посты были реальными, мы бы заметили три повторяющихся признака в оформлении: первое — студийная фотография человека в неестественной позе, вылизанная улучшайзерами и фотошопами; 2) обилие дурацких символов со смайликами, огоньками и человечками (их, кажется, называют «эмодзи»); 3) десяток хэштегов из серии «#мотивация», «#успех», «#прожизнь», «#моимысли», «#ябизнесмен» и т.д. Опуская содержание (а оно ведь из разряда «спасибо, Кэп!», правда?), можно с уверенностью говорить о том, что все они стряпаются по одному шаблону.

Кстати, а вы попробуйте определить пол и возраст людей из первого и второго примера. Прототипы — вполне реальные люди. А в конце колонки я дам правильный ответ.

Итак, если все стряпается по одному шаблону, значит, есть кто-то, кто этому учит.  Меня пугает, когда посты написаны под копирку, да еще и абзацы в тексте отмечены специальными значками, и заголовок капсом выделен — все это не от сердца идет. Когда мы от души пишем, никакие звездочки и абзацные указатели не нужны. 

Когда кого-то нанимают, чтобы вести личную страничку или группу, — это развод (привет всем smm-менеджерам). Как может человек со стороны вести мою страничку в социальных сетях? Получается, мне самому нечего сказать и я нанимаю людей, которые будут писать для меня посты 10 раз в день. Как это возможно? Это просто ГМО какое-то. 

В конечном итоге это приводит к зависимости от «лайков», восторженных комментариев и количества подписчиков. Все больше виртуальный образ отрывается от реального.

А что будет, если мы перестанем играть по чужим правилам?

Тема маскарада тесно связано с темой кумирства. С одной стороны, люди хотят создать какого-то кумира, на которого будут равняться, но это путь в никуда, это античеловеческое. Второй вариант, когда человеку в детстве приписали статус кумира папы, мамы, бабушки и так далее. То есть родственники ставят человека на пьедестал и просят его не рушить их надежды относительно будущего.

Дети получают образование, которое хотят родители, идут на работу, которую родители считают хорошей. Родители гордятся ребенком, а жизнь ребенка разрушена. Самое ценное для ребенка — поддержать его, что бы он ни выбрал. Но как мы можем выложить фотографию, на которой сын или дочь — повар или садовник? Это же не круто, ребенок должен быть юристом или финансистом. 

А если посмотреть на детей: мальчики, которые занимаются хоккеем, потому что папа в детстве хотел, но не получилось; девочки, которых мамы отдают в художественную гимнастику по той же причине. Но кто мешает папе самому пойти играть в хоккей? То есть родители своей жизнью не жили и ребенку не дают жить по-своему. 

Навесили на ребенка клеймо, что он должен быть хоккеистом, а он играет только ради папы, ради его внимания, а так-то сын вообще хоккей не любит и ему коньки не нравятся. Но раз папа сам водит в секцию, раньше уходит с работы, чтобы посмотреть на тренировку сына, ребенок, конечно, старается. Потом у ребенка начинает что-то получаться и родители ликуют: мой-то молодец! Но это оправдания, родители таким образом доказывают себе, что не зря за ребенка выбрали его путь.

И все эти фото, когда родители выкладывают детей с соревнований — это родители себя фотографируют, какие они молодцы, что заставили ребенка пойти именно этим путем. Самое страшное, что ребенок тоже начинает думать, что он великий хоккеист и ему все нравится, а потом непонятно откуда депрессия, упадок сил. Человек не может понять, почему его не устраивает его вроде бы успешная жизнь.

Мы все чаще занимаемся не тем, что хотим сами, а тем, что нам навязывают — общество, ближний круг, государство. Иногда невольно, иногда сознательно. Это реальность сегодняшнего дня. 

ПС. Вернемся к примерам. В первом случае это мужчина, 45+, владелец бизнеса, во втором — девушка, 20+, руководитель небольшого проекта. Угадали?

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции DK.RU.

Социальные сети — прекрасный тренажерный зал для тех, кто хочет научиться видеть лицемерие 1

Самое читаемое
  • Крупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнесКрупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнес
  • Авиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит названиеАвиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит название
  • Машина через маркетплейс. Wildberries начинает торговлю автомобилямиМашина через маркетплейс. Wildberries начинает торговлю автомобилями
  • Строительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долговСтроительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долгов
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.