Подписаться
Курс ЦБ на 16.03
91,87
99,97

«Сейчас бы точно не пошла в этот бизнес». Как небольшие АЗС конкурируют с «Газпромом»

«Сейчас бы точно не пошла в этот бизнес». Как небольшие АЗС конкурируют с «Газпромом»
Иллюстрация: личный архив Татьяны Белай

«Заправка как у «Газпрома» или «Лукойла» стоит 40 млн руб. Ребрендинг маленькой АЗС без замены колонок стоит 2 млн — это только косметические работы. Конечно, малому бизнесу самому не справиться».

Татьяна Белай, собственница сети независимых заправок:

— Федеральные сети АЗС заняли прочное место на рынке нефтепродуктов. Рынок топлива  максимально подконтролен крупным игрокам, потому что они принимают участие во всех этапах работы с топливом: начиная от его добычи и переработки и заканчивая реализацией — подачей бензина на АЗС. 

Сегодня на рынке настолько много АЗС от федеральных брендов, что другие игроки никак не могут повлиять на рынок. Антимонопольный комитет строго следит за крупными сетевыми АЗС — за их участием в тендерах и открытием новых заправок в связи с тем, что они  освоили свою долю рынка в полном объеме.

Старт бизнеса

Свою трудовую деятельность я начала на нефтебазе, где доросла до начальника цеха, но потом началась перестройка, дефолт 1998 г. и я перешла на работу в компанию по торговле металлом.

Поскольку в то время процветал бартер, то в обмен на металл клиенты с севера часто отправляли цистерны с топливом. Что делать с топливом, в компании не знали: как его принимать, сколько оно стоит, как оформлять, куда дальше продавать? Тут как раз пригодились мои знания и опыт работы. 

Мне неплохо платили в той компании. Но времена были непростые: в конце 90-х — начале нулевых был очень большой оборот наличных денег: нам привозили наличные в коробке или сумке, и бедный бухгалтер не знал, что с ними делать, как принимать, как хранить. У банков на тот момент не было инструментов, соответствующих требованиям рынка, в итоге деньги так и хранили в сумках и сейфах.

Кто отвечает за деньги, которые лежат в сейфах, толком было непонятно. К тому же времена непростые. Я решила не рисковать, ушла из компании и задумалась о собственном деле. Я знала, где купить топливо и знала, кому его продать. Так начался мой бизнес по оптовой продаже топлива.

Когда только пошли первые продажи, я поняла, что бизнес нужно закольцевать: у меня были собственные машины для перевозки топлива, мне нужно было их как-то заправлять. Так я решилась на покупку АЗС: присмотрела небольшую заправку в поселке Бобровский в Свердловской области.

Собственником этой заправки был молодой парень, очень далекий от топливного бизнеса. Он работал в строительстве, но поскольку в начале 2000-х было модно держать заправку, то он и прикупил ее. АЗС он, конечно, не занимался, там было плохое топливо, хамоватые сотрудницы. Спустя несколько месяцев уговоров он решился продать заправку мне. 

Я не собиралась дальше развивать сеть, мне хватало одного объекта. Но однажды ко мне обратился собственник АЗС из деревни Полдневой, который закупал у меня оптом топливо. Несколько месяцев мы привозили ему топливо, но он не мог за него рассчитаться и предложил в счет долга забрать заправку.  

Сейчас эту заправку закрыл Автодор, потому что она не оснащена полосой разгона-торможения. Причем, когда АЗС только открывалась, и ГАИ, и администрация района подписали разрешающие документы, а когда заправка перешла в мою собственность, оказалось, что для дальнейшей работы АЗС нужна эта полоса. 

Я не понимаю, на какие деньги предприниматель, который зарабатывает на заправке 60-80 тыс. руб. в месяц, должен построить полосу разгона-торможения за 5 млн руб. Проблема еще и в том, что земля, на которой расположена заправка, находится в аренде. 

Если бы мне сказали обеспечить полосой разгона-торможения мое имущество, я бы еще подумала, как найти деньги, где взять кредит. Но земля находится в аренде. Я сегодня построю там полосу разгона, а завтра меня могут попросить освободить землю, потому что нашелся более выгодный арендатор. 

Я полагаю, что, может быть, эту полосу должны были сделать при строительстве дороги, они ведь видели, что там расположена заправка. Но нет. Полосу не построили, а заправку было предписано закрыть. 

Мне сейчас предлагают выкупить землю при условии, что я предоставлю проект АЗС и построю ее. Но проект с экспертизой стоит 650 тыс. руб. То есть я нахожу 650 тыс. руб., потом выкупаю участок, а потом муниципальные власти мне скажут: «Теперь это твой участок, строй к нему дорогу». Заправка же все это время стоит,  денег не приносит, а я несу постоянные убытки по содержанию объекта недвижимости. 

Сейчас я бы, конечно, даже не подумала о топливном бизнесе. Когда я только заходила туда в 90-е годы, мне казалось, что это все ненадолго, потому что продажа энергоресурсов подконтрольна государству. Я думала, что частные компании никогда не станут участниками топливного рынка, а в итоге всю отрасль приватизировали.

Роль независимых АЗС

Независимые АЗС нужны, потому что они покрывают потребность в топливе, в том числе у жителей небольших городов и населенных пунктов, которые расположены далеко от трасс и крупных городов. 

Например, моя заправка в Баранчинском — единственная АЗС для жителей близлежащих поселков. Если бы она не работала, им пришлось бы возить бензин в канистрах из г. Кушвы, который расположен в 20 км от поселка. 

Жители небольших поселков не отличаются от городских. В поселке Баранчинский живет 10 тыс. человек, они регулярно ездят в Екатеринбург, видят, как выглядят сетевые заправки. Однажды я приехала на АЗС, а местные жители мне говорят: «Сделайте нам кафе на заправке, чтобы мы могли кофе попить, посидеть, отдохнуть». Они хотят, чтобы уровень сервиса был таким, как в городе, хотят видеть современные АЗС. Я не против.

Так как большой заинтересованности у крупных игроков к строительству АЗС в малых населенных пунктах нет (из-за небольшой выручки), независимым АЗС и досталась эта доля рынка. Так что роль независимых АЗС не стоит недооценивать. 

Недавно я была в Татарстане, там местные власти поддерживают независимые АЗС, чтобы не было монополии на рынке. Они дают собственникам АЗС ссуды на замену оборудования, на реконструкцию заправок, они заинтересованы в развитии местных предпринимателей. 

Например, колонка с тремя видами топлива на две стороны, ее еще называют шестирукавкой, стоит 650 тыс. руб. Таких на заправке должно быть две-три. При этом недостаточно просто купить колонку, ее ведь нужно установить, а на это нужно еще 800 тыс. А весь заправочный комплекс, как у «Газпрома» или «Лукойла», с пятью-шестью колонками, стоит 40 млн руб.  

Ребрендинг маленькой АЗС без замены колонок, без оборудования обходится в 2 млн руб. — это только косметические работы: смена наклеек, вывесок. Конечно, малому бизнесу не получить крупный кредит на оборудование АЗС, поддержка властей в этом вопросе очень важна. 

Сейчас самые современные АЗС — заправки без операторов. Обустройство одной такой стоит 10-12 млн руб. — это дешевле, чем строить полноценную заправку, но обслуживание безоператорной АЗС тоже дорого. Но когда нет стабильного дохода, строить долгосрочные планы не приходится.

Содержание заправки что для федеральных, что для независимых региональных операторов одинаково: рассчитать выбросы на один объект — 150 тыс. руб., разработать проект по ликвидации розлива топлива — 300-400 тыс.

То есть суммы одни и для мегаигроков, и для маленьких сетей, только разница в выручке колоссальная. Для них заплатить 500 тыс. руб. раз в три года ничего не стоит, а для меня это — серьезные деньги.

Качество топлива

Почти все независимые АЗС покупают топливо у крупнейших производителей: «Лукойла», «Газпрома», «Роснефти», «Татнефти» и других. Некоторые говорят, что на независимых заправках плохое топливо. Здесь я должна сказать, что от личности собственника бизнеса зависит очень много. Если мы поставили планку, то следим за качеством постоянно, выбираем лучших поставщиков и не покупаем топливо у  компаний-однодневок.

Также важно отметить, что собственники независимых АЗС не могут контролировать топливо на входе. Согласно соглашению Таможенного союза, заправки не имеют права торговать топливом, качество которого ниже ЕВРО-5. Мы заказываем ЕВРО-5, но не знаем, что нам привозят на самом деле. 

По договору, я должна принять топливо в течение часа после того, как ко мне приехал бензовоз. Чтобы сделать анализ топлива, нужно минимум два дня, но бензовоз «Лукойла» или «Газпрома» не будет ждать результата анализа, да и нам неудобно. Так что собственники независимых АЗС вынуждены принимать чужие условия игры. 

Есть мобильный чемодан для проверки топлива, он стоит 1 млн руб. Там находятся реагенты, с помощью которых в течение 15 минут можно проверить качество топлива. Но проблема в том, что такая мобильная лаборатория не сертифицирована. Даже если она покажет, что топливо плохого качества, поставщик может оспорить результаты исследования. И когда приезжает проверка, мы вынуждены признавать результаты их исследований. Конечно, можно сделать анализ после слива бензовоза, но предъявить претензии поставщику уже не получится, так следует из договора.

Планы

В какой-то момент мне казалось, что проще продать все заправки и отдыхать. Но потом я подумала, что так неинтересно, и решила, что буду развивать сеть, да к тому же подобралась отличная команда.

Сейчас у меня шесть автозаправочных станций в Свердловской области и небольшая топливная компания.

«Сейчас бы точно не пошла в этот бизнес». Как небольшие АЗС конкурируют с «Газпромом» 1

Самое читаемое
  • Ежедневно выбывает 20 поездов. У РЖД проблемы с ремонтом локомотивовЕжедневно выбывает 20 поездов. У РЖД проблемы с ремонтом локомотивов
  • Опубликованы предварительные результаты выборов президента РФ в Свердловской областиОпубликованы предварительные результаты выборов президента РФ в Свердловской области
  • На Среднем Урале стартовали выборы президента РФ. Озвучены первые данные по явкеНа Среднем Урале стартовали выборы президента РФ. Озвучены первые данные по явке
  • У ЧЭМК сменился владелец, а с бывших собственников взыщут 26 млрд руб.У ЧЭМК сменился владелец, а с бывших собственников взыщут 26 млрд руб.
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.