Сергей Копьев, ТЛК «Южноуральский»: «Первый поезд примем в мае»

Председатель совета директоров ООО "Ресурс" Сергей Копьев рассказал "Деловому кварталу", почему ввод ТЛК задерживается и с какими проблемами столкнулись инвесторы в процессе строительства ТЛК.

Экономический кризис не помешал реализации проекта ТЛК «Южноуральский». Однако ввод комплекса в эксплуатацию задерживается на два месяца. Председатель совета директоров ООО «Ресурс» Сергей Копьев рассказал «ДК», что даст запуск ТЛК Челябинской области и с какими проблемами столкнулись инвесторы в процессе строительства объекта.

Транспортно-логистический комплекс «Южноуральский»  один из крупнейших инвестпроектов Челябинской области. Власти и бизнес рассчитывают, что он обеспечит грузооборот транспортного коридора КНР – РФ и станет ключом в развитии российско-китайских отношений.

Преимущества географического положения недостаточно используются Челябинской областью. ТЛК «Южноуральский» может стать первым проектом, который изменит ситуацию в лучшую сторону. На территории комплекса общей площадью 180 га будут сосредоточены все объекты, необходимые для эффективного обеспечения импортно-экспортных операций между Россией и Китаем: железнодорожный контейнерный терминал, таможенный пост, склады временного и ответственного хранения.

На каком этапе сейчас проект?

- В настоящее время заканчивается строительство первого этапа ТЛК «Южноуральский». Инфраструктура полностью готова. В процессе оформление документов, которое позволит оформить ввод в эксплуатацию и начать практическую  работу. Осталось подписать договор на эксплуатацию подъездных путей общего пользования с РЖД в ближайшие дни. И мы будем готовы к приему первого поезда. Первый контейнерный поезд ТЛК примет уже в мае. С китайскими компаниями мы сейчас формируем грузы, которые у нас пойдут в первом тестовом поезде. Кроме того, работаем с российскими компаниями для обратной загрузки поезда в Китай.

Запуск первой очереди был анонсирован на март 2015 г. С чем связана задержка?

- Запуск в марте был анонсирован как предварительный. Объект очень большой, и, естественно, в процессе строительства возникали дополнительные вопросы. Плюс зависимость от погодных условий и других факторов, например, связанных с оформлением многочисленной разрешительной документации.

Из-за чего возникли сложности с оформлением документов?

- Я бы не сказал, что это сложности. Просто есть законные процедуры и сроки оформления, которые приходится соблюдать. При планировании графика работ не всегда были учтены сроки на оформление разрешительной документации: разрешение на подачу газа, подключение к электричеству, разрешения на строительство. Задержка запуска ТЛК связана именно с этим. Несмотря на появившиеся в СМИ сообщения о задержках финансирования, могу абсолютно точно сказать, что со стороны заказчика строительства (ООО «Ресурс») все платежи в адрес генерального подрядчика проводятся в полном объеме и с максимальной задержкой не более одной-двух недель.

Что будет представлять собой первая очередь ТЛК?

- Это будет контейнерный терминал для приема, отправки, обработки и хранения грузов, позволяющий принимать единовременно до шести контейнерных поездов на собственные железнодорожные пути. Кроме того, в ТЛК входит склад класса А площадью 82 тыс. кв.м. В том числе и офисные помещения 6 тыс. кв.м, для размещения арендаторов, таможни, брокеров, администрации ТЛК и т.д. Это будут и объекты вспомогательной инфраструктуры - КПП, автостоянка, внутритерминальные асфальтированные проезды, системы охраны, оборудование и механизмы для работы ТЛК.

Не только логистика

На площадке ТЛК планируется разместить различные производства. По словам Сергея Копьева, многие компании уже проявили интерес к проекту. Потенциальных резидентов на производственные площадки ищет целая команда.

- Производственная зона – это другая история, этим мы занимаемся параллельно. У нас есть земля вокруг ТЛК, которая находится в собственности нашей компании. И это логично – параллельно открывать разные сборочные производства, перерабатывающие предприятия. Мы планируем создать несколько производственных кластеров. Один из них касается АПК – это предприятия по переработке сельхозпродукции и производства продуктов питания. Второй кластер – крупноузловая сборка автомобилей и производство автокомпонентов. И третий кластер – сборка бытовой техники. Пока это только предварительные наработки. Но мы системно над этим работаем при существенной поддержке областных властей и лично губернатора.

С какими-то компаниями уже достигнуты договоренности по этому поводу? Кто будет, например, заниматься сборкой бытовой техники?

- Договоренности есть со многими компаниями, среди которых очень известные. Но пока данная информация является коммерческой тайной, так же, как и информация о грузах, планируемых к поставке через ТЛК. Сегодня рынок очень жесткий и конкурентный, мы бы не хотели озвучивать преждевременно наши планы. Предварительно могу сказать, что по автосборке ведем переговоры с американскими и  китайскими компаниями. Подписан меморандум с российской компанией, которая в рамках импортозамещения планирует собирать низкопольные автобусы. По бытовой технике также ведем переговоры с китайцами.

Есть ли риск, что из-за экономического кризиса производственные площадки ТЛК останутся пустыми?

- Думаю, будет все с точностью до наоборот. Площадки будут востребованы как китайскими инвесторами, так и отечественными в рамках программы импортозамещения. Время покажет. У нас уже есть подписанные предварительные меморандумы, и когда логистика заработает, там непременно начнут возникать производства. Логистика, я считаю, имеет ключевое значение для выбора места дислокации производств.

Все деньги – частные

Губернатор уже не раз подчеркивал важность проекта для Челябинской области: одновременно с развитием производства около ТЛК, власти Челябинска хотят сделать из проекта «город в городе». В градостроительную документацию близлежащих территорий были внесены изменения, которые позволят развивать там индивидуальное жилищное строительство. Кроме того, в поселке Нагорный (расположен недалеко от ТЛК) планируется возвести семь 36-квартирных домов. Вместе с тем, как отмечает Сергей Копьев, к строительству ТЛК были привлечены только частные инвестиции.

Когда рассчитываете окупить вложения?

- Окупаемость вложенных инвестиций именно в логистику – порядка семи-восьми лет. Для нас главное – наличие грузов. И пока мы видим интерес со стороны китайских и казахских партнеров. К концу 2016 г. планируем выйти на максимальный грузооборот в 2,5 млн т в год. К этому же сроку постепенно будет создано больше 1500 новых рабочих мест.

Сколько средств уже потрачено?

- Стоимость строительства и оборудования комплекса составляет около 5,7 млрд рублей, из них уже фактически инвестировано более 4,5 млрд руб. Хочу отметить, что, несмотря на стратегическую значимость проекта, все до копейки финансовые вложения в проект являются частными или заемными на коммерческих условиях акционерами проекта. Я хочу развеять появившиеся в последнее время слухи о многомиллиардных вложениях государственных, бюджетных средств в наш проект. Это не более чем плод чьих-то фантазий.

Некоторые эксперты говорят о том, что трасса М-36, которая ведет к ТЛК, слишком узкая, и это может стать проблемой при доставке грузов в Челябинск.

- Для нас это на данном этапе некритично. Простой пример – при обороте, который у нас заявлен, на дороге появится дополнительно 200 автомобилей в сутки. Пропускная способность у дороги больше. На этой трассе в узких местах есть проблемы с движением, но то, что ТЛК будет выпускать на трассу свои автомобили, не слишком повлияет на ситуацию. В любом случае, трасса М-36 «Челябинск-Троицк» федеральная. Ни мы, ни областной бюджет не можем финансировать ее ремонт или расширение. Тем не менее, наш комплекс станет хорошим поводом для обращения в федеральное Министерство транспорта и в «Росавтодор», чтобы эту дорогу как можно быстрее включили в программу модернизации. Губернатор Борис Дубровский активно занимается продвижением данного вопроса.

Рассчитывался ли ожидаемый эффект для экономики региона от ТЛК «Южноуральский»?

- Это серьезный эффект: и налоговые отчисления, и новые рабочие места,  и создание новых производств с привлечением потенциала уже существующих на территории области крупных предприятий. И развитие транспортной инфраструктуры. Эффект будет реально мультипликативным. ТЛК станет ключом в налаживании и развитии сотрудничества между Челябинской областью и представителями КНР, Казахстана и других азиатских стран. Чем ближе окончание строительства, тем более активно и конкретно китайские и другие азиатские инвесторы проявляют интерес к  инвестированию в дальнейшее развитие проекта. Это очевидно уже сейчас.

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.