Сергей Бурцев: «Мы счастливы, если клиенты с нашей помощью добиваются чего-то в жизни»

Сергей Бурцев: «Мы счастливы, если клиенты с нашей помощью добиваются чего-то в жизни»
Иллюстрация: ПАО «Челябинвестбанк»

17 октября 2019 года Челябинвестбанк отметил 29-летие. Что самое важное в работе банка и чем характерна экономика региона, рассказывает председатель правления ПАО «ЧЕЛЯБИНВЕСТБАНК» Сергей Бурцев.

Челябинвестбанк сегодня. Как в одной-двух фразах Вы бы его охарактеризовали?

Челябинвестбанк можно считать умеренно консервативным в кредитовании и достаточно технологичным в развитии новых сервисов и услуг. Мы не стараемся любой ценой увеличивать объемы активных операций, если это несет повышенные риски.  И в части развития новых технологий много внимания уделяем повышению их надежности и безопасности.

Как бы Вы сформулировали основные социально значимые ценности банка? Как они соотносятся с ценностями ваших клиентов?

— Нам важно создание и развитие качественных банковских услуг, чтобы наши клиенты  имели возможность повышать свое благосостояние, улучшать качество жизни, развивать свой бизнес, реализовывать свои планы и мечты. Мы счастливы, если клиенты с нашей помощью добиваются чего-то серьезного, достигают важных для них целей или же просто получают удобство в повседневных заботах. Челябинвестбанк — банк для города и области.  Мы не продаем клиентам банковские продукты — мы строим с ними долгосрочные взаимовыгодные отношения.  Мы работаем на благо развития нашего региона и хорошо понимаем и учитываем региональную специфику: наличие крупных промышленных предприятий, малых предприятий, специфику доходов населения, которая не в лучшую сторону отличается от средней по России.

Сергей Бурцев: «Мы счастливы, если клиенты с нашей помощью добиваются чего-то в жизни» 1Как Вы оцениваете состояние рынка Челябинской области сейчас?

— По данным региональной статистики, многие отрасли показывают рост, особенно крупные производственные и добывающие предприятия. От этого складывается ощущение, что все отрасли растут. Но в первую очередь растет крупный бизнес, который сумел адаптироваться к новым условиям. Растет строительство жилья, несмотря на недавние ограничения в законодательстве, касающиеся продаж жилья дольщикам, и необходимости работать через эскроу-счета. У малого бизнеса все немного сложнее: по области количество предприятий малого бизнеса и ИП сокращается. Им требуется улучшение инвестиционного климата, снижение налогов, рост реально располагаемых доходов населения, эффективная господдержка, чтобы у них была возможность конкуренции со средним и крупным бизнесом.

Можете оценить, какую роль банк играет в экономике Челябинской области?

— Банк играет значительную роль в кредитовании малого и среднего бизнеса в Челябинской области. За последние 12 месяцев мы выдали кредитов на сумму 44 млрд руб. Мы сумели войти в госпрограммы по субсидированию процентных ставок: для сельхозпроизводителей и по кредитам малому бизнесу. Кредитный портфель в секторе кредитования юридических лиц и ИП у нас составляет 19 млрд руб., что является значительной поддержкой для предпринимателей. Работая с высоким запасом прочности по нормативам, мы планируем получить в 2019 г. балансовую прибыль в размере более 1 млрд руб., что создаст дополнительные возможности для нашего развития и увеличения кредитования предприятий нашего региона.

Банк достаточно доступен географически. У нас работают 100 офисов на территории области, куда каждый может обратиться и получить необходимые финансовые услуги. У нас есть несколько сервисов для удаленных платежей, расширяется сеть агентов системы «Город» (более 4500 пунктов). И наконец, Челябинвестбанк – ответственный налогоплательщик, мы ежегодно уплачиваем около 600 млн руб. налогов в бюджеты разных уровней.

Какие особенности финансирования предприятий можно отметить?

— Предприятия все по-разному привлекают финансирование. У многих есть цикличность, сезонность, например, у сельхозпроизводителей. Они обращаются за кредитами в сезоны посевной и сбора урожая. Переработчики продукции привлекают кредиты, когда закупают урожай осенью. Некоторые берут кредит под конкретные контракты. Оборонные предприятия зависят от выделения бюджетов, проведения торгов. И их партнеры-поставщики тоже вынуждены подстраиваться под эти циклы.

А вот инвестиционные проекты и создание новых рабочих мест — это, к сожалению, редкость. Но определенные шаги делаются. Некоторым предприятиям выделяется земля для строительства с дальнейшим правом ее льготного выкупа, некоторым предоставляются налоговые льготы. Но таких примеров, к сожалению, немного. И если инвестиционные проекты реализуются, то, как правило, за счет собственных средств предприятий.

А как меняется потребительское кредитование?

— Рынок изменился, стабилизировался, процентные ставки находятся на достаточно низком уровне, существенно снизился объем перекредитования между банками. Объем задолженности населения с начала года у нас вырос на 14%. В основном, это ипотека. Это достаточно много, но перегрева рынка мы здесь не ощущаем. У нас почти нет беззалогового кредитования, большинство кредитов обеспечены. И благодаря нашей консервативной политике уровень просроченной задолженности по кредитам населению у нас менее 1%. В условиях стабильности нам гораздо легче конкурировать с другими банками и наращивать кредитный портфель, сохраняя его качество.

Хорошим индикатором доверия банку является поведение вкладчиков. Расскажите, какие тенденции в последний год наблюдаются у вкладов населения?

— В последнее время на этом поле все спокойно. Большинство банков не испытывает проблем с ликвидностью, основная задача — найти качественных заемщиков, а не привлечь деньги с рынка. Мы в этом смысле не исключение. Говорят, что у нас интересная линейка вкладов. Клиент, действительно, может выбрать вклад с правом пополнения или с правом частичного снятия, на короткий или длинный срок, без капитализации или с ежемесячной выплатой процентов. Чтобы не вводить вкладчиков в заблуждение, мы никогда не привлекаем вклады, условия по которым предусматривают высокие проценты только в первые месяцы действия договора. В такой банк я бы никогда свой вклад не понес.

За 9 месяцев вклады у нас выросли на 8%. При таких темпах можно получить за год 12%-ый прирост. Это неплохой показатель, особенно в условиях снижения платежеспособного спроса и реально располагаемых доходов населения. Уровень ставок у нас на уровне рыночных, но прирост по вкладам — выше рынка. Это мы объясняем широкой сетью офисов и географической доступностью наших услуг. И, конечно, доверием населения.

Челябинвестбанк — банк региональный. Но вы не уступаете федеральным ни в ассортименте, ни в качестве оказываемых банковских услуг, ни в действующих технологиях. А есть ли у вас что-то такое, чего не предлагают крупные российские банки?

— Что касается банковских услуг и технологий, почти все банки предлагают примерно одинаковый набор, и в нем есть почти всё, что нужно клиентам. И можно отметить, что уровень и качество многих услуг у нас в России по причине высокой конкуренции между банками гораздо лучше, чем в Европе.

Мы продолжаем активно развивать систему «Город». Ее возможности ориентированы на три основные категории клиентов: для предприятий-поставщиков услуг, для организаций-агентов, принимающих от населения платежи, и для населения, регулярно оплачивающего коммунальные и прочие услуги. Система «Город» открыта для всех участников (чего нет в других регионах): к ней могут подключаться любые предприятия — и поставщики услуг, и агенты, в ней справедливое и выгодное тарифообразование, что формирует залог успешности системы.

Еще один наш уникальный продукт — это система «Центр начислений», которую мы предлагаем предприятиям сферы ЖКХ. Это единый программный комплекс, эффективно решающий спектр задач: от расчета стоимости жилищно-коммунальных услуг до работы с должниками. Наши технические специалисты проводят глобальную работу, чтобы клиенты – жилищно-коммунальные службы — не тратили много сил и средств, взаимодействуя с населением. На текущий момент предприятия вынуждены устанавливать кассовые аппараты, регистрироваться в ГИС ЖКХ и направлять туда информацию. А мы предлагаем такой сервис, который позволяет им снизить свои затраты. Наши качественные решения серьезно упрощают им работу в части реализации требований федерального законодательства. В связке с «Центром начислений» мы для поставщиков услуг по их заказу разрабатываем личные кабинеты плательщиков, например, мобильное приложение МУП ПОВВ. В таком приложении можно передать показания счетчиков, смотреть статистику начислений и оплат, распечатать электронную квитанцию, оплатить услугу с использованием банковской карты.  Аналогичные приложения мы можем разработать для любых заинтересованных предприятий, сотрудничающих с нами.

В этом году Челябинвестбанк отметил 25 лет работы с пластиковыми картами. Это очень солидный опыт. Расскажите, как все начиналось и чего достигли на сегодняшний день.

— Начиналось и развивалось все достаточно интересно. В начале 90-х годов начали появляться карты с магнитной полосой и микропроцессором. Тогда мы выбрали российскую платежную систему «Золотая корона» и решили развивать карты с микропроцессором, у которых остаток средств записывается на саму карту, на встроенный в нее чип. Деньги с такой карты можно было тратить в офлайн-режиме, без авторизации в процессинговом центре. В то время, когда Интернет еще не был так развит, эта возможность казалась перспективной.  Благодаря особенностям этой карты мы сумели реализовать несколько социально значимых проектов «Социальная карта» на территории области: ее можно было использовать для льготной оплаты в общественном транспорте, ничего не мешало добавлять к ней новые приложения. Мы эмитировали около 1 миллиона карт. В Челябинской области мы были первопроходцы, и нас часто приводили в пример всей стране.  В то время мы получили большой опыт реализации социальных проектов, что с учетом развития системы «Город» позволило нам получить неплохой эффект.

В 2012 году мы запустили собственный процессинговый центр (такой есть далеко не у всех банков). Это позволило нам полностью, на 100% самостоятельно, управлять качеством предоставляемых услуг. Мы сами следим за операциями с пластиковыми картами, сами устанавливаем правила работы, фрод-мониторинга и обеспечиваем работоспособность системы в нужном качестве. В банке всегда в режиме онлайн есть актуальная информация по совершенным транзакциям, что позволяет нам оперативно и без посредников реагировать на обращения клиентов.

На текущий момент у нас тоже есть технологии, мощности и возможности. Сейчас мы можем их реализовать на базе карточек «Мир» Национальной платежной системы. Так, например, в городах области мы в 2017 г. запустили проект «Карта жителя Миасского городского округа» и «Карта жителя Златоустовского городского округа» — для реализации  льгот на общественном транспорте. Планомерно происходит переэмиссия и замена карт населения на новые карты.

Мир не стоит на месте, и те технологии, которые еще совсем недавно казались сверхперспективными, прожили достаточно недолго. Сегодняшние технологии нам тоже кажутся вечными, но не исключено, что с развитием системы быстрых платежей, оплаты по QR -коду — эти способы немного потеснят рынок. А население получит новые удобные способы оплаты своих покупок. В любом случае у нас есть хороший опыт, кадры и есть возможности для дальнейшего развития.

Как думаете, что в общих чертах ждет Челябинск следующие 3-5 лет, чего бы Вы хотели пожелать нашему городу?

— Сейчас много говорят о том, что из Челябинска уезжают хорошие специалисты, не видя в нем возможностей для развития. У многих челябинцев на первом плане просто стоит вопрос выживания: низкие доходы и плохая экология. Но хочется, чтобы акценты сместились в другую сторону. В каждой отрасли промышленности есть предприятия-лидеры, инноваторы. И это не только филиалы федеральных сетей, а местные предприятия, которым не безразлично будущее города и его жителей. Их вклад в экономику города и в создание качественных рабочих мест будет определять перспективы Челябинска. Человек должен получать удовлетворение от своей работы; получать удовольствие от занятия спортом, прогулок в зеленых парках, от качественных дорог и эффективного общественного транспорта; от комфортной городской среды без мусора, дыма и серого воздуха, чтобы не  хотелось уезжать и терпеть в ожидании светлого будущего. Желаю Челябинску, чтобы в течение 3-5 лет такие изменения наступили.

Сергей Бурцев: «Мы счастливы, если клиенты с нашей помощью добиваются чего-то в жизни» 2

ПАО "Челябинвестбанк", сайт: chelinvest.ru, тел. 8(351)268 60 88

Генеральная лицензия на осуществление банковских операций №493 от 25 декабря 2015 года.

 

 

Самое читаемое
  • Россия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и ТурцияРоссия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и Турция
  • Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.
  • Минтруд предлагает ужесточить условия пребывания трудовых мигрантов в РоссииМинтруд предлагает ужесточить условия пребывания трудовых мигрантов в России
  • Жители Первоуральска снова остались без водыЖители Первоуральска снова остались без воды
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.