Руководитель бизнес-инкубатора Челябинской обл.: выращивать бизнесменов умеют в Татарстане

Руководитель бизнес-инкубатора Челябинской области Игорь Елисеев рассказал "ДК" о политике по поддержке бизнеса, которой не хватает региону.

В 2006 г. власти региона учредили бизнес-инкубатор. Цель бюджетного учреждения — создать в отдельном здании тепличные условия для молодых предпринимателей. Организация выпустила 138 компаний-резидентов. Однако структура оказалась в центре скандала. Ее первый руководитель был осужден за покушение на мошенничество при распределении предпринимателям грантов. С 2010 г. бизнес-инкубатор возглавил Игорь Елисеев. Бывший бизнесмен рассказал «ДК», как пересмотрел подходы к работе с резидентами и к чему это привело.

Чтобы компания могла стать резидентом Инновационного бизнес-инкубатора, она должна быть молодой (не более года с момента юридической регистрации). Ее проект также должен соответствовать критерию инновационности, который оценивает специальная комиссия. В ее состав входят чиновники разных ведомств и представители деловых общественных организаций (15-20 человек). Коллегиальное одобрение проекта дает молодой компании доступ к льготным и бесплатным ресурсам.

Бизнес-инкубатор не для всех

Инновационный бизнес-инкубатор предоставляет молодому бизнесу в первую очередь имущественную поддержку. Компании могут арендовать офисные помещения на льготных условиях. Первый год — 40% от рыночной стоимости аренды, второй — 60%, третий — 90%. По словам г-на Елисеева, предпринимателям также предоставляется вся необходимая для работы мебель и оргтехника. Кроме того, они могут получить бесплатные консультации по вопрсам развития бизнеса.

Все ли компании могут получить доступ к бюджетной поддержке?
— Конечно, нет. Предприятие должно быть зарегистрировано менее одного года, относиться к женскому, семейному или молодежному (возраст руководителя не более 30 лет) предпринимательству и у него должна быть определенная сфера деятельности. Стать резидентом не могут, к примеру, компании, которые оказывают нотариальные или бытовые услуги, а также работают в сфере строительства или торговли. Эти сферы по областному законодательству не относятся к приоритетным. Особое внимание уделяется инновационному бизнесу.

Как стать резидентом?
— Молодой человек может зайти на наш сайт innovation-chel.ru или позвонить в офис, а лучше прийти к нам со своим проектом — менеджеры расскажут, как подать заявку на участие в конкурсе. Заявки рассматривает конкурсная комиссия при Министерстве экономического развития региона. В ее составе представители Мин-
экономразвития, Минпрома, ЮУТПП, общественных организаций, в том числе «Деловой России» и «ОПОРЫ России». Они рассматривают проекты и общим голосованием решают, предоставлять бизнесу государственную поддержку или нет.

Три года хватает, чтобы вырастить успешную компанию?
— Этого времени достаточно. В менеджменте есть такой понятие, как жизненный цикл компании, который составляет 5-7 лет. Согласно ему, в трехлетнем возрасте компания достигает пика своего развития. Практически все мировые бизнес-инкубаторы работают по такой схеме.

Сколько резидентов выпустил челябинский бизнес-инкубатор?
— По нашим расчетам, мы выпустили 138 компаний, причем их выживаемость составляет более 90%. За период размещения в бизнес-инкубаторе выручка резидентов составила более 500 млн руб., объем налоговых отчислений составил 16 млн руб., создано более 1000 рабочих мест.

По статистике, 90 молодых компаний из 100 закрываются. Нет ли в ваших цифрах лукавства?
— В России действительно выживает лишь каждая десятая компания. В бизнес-инкубаторе все иначе. Ведь резидентов мы изначально отбираем. К нам попадают предприниматели лишь с реалистичными проектами. Комиссия оценивает личность, потенциал, образование и сам проект. Если автор какого-нибудь проекта обещает, что уже через месяц-другой сможет зарабатывать по 8  млн руб., он вряд ли победит — из-за нереалистичности идеи.

На официальном сайте бизнес-инкубатора перечислено 20  успешных компаний-резидентов. А остальные 118 резидентов были неуспешными?
— На сайте перечислены компании и проекты, которые на слуху. Есть успешные проекты, которые в этом списке просто не упоминаются.

Какие проекты вы считаете успешными?
— Компания «Инфиннити Солюшнз» разработала информационную систему, которая внедряется в системе здравоохранения Челябинской области. Это запись к врачу через интернет. Система предполагает, что каждый сможет зайти в нее с компьютера и получить талон на прием. По всей России ребята уже работают. Кстати, сейчас один из резидентов нашего инкубатора, дочерняя компания «Инфиннити Солюшнз», разрабатывает мобильное приложение, позволяющее врачу прийти к пациенту на дом с планшетником и при этом иметь доступ к электронной версии медицинской карты, вносить в нее новые записи и назначать лечение.
Есть успешный проект в сфере консалтинга — компания «Мак-групп». Мы их в прошлом году выпустили, и теперь они плотно работают с администрацией города, которая устраивает бесплатные тренинги для предпринимателей, мы также приглашаем специалистов «Мак-групп» на обучение наших резидентов.

Проекты в других отраслях есть?
— По металлообработке есть компания «ИННОТЕХ». Они выпускают части для нефтепровода, работают с компанией «Лукойл». Сейчас у них собственный производственный цех и порядка 10 млн руб. оборота в год.

А какие проекты стали неуспешными и почему?
— Одна из резидентов, девушка, разрабатывала коррекционную программу для исправления почерка детей. Проект не был доведен до конца по семейным обстоятельствам: автор идеи ушла в декрет. Были компании-резиденты, руководители которых просто расписались в собственном бессилии. Бывает, что в бизнес-инкубатор пытаются попасть и откровенно сумасшедшие товарищи — раз в полгода обязательно кто-нибудь с вечным двигателем приходит.
Яркие же руководители, если у них что-то сначала не получается, придумывают новые проекты, которые заменяют собой первоначальные — неуспешные. Сейчас у нас есть компания, которая занимается кардиостимуляторами. А в бизнес-инкубатор резидент попал с идеей ленточной пилы, которую запатентовали и хотели внедрять. Но в итоге передумали, решив, что кардиостимуляторы людям нужнее.

То есть успешность проекта во многом зависит от того, яркий руководитель или нет?
— Да, у компании «Красный партизан» (тоже наш резидент) очень успешный руководитель — Владимир Панфилов, пришел к нам с командой и проектом фабрики по настольному футболу. Ребята производили журнальные столики, совмещенные с игрой — настольным футболом, этакая креативная фишка для гостиниц и развлекательных заведений. Сейчас они открыли кафе «NewTime», где платишь не за количество еды и напитки, а за время, которое там проведешь. Также они открыли центр выдачи товаров, которые люди заказывают через интернет-магазины. Под это разработали программное обеспечение. Сейчас продают свои разработки через франшизу по всей России.

Отправить резидентов в Москву

Одна из задач бизнес-инкубатор — продвигать идеи и продукт резидентов. Для этого администрация бизнес-инкубатора устраивает встречи с большим бизнесом. Чаще всего это происходит на узкоспециализированных выставках. Причем места для экспонирования своих разработок молодые предприниматели выбирают самостоятельно.

Как строится выставочная деятельность?
— Подход к этой работе при моем приходе в бизнес-инкубатор был пересмотрен. Раньше для резидентов были выставки общей направленности, например в рамках «Дней малого бизнеса». Сейчас мы узнаем, что конкретно интересно резидентам, и организуем участие в узкоотраслевых выставках. Одна из компаний недавно ездила на выставку по программному обеспечению в медицине — это очень узкая сфера, но зато они приехали с результатом — смогли найти партнеров, заключили сделки. То есть от общего подхода, который был ранее, мы уходим. Наша задача — ускорять развитие резидентов, в чем нам помогает наш учредитель — Министерство экономического развития Челябинской области: регулярно проходят встречи со специалистами министерства, с заместителями министра, где они напрямую могут получить ответы на свои вопросы.

Для резидентов выставки бесплатны?
— На какие-то выставки они самостоятельно ездят, на какие-то их возим мы. На самом деле выставочные мероприятия — самая затратная статья. Недавно возили компании на нефтегазовую выставку в Москву. Презентационная площадка обошлась бизнес-инкубатору в немалую сумму.

Это дало результат?

— Одна из компаний — ИП Власова — презентовала электронную систему, которая позволяет дистанционно получать информацию, сколько со скважины было выкачано нефти, какие на скважине температурные режимы и т. д. Их разработка позволяет значительно оптимизировать расходы. В труднодоступных северных района, где идет добыча нефти это очень актуально. На выставке резидент познакомилась с немецкой компанией, теперь они работают над совместным проектом.

За опытом в Турцию и Татарстан

Игорь Елисеев позиционирует себя как человека, хорошо знакомого с бизнесом. С конца 80-х он был частным предпринимателем, с начала нулевых возглавлял компанию по производству упаковочных материалов со штатом в 200 человек. Также он работал в структурах муниципальной и областной власти. Инновационный бизнес-инкубатор возглавил в октябре 2010 г.

Ваш предшественник ушел в отставку после обвинений в покушении на мошенничество. Что еще изменилось в работе бизнес-инкубатора?
— У нас никакого мошенничества нет! Злоупотреблять доверием предпринимателей — это аморально, такова моя позиция как руководителя. Предпринимательству в России сегодня и так нелегко. Знаю не понаслышке: в далеком прошлом занимался бизнесом-производством, приобретал первое оборудование из Турции. Был тогда очень удивлен, насколько там сильна поддержка государства. Ведь там была страна лавочников — частично торговля в лавках перешла в цеха по производству ТНП. Из этих лавочников выросли достаточно успешные мировые компании. Государство целенаправленно вкладывало средства в строительство промышленных площадок, на которые практически любой мог зайти.

А чего не хватает Челябинской области для развития предпринимательства?

— Челябинская область — исторически металлургический регион, с мощной сырьевой базой. Сейчас в этой отрасли дела идут не очень хорошо. Мне кажется, нужно использовать момент для переориентирования экономики: крупным заводам не только опираться на госпоставки, но и развивать сеть потребителей (партнеров). Зачем просто металл вывозить, потом где-то его перерабатывать, отходы вновь сюда возвращать на переплавку? Лучше здесь наладить производство инновационной продукции или как минимум полуфабрикатов (конструктора) для различных сфер применения, задействовав малое и среднее предпринимательство. Чтобы региону стать успешным, нужно развивать высокий передел. У нас, конечно, есть заводы, которые каких только металлоконструкций не делают, но их мало. А от схемы «добыл руду — выплавил металл — отправил из региона» нужно отходить. Эффективной экономики не будет, пока мы не перестроим этот процесс. Большие заводы менее маневренны в рынках и кризисах.

Что для этого нужно?

— У нас сейчас есть приоритет по строительству дорог, жилья и другие. И в регион приходят федеральные средства на строительство. Точно так же может быть и с любой другой сферой. Как я понимаю, деньги в стране есть. Но они даются эффективным регионам и под эффективные проекты. Челябинской области нужны такие прорывные проекты, в том числе и в сфере развития предпринимательства.

У какого региона, на ваш взгляд, Челябинская область может поучиться?

— Мне импонирует республика Татарстан: там очень мощная поддержка предпринимательства и стратегия развития. Для наглядности приведу небольшой пример. Наверное, видели нашу новую Ледовую арену «Трактор» — это большое красивое здание на площади 20 тыс. кв. м. Так вот в центре Казани построены два обьекта: технопарк «Идея» на 28 тыс. кв. м и IT-парк на 30 тыс. кв. м. И в этом парке создают инновационные отечественные востребованные продукты.
По стратегии, опять же, приведу пример. После модернизации производств высвобождаются производственные площади, на этих площадях предприниматели организуют производства по усовершенствованию техпроцессов и, самое главное, по переработке производимого сырья в готовую продукцию, при этом вместо одного рубля в бюджет получают три — далее умело вкладывай в развитие инфраструктуры и получай результат третьей столицы России.

У нас же есть бизнес-инкубатор. Разве этого мало?

— Реальное развитие сдерживает множество моментов. У нас нет достаточной технической базы. В Татарстане при технополисе есть и бизнес-инкубатор, и промышленная площадка, на которой инновационную идею можно опробовать, доработать. А уже после внедрять в производство. То есть имеется возможность доводить идею до ума. В нашем бизнес-инкубаторе возможности ограничены.

И в чем казанское чудо? Нужны деньги на площадку для производственных испытаний?

— Нет, деньги не нужны, нужны возможности: в действиях, промышленных площадях, оборудовании, лабораториях и т. д. А успех казанского чуда — в возможностях, приоритетах и желании региона в развитии. Казань называют третьей столицей России. Они и универсиаду провели, и скоростную дорогу собираются строить. Это успех конкретных людей. А цели, которые декларирует Республика, соответствуют запросам жителей.

Самое читаемое
  • Россия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и ТурцияРоссия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и Турция
  • Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.
  • Минтруд предлагает ужесточить условия пребывания трудовых мигрантов в РоссииМинтруд предлагает ужесточить условия пребывания трудовых мигрантов в России
  • Жители Первоуральска снова остались без водыЖители Первоуральска снова остались без воды
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.