Российский бизнес не привык заглядывать за горизонт

В 1993 г. я купил свой первый банк. И именно тогда впервые мне пришлось размышлять о судьбах банковской системы, так как весь мой опыт на тот момент сводился только к пользованию сберкассой.

Я пришел к простому заключению – все советские банки неформатны, в новое время им не выжить. Так и случилось. На плаву остались только Сбербанк и Внешторгбанк, но отнюдь не благодаря эффективным методам управления и взаимодействия с клиентами, а только с помощью государства. Судьба всех остальных банков, довольно скоро канувших в Лету, но до самого конца производивших впечатление непотопляемых, более чем доказывает мой вывод.

В современном банковском мире происходит то же самое – умирает старый формат. Финансовым учреждениям с их огромным количеством филиалов, колоссальными издержками и рисованными балансовыми отчетами скоро придет конец. Пока это мало кто понимает, но сегодня произошли два глобальных события, которые существенно повлияли  на банковский сектор. Первое – это кризис, мировой и надолго, по моему мнению, минимум 10 лет мы будем жить в кризисной ситуации, а может и более. Второе – Интернет, довольно скоро практически все платежеспособное население Земли уйдет туда с головой.

Но покажите мне современного банкира, который готов признать, что его бизнес висит на волоске? Да, идут робкие заявления о том, что надо сокращать количество филиалов, уменьшать армию операционистов, создавать интернет-банки… Но все это не более чем полумеры. Огромная банковская махина, если и способна поворачиваться, то крайне медленно, рискуя, что ее перевернет на вираже.

Вот вам простой пример – интернет-банк. Кое-кто им уже привык пользоваться, у многих он есть, еще большее число людей о нем слышали. По идее, этот сервис должен был бы гарантировать вам быструю скорость перемещения денежных средств и максимально сократить число ваших визитов в офис банка. И что происходит на самом деле? Деньги на счет поступают в течение дня, для перезаключения договора изволь предстать пред очами девочки в форменной блузе, постоять в очередях, потратить время и деньги. И это при том, что уже сегодня существуют технологии, позволяющие сократить время движения денег до 10-15 секунд.

Да, Россия сегодня – это музей древних интернет-банков. Они создавались когда-то давно, пытаться совершенствовать их – дело зряшное, защищать от кражи денег – тоже. IT-отрасль неумолима – все, что было сделано 5 и более лет назад, - это все тлен, прах, пепел. А самое неприятное для крупных банков то, что они по сути обречены, и чем крупнее банк, тем более невыгодная у него ситуация.

Казалось бы, что проще? Деньги есть, возможности – тоже, понимание выгоды – тоже, наверно, присутствует. Ан нет. На запуск нового, современного интернет-банка, на его отладку и обкатку мне, к примеру, понадобилось более полутора лет, команда профессиональных тестеров и готовность терпеливо ждать результата. Но я начинал с нуля и рисковал только своими деньгами. Как может банк, у которого ну хотя бы 10 тысяч клиентов использует интернет-сервисы, на полтора года устроить тест новой версии? Да никак. И хотя со временем клиенты все  равно будут уходить в более удобные и лояльные банки, но есть шанс хотя бы оттянуть печальный конец.

В современном мире клиент не хочет никуда ходит и желает видеть мгновенный результат своих действий, финансовых или любых других. Глупо декларировать – «Приходите к нам, у нас нет очередей!», когда это уже давно никого не интересует. Пока классические банки тратят капиталы на содержание всех своих отделений и сотрудников, пока живут традициями экономики конца 90-х – начала 2000-х, сливки снимают другие, более продвинутые и смелые.

В 1993 г. я пришел на заседание Госбанка и с нескрываемым удивлением наблюдал, что представители ныне разорившихся советских банков не хотели садиться с нами, «нулевыми», за один стол, словно они – «белая кость», а мы, соответственно, рылом не вышли. Сегодня порядком укрупнившиеся банки снова ведут себя как хозяева мира. Это вообще в психологии русского человека – думать, что он знает все. Достоевский в свое время верно подметил: «Если русскому человеку дать карту звездного неба, то через 5 минут он внесет в нее изменения». Но для того, чтобы придумать что-то новое, нужно перестать думать, что ты знаешь все ответы, и научиться задавать вопросы. Гениальное решение не лежит в области горизонта, а находится за ним. Но как раз туда-то взгляд нашего бизнеса и не дотягивается.

Самое читаемое
  • Россия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и ТурцияРоссия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и Турция
  • Станислав Лунин: «Россию ждет бум производства отечественного компьютерного оборудования»Станислав Лунин: «Россию ждет бум производства отечественного компьютерного оборудования»
  • Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.
  • Жители Первоуральска снова остались без водыЖители Первоуральска снова остались без воды
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.