Российский бизнес не привык заглядывать за горизонт

В 1993 г. я купил свой первый банк. И именно тогда впервые мне пришлось размышлять о судьбах банковской системы, так как весь мой опыт на тот момент сводился только к пользованию сберкассой.

Я пришел к простому заключению – все советские банки неформатны, в новое время им не выжить. Так и случилось. На плаву остались только Сбербанк и Внешторгбанк, но отнюдь не благодаря эффективным методам управления и взаимодействия с клиентами, а только с помощью государства. Судьба всех остальных банков, довольно скоро канувших в Лету, но до самого конца производивших впечатление непотопляемых, более чем доказывает мой вывод.

В современном банковском мире происходит то же самое – умирает старый формат. Финансовым учреждениям с их огромным количеством филиалов, колоссальными издержками и рисованными балансовыми отчетами скоро придет конец. Пока это мало кто понимает, но сегодня произошли два глобальных события, которые существенно повлияли  на банковский сектор. Первое – это кризис, мировой и надолго, по моему мнению, минимум 10 лет мы будем жить в кризисной ситуации, а может и более. Второе – Интернет, довольно скоро практически все платежеспособное население Земли уйдет туда с головой.

Но покажите мне современного банкира, который готов признать, что его бизнес висит на волоске? Да, идут робкие заявления о том, что надо сокращать количество филиалов, уменьшать армию операционистов, создавать интернет-банки… Но все это не более чем полумеры. Огромная банковская махина, если и способна поворачиваться, то крайне медленно, рискуя, что ее перевернет на вираже.

Вот вам простой пример – интернет-банк. Кое-кто им уже привык пользоваться, у многих он есть, еще большее число людей о нем слышали. По идее, этот сервис должен был бы гарантировать вам быструю скорость перемещения денежных средств и максимально сократить число ваших визитов в офис банка. И что происходит на самом деле? Деньги на счет поступают в течение дня, для перезаключения договора изволь предстать пред очами девочки в форменной блузе, постоять в очередях, потратить время и деньги. И это при том, что уже сегодня существуют технологии, позволяющие сократить время движения денег до 10-15 секунд.

Да, Россия сегодня – это музей древних интернет-банков. Они создавались когда-то давно, пытаться совершенствовать их – дело зряшное, защищать от кражи денег – тоже. IT-отрасль неумолима – все, что было сделано 5 и более лет назад, - это все тлен, прах, пепел. А самое неприятное для крупных банков то, что они по сути обречены, и чем крупнее банк, тем более невыгодная у него ситуация.

Казалось бы, что проще? Деньги есть, возможности – тоже, понимание выгоды – тоже, наверно, присутствует. Ан нет. На запуск нового, современного интернет-банка, на его отладку и обкатку мне, к примеру, понадобилось более полутора лет, команда профессиональных тестеров и готовность терпеливо ждать результата. Но я начинал с нуля и рисковал только своими деньгами. Как может банк, у которого ну хотя бы 10 тысяч клиентов использует интернет-сервисы, на полтора года устроить тест новой версии? Да никак. И хотя со временем клиенты все  равно будут уходить в более удобные и лояльные банки, но есть шанс хотя бы оттянуть печальный конец.

В современном мире клиент не хочет никуда ходит и желает видеть мгновенный результат своих действий, финансовых или любых других. Глупо декларировать – «Приходите к нам, у нас нет очередей!», когда это уже давно никого не интересует. Пока классические банки тратят капиталы на содержание всех своих отделений и сотрудников, пока живут традициями экономики конца 90-х – начала 2000-х, сливки снимают другие, более продвинутые и смелые.

В 1993 г. я пришел на заседание Госбанка и с нескрываемым удивлением наблюдал, что представители ныне разорившихся советских банков не хотели садиться с нами, «нулевыми», за один стол, словно они – «белая кость», а мы, соответственно, рылом не вышли. Сегодня порядком укрупнившиеся банки снова ведут себя как хозяева мира. Это вообще в психологии русского человека – думать, что он знает все. Достоевский в свое время верно подметил: «Если русскому человеку дать карту звездного неба, то через 5 минут он внесет в нее изменения». Но для того, чтобы придумать что-то новое, нужно перестать думать, что ты знаешь все ответы, и научиться задавать вопросы. Гениальное решение не лежит в области горизонта, а находится за ним. Но как раз туда-то взгляд нашего бизнеса и не дотягивается.

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Законы декабря: повышение утильсбора, жалобы на коллекторов, биометрия для иностранцевЗаконы декабря: повышение утильсбора, жалобы на коллекторов, биометрия для иностранцев
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.