Подписаться
Курс ЦБ на 13.12
63,22
70,42
Деловой квартал / Новости / «Региональных грузоперевозчиков выдавят с рынка федералы, государство и Uber»
Вячеслав Печёрских
Вячеслав Печёрских
Источник: Личный архив

«Региональных грузоперевозчиков выдавят с рынка федералы, государство и Uber»

Самое читаемое
  • В Челябинске семья бизнесменов за четверть миллиарда продает крупный ТК В Челябинске семья бизнесменов за четверть миллиарда продает крупный ТК
  • Немцы предлагают челябинским врачам зарплату 250 тыс. руб. за трудоустройство в Германии Немцы предлагают челябинским врачам зарплату 250 тыс. руб. за трудоустройство в Германии
  • В Челябинск заходит новая сеть ресторанов от звезды популярного телешоу В Челябинск заходит новая сеть ресторанов от звезды популярного телешоу
  • СМИ: Евгения Тефтелева задержали сотрудники ФСБ СМИ: Евгения Тефтелева задержали сотрудники ФСБ
  • В Челябинской области за год закрылось более 6 тыс. субъектов малого и среднего бизнеса В Челябинской области за год закрылось более 6 тыс. субъектов малого и среднего бизнеса
08:00   20.11.2019

«Чистка рынков «в интересах потребителя услуг» — одна из любимых тем наших законодателей. Решили, что хостелы мешают людям — с 1 октября они под запретом. На очереди следующие».

Вячеслав Печёрских, директор компании «Транспортные Технологии»:

— Нынешней весной на отраслевом форуме TransRussia-2019 в Москве эксперты и аналитики в один голос заявили — в течение ближайших пяти лет рынок автомобильных грузоперевозок покинет как минимум половина небольших региональных компаний. Тренды здесь в целом такие же, как и на многих других крупных рынках услуг. Возьмем для примера телеком, недвижимость, такси, гостиницы — везде увидим, что региональных игроков с каждым годом все более активно вытесняют:

  • Крупные федеральные компании
  • Агрегаторы типа Uber*
  • Государство, которое пытается регулировать рынок.

На данный момент более-менее стабильная экономическая ситуация в стране способствует росту грузооборота, вслед за которым растет и рынок грузоперевозок. По итогам прошлого года объем рынка в стоимостном выражении превысил, по данным аналитиков, 2,5 трлн руб.; грузооборот автотранспорта увеличился на 2,3%. Но около 60% рынка уже занято федеральными игроками, а оставшаяся доля, принадлежащая небольшим перевозчикам, в ближайшие несколько лет может существенно сократиться.

Загонят в реестр

Ближайший вызов региональным компаниям, помимо роста цен на ГСМ, налогов и сборов системы «Платон» и прочего, — это реестр коммерческих грузоперевозчиков, который может появиться уже через год-два, если Госдума примет соответствующий закон.

Этот законопроект депутаты рассматривают с февраля 2019 г., но в том, что он будет принят в том или ином виде, сомнений почти нет.

Чистка рынков «в интересах потребителя услуг» — одна из любимых тем наших законодателей. Решили, что хостелы мешают людям — с 1 октября они под запретом. Есть даже планы по созданию единого госреестра требований к бизнесу.

Логика понятна — за включение в реестр и, таким образом, получение права работать, нужно будет платить. Или соответствовать неким требованиям финансовой достаточности. С будущим реестром грузоперевозчиков ситуация ровно та же. Не думаю, что все региональные компании переживут его появление.

Цифровизация «федералов»

С каждым годом небольшим грузоперевозчикам все труднее конкурировать с крупными федеральными игроками. «Федералы» выигрывают, во-первых, за счет широкой сети филиалов. Обращаясь в небольшую компанию, клиент может отправить груз, например, в 250 городов напрямую. Идет к «федералу» — география расширяется раз в 8-10. Во-вторых, стоимость услуг.

Мы начали работать еще в 2004 г., и я помню, что раньше небольшая транспортная компания могла вполне успешно конкурировать за счет демпинга. Но как тогда, так и сейчас мы не ведем «демпинговых войн» по одной простой причине — это тупиковый путь.

«Федералы» все более активно инвестируют в развитие технологий: цифровизацию, автоматизацию работы; их бюджеты это позволяют. Тем самым они получают возможность оптимизировать затраты. Конечно, инвестиции идут сейчас, они хотя бы частично, но закладываются в тарифы. Но еще два-три, может быть, четыре года, и период окупаемости вложений пройдет, издержки снизятся, и вот тогда крупные компании смогут предлагать клиентам гораздо более выгодные цены. Которые небольшие игроки уже не смогут перебить.

Да и сейчас цены в крупных компаниях уже почти приблизились к ценам небольших перевозчиков — в конце концов, некоторые «федералы» могут позволить себе работать и в минус достаточно продолжительное время, даже на этапе открытия филиала в каком-то городе.

 «Уберизация» грузоперевозок

На самом деле процесс «уберизации» грузоперевозок уже идет. Формат электронных бирж, наподобие инфосистемы «АвтоТрансИнфо» с их проблемами вроде отсутствия гарантий сохранности груза, скоро канет в прошлое. На смену ему приходят агрегаторы. Некоторые достаточно эффективные сервисы уже работают в России, а в США активно тестируются решения Trucker Path и Uber Freight.

Да, пока что на пути полномасштабного внедрения таких сервисов в России немало препятствий, к примеру, отсутствие унификации документов и электронного документооборота.

Однако я уверен — в течение как раз следующих пяти лет эти проблемы будут решены, и агрегаторы (доморощенные и зарубежные), включатся в активную конкурентную борьбу, где достойным соперником им станут все те же федеральные компании. Как выжить небольшим игрокам в битве титанов?

Стратегия первая и самая простая — уходить с рынка межрегиональных перевозок. Некоторые небольшие грузоперевозчики уже так поступают. Возят в пределах своего региона, где все понятно и знакомо. То есть предоставляют услуги в меньшем объеме, зато по низким ценам, часто близким к себестоимости (издержки меньше).

Стратегия вторая — индивидуальный подход к заказчику. Избитая фраза, согласен. Но, к сожалению, не все небольшие перевозчики делают упор на качество. Тут уместно спросить — а как же крупные игроки с их инвестициями в постоянное улучшение сервиса?

У таких перевозчиков сервис действительно на хорошем уровне. У вас быстро примут заказ, вы будете получать уведомления о ходе доставки. У крупной компании уже выстроен и отработан алгоритм, по которому она обслуживает каждого клиента. Только все это не имеет никакого отношения к индивидуальному подходу.

Дело вот в чем. Любой алгоритм эффективен до тех пор, пока не происходит внештатная ситуация. Если вдруг с вашим грузом что-то случилось — предположим, пропал по дороге (от подобного не застрахован никто), алгоритм крупного игрока начнет, скорее всего, сбоить: вы будете часами дозваниваться в транспортную компанию, чтобы узнать, куда делся груз, в каком он состоянии. Процесс выяснения причин может «зависнуть». Или вас будут бесконечно «футболить» между сотрудниками и филиалами. Конечно, все когда-нибудь выяснится и с проблемой разберутся, но каких затрат и нервов вам это будет стоить?

Суть же индивидуального подхода в том, что вы можете просто позвонить в компанию и спросить: «Олег, где сейчас мой груз? Когда выгрузка?». И Олег, который организовал доставку и знает вашу ситуацию, обстоятельно ответит. Есть конкретные люди, которые решают конкретно вашу проблему, все просто.

И так везде. Возьмем хотя бы банки — региональные банки ведь тоже пытаются конкурировать с «федералами» на своем рынке именно за счет индивидуального подхода. Приходи на встречу, все решим. Вот прямой телефон председателя правления.

А у крупного московского банка с сотнями филиалов все круто и автоматизировано, все, что хочешь, получаешь быстро и онлайн. Но там никто не предупредит, например, если ваш счет хотят заблокировать. Просто заблокируют, и клиент никогда не дознается, за что.

Или вспоминаю забавную историю знакомого, который хотел просто закрыть договор на кредитную карту в крупном банке. Его вопрос сначала был у менеджера Ани, затем у менеджера Пети, потом у Коли, Васи и так раз двадцать. Алгоритм замкнулся сам на себя, клиент не получает того, что нужно. Сегодня, когда цены почти у всех и на все одинаковые, на первое место все чаще выходят сервис и качество обслуживания — даже такая мелочь может стать поводом сменить банк. Или грузоперевозчика.

Стратегия третья — искать узкую нишу. Необязательно новую, да и вряд ли такую можно найти на нашем рынке. По крайней мере, не сегодня. Мы сделали акцент на экспедиторскую составляющую бизнеса, потому что у нас нет собственного транспорта. Транспортно-экспедиционные компании в первую очередь занимаются организацией перевозок грузов. Являются посредниками между клиентом и перевозчиком. Хорошо это или плохо — решать клиенту.

Если клиенту нужно доставить груз в какой-нибудь дальний поселок в ЯНАО, куда можно добраться разве что на вездеходах, будет ли «федерал» складывать все эти пазлы, и есть ли у этого «федерала» свои самолеты, корабли, вагоны, вездеходы?

Мы же сначала везем груз машиной, потом по железной дороге, потом самолетом, потом по реке и т.д. И мы складываем эти пазлы в одно целое — организуем перевозку «под ключ» и отвечаем за груз и сроки. У клиента за это голова болеть не должна. А за транспорт отвечают подрядчики — тоже перевозчики, но со своими грузовиками, вагонами и прочей техникой.

Здесь для нас как экспедиторов главное — уметь находить постоянных партнеров, в которых мы уверены на 100%, и у которых к нам тоже индивидуальный подход. Можем созвониться, решить какой-то вопрос без бюрократии.

Выстроили маршрут с одним клиентом, отработали этот маршрут — отлично, можно предлагать другим и так постепенно расширять географию, но не за счет городов, куда доставить легко, а за счет населенных пунктов, куда «федералы» не доставляют.

Мы делаем ставку не на постоянное увеличение числа краткосрочных заказчиков, а на многолетнее сотрудничество. При этом мы понимаем: что нам не нужно уровня «федералов», у нас своя ниша, свой подход к работе. Пусть «федералы» конкурируют с «федералами», а мы просто другие.

 

Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter.

Новости

В компании, купленной американцами за $670 млн, прошли обыски. «Рамблер» считает ее своей В компании, купленной американцами за $670 млн, прошли обыски. «Рамблер» считает ее своей
«Обладает влиятельными связями и может скрыться или уничтожить доказательства»
Челябинск занял последнее место в рейтинге мегаполисов РФ по качеству жизни
Пожар на авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов». Главное
Алексей Текслер открыл кислородную станцию за 1,7 млрд рублей
Штрафы для бизнеса за неисполнение надзорных требований грозят вырасти в десятки раз
Жители Челябинска потратят на подарки к Новому Году по 13,3 тыс. руб. ОПРОС

Бизнес

В Holiday Inn произошел обычный рейдерский захват бизнеса — Алевтина Юдаева, «Русский дом» В Holiday Inn произошел обычный рейдерский захват бизнеса — Алевтина Юдаева, «Русский дом»
«Я не буду оставлять детям бизнес в наследство. Не хочу, чтобы они его возглавляли»
«За любые сделки взыскивают убытки даже с экс-директоров». Юрист о перспективах 2020-го
«Речь идет о детском питании, а государство пока закрывает глаза: никто же не умер»
«Дело в разнице культур, а не в злом умысле». Как работают вместе сотрудники из 33 стран
«Пришлось придумать красивую легенду, чтобы обосновать, почему кран — Федор Михайлович»
Детский сад высоких технологий: тренд на автоматизацию бизнеса коснулся и «Колибри»

Свое дело

«Любая реальность возможна». Как заработать на виртуальности, если ты не разработчик игр «Любая реальность возможна». Как заработать на виртуальности, если ты не разработчик игр
«Оборудование для инвалидов, как написано в инструкции, «снижает риск недопонимания»
«Зря все едут в столицу»: в Челябинске заработала кофейня для фрилансеров и инстаграмщиц
«Завтра придет ФСБ, стукнет по голове и скажет — переписывай компанию. И 10 млн уплыли»
«Увидел первый миллион на счёте в 20 лет. Чувствовал себя шейхом, но потом корона слетела»
«Шальных денег больше не будет». Как из стартапа получился бизнес с оборотом 1,2 млрд
Год без зарплаты: как запустить бизнес, когда денег почти нет, а прежний проект закрылся

Качество жизни

«Понаехавших в Сочи с каждым днем становится больше». Переезд к морю: стоит ли оно того? «Понаехавших в Сочи с каждым днем становится больше». Переезд к морю: стоит ли оно того?
Среди людей среднего класса становится востребованным «личный» ювелир
«Покупать российское искусство сейчас выгодно». Беседа с главой аукционного дома Sotheby's
«О взрослых никто не подумал». Как спроектирована новая набережная в Челябинске
О Тимати, ларьках и запуске «Белого рынка» в Екатеринбурге — интервью Максима Кутепова
«Бизнес только выигрывает от отсутствия интереса государства». Илья Осипов о жизни в США
«Растить девочек для того, чтоб выдать замуж? И сегодня это разумно. Но подходит не всем»

Мнения

Директор, даже невиновный в банкротстве, может в одночасье лишиться всего Директор, даже невиновный в банкротстве, может в одночасье лишиться всего
«Дети 2000-х уверены, что могут добиться всего, стоит лишь захотеть. Просто пока неохота»
«Слава богу, нашлась новая духовная скрепа. Это пристрастие к насилию» — Евгений Енин
Анатолий Белый: «Ситуация в стране такая, что точка кипения достигнута»
«Сегодня какой бы бизнес вы ни вели, надо помнить: закон важнее денег»
«Школьники ощущают себя дебилами, потому что школа прививает им комплекс неполноценности»
«Мы в этом страшном сне живем уже не первый год». На какие крючки ловить покупателей?

Лайфхаки

«Идеальный корпоратив — премия. Зачем вам конфликты, беременности, уходы, травмы?» «Идеальный корпоратив — премия. Зачем вам конфликты, беременности, уходы, травмы?»
Срываются все планы, раз за разом. Что не так в вашей компании?
«Все силы остаются на работе». Как и когда россиянам заниматься самообразованием
«В Москве нет элитного жилья. Объект стоит сумасшедших денег, но непригоден для жизни»
Богатого человека отличают глаза и губы. Чем вам грозит такая легкая идентификация
Уйти, чтобы вернуться: в каких профессиях легко возобновить карьеру и 5 лет спустя
«Ситуацию мог бы исправить рост доходов населения, но наши прогнозы не так оптимистичны»
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 5 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.