«Речь идет о выживании малого бизнеса», — бизнес-омбудсмен Александр Гончаров

Если главной целью реформы контрольно-надзорной деятельности было снижение количества проверок и создание благоприятной среды для развития бизнеса, то реформа провалилась.

Премьер-министр Дмитрий Медведев предлагает к 1 февраля 2020 г. оценить требования, предъявляемые контрольно-надзорными ведомствами бизнесу, и отсечь все неактуальные с точки зрения современных реалий. О том, ждет ли бизнес «регуляторную гильотину» и какие законодательные изменения ожидаются уже в этом году, в интервью DK.RU рассказал уполномоченный по защите прав предпринимателей в Челябинской области Александр Гончаров.

Как вы оцениваете уровень существующей фискальной нагрузки на малый и средний бизнес?

— Проблема стоит остро. Спустя год после перехода контрольно-надзорных органов на риск-ориентированный подход при проведении проверок на предприятиях число выездных мероприятий, вопреки ожиданиям законодателей, не сократилось, а наоборот, существенно возросло.

Правда, в регионе число проверок бизнеса — и плановых, и внеплановых — за последние годы сократилось практически вполовину, с 20 тысяч до 11 тысяч. Но в целом по стране ситуация складывается нерадостная.

И на съезде «Деловой России» начальник управления Генеральной прокуратуры по надзору за соблюдением прав предпринимателей вынужден был признать: если главной целью реформы контрольно-надзорной деятельности представлялось снижение количества проверок и создание благоприятной среды для развития бизнеса, то реформа провалилась. Это констатация факта, и не только ответственными должностными лицами, но и бизнес-сообществом. Так, к примеру, заявлялось о создании механизма чек-листов для проверки отдельных видов деятельности. И предприниматели возлагали на это большие надежды, но когда дошло до практики, оказалось, что у некоторых ведомств чек-листы представляют собой сотни страниц.

Получилось, что выходя на проверку, сотрудники контрольно-надзорных органов оставили себе возможность проверять всё и вся. В чек-листы просто переписали список всех существующих на сегодняшний день требований к бизнесу, не сокращая.

Действительно ли требования контрольно-надзорных органов к бизнесу подчас устаревшие и противоречат не только друг другу, но и здравому смыслу?

— Да, бывает и так. Вот яркий пример: приходят санитарные врачи с проверкой в ресторан, кафе – им плевать, что на дворе двадцать первый век, они руководствуются требованиями, установленными в начале восьмидесятых годов прошлого века. И там записано, что в заведениях общепита должны быть три ванны: в одной замачивается грязная посуда, в другой идет грубая обработка, а в третьей — ополаскивание. Причем посудомойка должна использовать только ветошь, которая должна быть замочена в особом растворе. И когда управляющий говорит: ну, позвольте, прогресс давно шагнул вперед, никто не моет сегодня посуду вручную, в ресторанах стоят современные моечные автоматы. А проверяющий стоит на своем. Проблема существования нормативов и требований образца 50-70 годов прошлого века настолько злободневная, что даже президент Владимир Путин заострил внимание на этом в своем ежегодном Послании Федеральному собранию. Я находился в зале, и было заметно, как президент возмущен бесконечными требованиями проверяющих к бизнесу. Сегодня действует порядка девяти тысяч нормативно-правовых актов, в сумме содержащих около двух миллионов требований. Ни один инспектор не в силах держать всё это в голове! Что уж говорить про малый бизнес? Как владелец маленькой химчистки, магазинчика или стоянки может знать всё это на зубок? Поэтому требование президента звучит категорично: через два года свод правил и норм должен быть полностью модернизирован. Чтобы, как гильотиной, отсечь всё лишнее, устаревшее и оставить в планах проверки только то, что напрямую связано с безопасностью, с заботой о здоровье и жизни людей. Конечно, без проверок не обойтись, но должны быть простые, понятные правила.

С какими проблемами приходят предприниматели?

— За прошлый год поступило 538 обращений, и большинство — примерно каждое пятое — связано с земельными отношениями. Муниципалитеты грешат тем, что территория не разграничена, выделяют земельный участок, прав на которых у них нет. Или выдают предпринимателю разрешение на установку объекта, а потом выясняется, что земля находится в собственности Гослесфонда или в охранной зоне сетей. А человек уже стройку затеял, деньги вложил. Нередко, к сожалению, нарушаются и регламенты выдачи разрешительной документации на строительство. Еще одно распространенная проблема – муниципалитеты по налогу на землю устанавливают повышенные коэффициенты и делают это совершенно произвольно, без экономического обоснования.

Достаточно часто предприниматели обращаются и с вопросами, связанными с размещением нестационарных торговых объектов, а также с незаконным вмешательством в предпринимательскую деятельность.

Расскажите о конкретных случаях?

— Не так давно на главу одного из муниципалитетов по обращению предпринимателя завели уголовное дело за воспрепятствование предпринимательской деятельности. Суть претензий была в том, что предприниматель, получив всю разрешительную документацию, начал заниматься разведением рыбы. Но по какой-то причине глава муниципалитета решил спустить воду из водохранилища. Рыба погибла. Предприниматель потерял деньги. На требования прокуратуры возместить ущерб, выйти на диалог с предпринимателем, уладить спор никакой реакции со стороны муниципалитета не последовало. Надо сказать, по схожим основаниям возбуждалось достаточно много дел, но до суда удалось довести пока только это.

Надеюсь, судебный процесс послужит в назидание главам других муниципалитетов: прежде чем самоуправствовать, стоит вспомнить, что в Уголовном кодексе есть статья, которая защищает интересы предпринимателей.

По словам юристов, все чаще предприниматели сталкиваются с тем, что гражданско-правовые отношения переводятся в уголовные дела. Поступают ли такие обращения?

— Да, здесь также, к сожалению, наблюдается некий рост. Хотя, следует признать, в нашем регионе ситуация еще относительно благополучная. Но за три месяца мы уже вышли на показатель 50% к уровню прошлого года: поступило 15 обращений, связанных с уголовным преследованием. Такая динамика, безусловно, вызывает беспокойство. Но зная отношение руководства Главного управления МВД, Следственного комитета, прокуратуры к таким вещам, не сомневаюсь, что ситуацию мы держим под контролем. Акцентирую внимание: речь не идет о тех предпринимателях, которые нарушили закон и, безусловно, должны нести ответственность. Проблема в том, что сегодня гражданско-правовые отношения нередко подменяются уголовными расследованиями. То есть, условно говоря, предприниматель за два года, пока шло рассмотрение дела в Арбитражном суде, доказал свою правоту, выиграл процесс — и сразу же против него возбуждается уголовное дело по заявления проигравшей и недовольной стороны. Это самое опасное, что может быть: человек теряет и свободу, и здоровье, и бизнес. При этом всего порядка 25% возбужденных уголовных дел в отношении предпринимателей доходят до суда. Остальные болтаются годами.

А жалобы на слишком уж пристрастные проверки налоговой службы поступают?

— Трудно обвинять налоговиков в том, что они хорошо выполняют свои должностные обязанности. Это их прямая задача — администрировать налоги и передавать их в бюджет. В конце концов, за счет этих средств выплачиваются пенсии, получают зарплаты пожарные и полицейские, финансируются школы, детские сады, больницы. Недавно мы проводили опрос среди предпринимателей, и жалоб на налоговую службу стало гораздо меньше. Конечно, ходят разные слухи, но доказать пока еще никто не смог, что налоговики пришли на предприятие и сказали: «Заплати определенную сумму, и мы уйдем. А нет — расплющим». Нет ни одного возбужденного уголовного дела. Слухи есть, да.

Но цифры говорят только о росте собираемости налогов: по данным регионального УФНС, вклад малого бизнеса в бюджет области за последний год вырос на 13,5%. А в денежном выражении рост составил 1,1 млрд руб. А в целом по России рост налоговых поступлений составил 23%. При этом темпы роста ВВП в 2018 году составили, по данным Росстата, 2,3%. О чем это говорит? О том, что либо налоговая служба стала лучше администрировать деятельность бизнеса, либо бизнес действительно стал расти.

Какие важные для предпринимателей законодательные изменения ожидаются в 2019 году?

— Прежде всего, это федеральный закон, касающийся нестационарных торговых  объектов. Еще в 2015 году мы при активном участии депутатов городских собраний, бизнес-объединений разработали положение, регламентирующее эту сферу. Но документ носил рекомендательный характер, и некоторые главы муниципалитетов устанавливали свой порядок. Сейчас в промышленности ощущается некий спад, и если раньше в маленьких городах люди, потерявшие работу, пытались открыть свой бизнес: шли в торговлю, в сферу услуг, — то сегодня конкуренция обострилась, появились крупные федеральные игроки, которые зажимают малый бизнес. А если еще и муниципалитет ставит палки в колеса… Так что, зная об этой проблеме, мы пошли другим путем: в прошлом году вместе с депутатами Законодательного собрания области, прокуратурой, УФАС и бизнес-объединениями разработали законопроект, который ограничивал бы полномочия муниципалитетов и устанавливал единые правила на территории области. Но депутаты засомневались: может, лучше все же дождаться выхода федерального закона, который должны были принять в первом квартале 2019 года. Но, к сожалению, под действием лоббистов рассмотрение законопроекта опять перенесли на неопределенный срок. Я убежден: надо принимать законодательные акты на региональном уровне, под федеральные стандарты мы всегда успеем их подправить. Проблема ведь насущная: люди теряют рабочие места, предприниматели бесправны. Речь идет о выживании в кризисное время.

К сожалению, нередко законодательные изменения застают бизнес врасплох.

Один из недавних примеров — закон, который запрещает размещение хостелов в многоквартирных жилых домах. Для делового сообщества это оказалось полной  неожиданностью: люди вкладывали деньги, развивали бизнес, и это пользовалось достаточно высоким спросом: далеко не все могут сегодня позволить себе бронировать дорогие гостиницы, даже трехзвездочные, и хостелы в этом случае выручали. И предприниматели, развивая бизнес в правовом поле, в один день оказались перед необходимостью в сжатые сроки свернуть его. А речь фактически идет именно о закрытии хостелов, которые располагаются выше первого этажа жилых домов. Продать этот бизнес уже невозможно. Жизненные планы людей, которые, возможно, вложили в открытие хостела на двадцать-тридцать мест все свои сбережения, в одночасье оказались разрушены росчерком пера. Депутаты приняли закон, традиционно не считаясь с мнением бизнеса, но было бы разумно, если бы законодатели подумали о компенсации ущерба предпринимателям. Мне это напоминает события столетней давности, когда после Революции шла экспроприация.

Самое читаемое
  • В Академическом районе Екатеринбурга собираются построить храм и военкоматВ Академическом районе Екатеринбурга собираются построить храм и военкомат
  • Строительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долговСтроительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долгов
  • Загородные дома в Свердловской области подорожали на 46%Загородные дома в Свердловской области подорожали на 46%
  • Вместо «горнолыжки» — событийный туризм: что будет в «Большой Сысерти»?Вместо «горнолыжки» — событийный туризм: что будет в «Большой Сысерти»?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.